Вячеслав Тетёкин: Без военной науки и образования армия не победит
16 декабря 2015 года в ходе закрытого «правительственного часа» парламентарии заслушали доклад министра обороны Сергея Шойгу. Позицию фракции КПРФ представил депутат Государственной Думы, член Комитета по обороне Вячеслав Тетёкин.
Пресс-служба депутата Государственной Думы В.Н. Тетёкина
2015-12-16 16:06
Тетёкин Вячеслав Николаевич
Главный политический советник Председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы ФС РФ
Ниже публикуем текст выступления:
- Уважаемые коллеги!
Состояние нашей армии, немало пострадавшей от реформаторского зуда, в последние годы заметно пошло на поправку. Признаком возрождения служит, в частности, активная и зачастую решающая роль армии в крупнейших внешнеполитических событиях последних двух лет. Я имею в виду воссоединение Крыма с Россией, помощь народу Новороссии в отражении интервенции киевской хунты и поддержку Сирии – нашего стратегического союзника на Ближнем Востоке. Заметно повысился уровень боевой подготовки войск. Создается Арктическая группировка. Восстанавливается престиж службы в армии. Возрождаются прославленные боевые соединения и объединения.
Мне было особенно приятно узнать о воссоздании 1-й гвардейской танковой армии. Начальником штаба этой армии в свое время был мой отец – генерал-майор Тетёкин Николай Степанович, а командующим – генерал-лейтенант, впоследствии генерал армии Герасимов Иван Александрович.
КПРФ полностью поддерживает положительные изменения в жизни Вооруженных Сил. Но мы обязаны, однако, помочь военным справиться и с проблемами. В том числе и с тяжелейшим наследием сердюковщины. Но не только!
Конечно, очень хорошо, что в войска пошла новая боевая техника. Но мы не можем не видеть, что наше машиностроение, фундаментальная и прикладная наука, без которых невозможно создавать современные системы вооружений, по-прежнему находятся в тяжелейшем состоянии. Много говорят об импортозамещении. Однако ряд оборонных заводов стараниями прозападного экономблока правительства находятся на грани банкротства. С огромным трудом поднимается отечественное станкостроение, электроника, радиоприборостроение, оптика. А без этого нам амба!
Казалось бы, это проблемы не Министерства обороны. Но военные, как это было во времена СССР, могут и должны энергично влиять на создание научно-технического фундамента нашей обороноспособности.
Современная техника требует не только смелого, но и умного военнослужащего. Однако система школьного, да и высшего образования в кризисе. Из школы выходят юноши, не знающие толком, кто победил в Великой Отечественной войне. А ВУЗы плодят экономистов и юристов при острейшей нехватке инженеров. И здесь Министерство обороны могло бы сказать свое веское слово.
Да, новая боевая техника важна. Но еще важнее мозги. Войны ныне идут высокотехнологичные, «умные». Возрастает значение высокоточного оружия, гиперзвуковых ударных систем. То есть роль интеллекта в военном деле повышается.
В этой связи ключевое значение имеют системы военного образования и военной науки. Наша страна всегда была здесь на передовых позициях. Но именно эти системы подверглись варварскому, преступному разгрому в ходе сердюковских реформ. Уничтожены десятки прославленных училищ и академий.
Взять хотя бы Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского и Академию ВВС им. Гагарина. Это были не просто всемирно известные учебные заведения. Это были подлинные храмы наук. Вместо них в Воронеже возвели Храм-новодел. Но поскольку весь профессорско-преподавательский состав остался в Москве, то Храм оказался без священников! К примеру, раньше на кафедре тактики фронтовой авиации было 12-14 преподавателей, включая 1-2 докторов наук. Сегодня 2 преподавателя и те из войск. (Вот и потеряли Су-24 в простой тактической ситуации). А ведь на создание научных школ требуются десятилетия упорного труда.
С трудом спасли Академию ПВО имени Жукова в Твери. Есть сомнения в оправданности передислокации академии РВСН из Москвы и 4ЦНИИ из Королева в Балашиху. (Как известно, два переезда равны одному пожару.)
Недавно перечитывал книгу гениального конструктора вооружений Аркадия Шипунова. Сейчас положение, к счастью, заметно улучшается. И он постоянно подчеркивает, что в создании систем оружия равноправное участие принимали военные ученые. Именно они формируют ТТЗ, участвуют в НИОКРах и, особенно, испытаниях. И не в качестве посторонних контролеров, а в качестве активнейших творцов оружия.
Хотелось бы, чтобы военные ученые вновь на равных участвовали в разработках. Очевидно, нужно укреплять военно-научные комитеты при главкоматах видов Вооруженных сил, а также ГРАУ, ГАБТУ, заказывающие структуры.
Уважаемые коллеги!
Ныне вполне очевидно, что наши западные «партнеры» – это волки в овечьей шкуре. Хорошо известно, что тот, кто не кормит свою армию – кормит чужую. Экономить на безопасности нельзя. КПРФ всегда была, есть и будет надежным другом Вооруженных Сил. При всех сложностях бюджета фракция КПРФ убеждена в необходимости сохранения финансирования Вооруженных сил на достаточном уровне. Слишком много лет армия находилась на голодном пайке. Надо возвращать долги нашей армии.