Фиксаж, уважаемый, объясните мне тупому как можно язычество изучать по художественным произведениям А. Грога? Думаю в трудах профессора Рыбакова гораздо больше полезного можно найти, чем у Грога. И ещё вопрос- тут у Вас в одном из постов упоминаются забавы воинские да кулачные бои у староверов- старообрядцев. Вам самому верится в этот бред? Как могут быть воинские традиции у людей, которые всегда бегали от опасности? Ни одна община старообрядцев не оказала сопротивления своим притеснителям- бегали в Сибирь али на тот свет, сжигая себя...
Противоречие на противоречии.
1) Мы в большей степени познаем историю по художественным произведениям. Они и вовлекают нас в нее, будоража воображение, затем проявляет себя аппетит знать больше. Мы читаем "мушкетеров Дюма" и лишь потом обращаемся к мемуарам Ришелье (кстати, читал, и вряд ли бы прочел, не будь первого).
2) Уход в Сибирь не есть проявление трусости, а презрение к существующему порядку вещей. А самосожжение во имя Веры не назовешь трусливым поступком. Самураи - не ближний свет, но они бы вам пояснили.
3) Ни в одном из своих комментариев я не указывал, что кулачные бои - это игрища староверов-старообрядцев. Равно у нас разные понятия о староверах. А по кулачным и прочим игрищам мне есть что сказать, потому далее пространно...
Всего в мах не расскажешь...
Я застал и участвовал в кулачных "стенка на стенку", и кстати, про это тоже пишут много глупостей. А там было строгость пРАвил и строгое же наблюдение взрослых-"старых" за порядком.
В первую очередь (беру наши места) существовали возрастные ограничения, и некоторые "детинушки", пусть в том же возрасте, но наделенные богом силушкой страшненькой, равно отслужившие в армии (а службу проходили все, кроме тех, кто нарожал двух детей до нее) и прочие женатики – (были такие, что умудряли ожениться еще до службы) - все они на "торопь" не допускались.
По сложившемуся в современности (моей современности), всяк раз это было у клуба, после фильма, перед танцами, и не деревня на деревню, а несколько деревень на несколько деревень. И вот хотя это происходило веками, но злоб и деления в прочее время не было и тени.
И кстати, опять же в мое время в этом участвовали и "гости", те кто приезжал на лето, на каникулы, но жил в определенных деревнях - но и понятия "дачник" тогда не было, все жили у кого-то, у родни, и считались своими - родней. Кстати, гости принесли с собой не лучшие приемы (городских окраин), и их в этом упрекали. Случалось, за грязное выдергивали с торопи и бросали в лужу.
Количество подростков в "стенках" было одинаковое. Правила просты - упал (даже если подскользнулся) - выбыл, кровь пошла носом (обычное частое дело) - выбыл. Удары подростков неубойные (природные детинушки, пусть даже возраста подростков, как уж говорил, не участвовали – их попросту недопускали).
Стимулы понятны - признание. Но главным в то время казалось - это то, что опрокинутая сторона обычаем уходила, а победившая "танцевала всех девушек".
Что интересно. Традиционно объявлял начало, ударяя со всего размаха длинной палкой плашмя между стоящими, "самый старый борода" из пришедших посмотреть на очередную "
торопь".
Интересны были тактические расстановки тогда еще "мальчишек". В стенках до последнего перестаивались, чтобы оказаться расчетно - взять на себя того, о котором "ватага" попросила, наделила для общей пользы. Пока старый окриком это дело не останавливал, но и тогда втихую старались перестроиться.
Никогда не было, чтобы двое на одного. Не было, чтобы в какой-то из стенок оказалось больше людей. За этим следили.
Случалось, но не так часто, что от «той стороны» оставался отдельный упрямец, тогда давали место. Ждали, "упокоит" или "окравянет" он своего противника, и вместо него вступал самый сильный, и обычно все заканчивалось. Но если опрокидывал или кровянил его и следующего, дело останавливали, и он, хоть и от проигравшей стороны, садился на почетное вместе со взрослыми и даже "ел с ними вино" - мочили в вине печенье и угощали. Но по девушек уже не "ходил танцевать", потому как до полуночи - ватажник, хотя и гордость, но разделить поражение должен со своими.
Еще раз отмечу этот особый стимул (кроме понятного естественного азарта, жажды победы), а именно - "восхищение дев". Проигравшие в клуб войти не смели, и обыкновенно тихо уходили, разбирать, что получилось не так, и как поправить дело в следующий раз, кого позвать, кого против кого выставить…
Точный литературный фрагмент (вплоть до лужи – ее факта и назначения – деревня С-во – 60-70-е) - автор А.Грог:
«После всегда танцы и дрались - разбивали носы, рвали рубашки. Новские кучковались с Копнинскими и шли против Лешенских. Лешенских было много - плодовитая деревня, если им еще и Вороньковские подходили в подмогу, приходилось жарко.
Тех, кто пострадал, растаскивали девицы - утешать.
Правила соблюдались - лежащих не трогали, нос разбит - рубаха в крови - тоже отваливай в сторону, никто с тобой сцепляться не будет. А будешь заводиться, сообща сгребут и в лужу бросят. Лужа возле клуба знатная - никогда не просыхала - от нее дорога ползла в гору, и со всего уклона стекало. Много кто в той луже перебывал…»
/зарисовка использована в рассказе: «Топчи планету»/
А если копнуть глубже - откуда идет, то...
" (...)
Торон – прямой удар.
Торонь – ураган, серия ударов и приемов.
Торочить – вязать, в том числе и приемами.
Торони – скрывайся, ставь защиту.
Торопань – топчи, дави…
Да, и драться положено на "
торопи", на «
торопище» или «
торпище», и с него же не отпускали, пока противники не замирятся, пока не остынут, не попью родниковой, не доверят спиной повернуться, да на спину друг дружке плеснуть холодненькой, и вот когда с этого рассмеются, тогда поединок закончен, не раньше. И если с одной чаши выпил, то уже едва ли не побратим. На
торопище идут не затем, чтобы драться, а затем, чтобы примириться, в том был его смысл.
А нетерпелив, отсюда и - «
торопыга».
И что тут непонятного хотя бы по звучанию? Всяк русский, кто даже не слышал этого слова прежде, его поймет. Ну, и куда вы, мистер Торопыга со своим «урамикатсуки» на «сука-бля-вамо»?..
А есть еще такое – «робовать» или «робошить», но обращенное отнюдь не к равным, а том смысле бития, что «делать рабов». Пугать до самых пят, и «пяткосверкание», даже если и остался на месте, отсюда же. Напуган – вполовину побит..."
И это тоже олитературенный отрывок - автор А.Грог - ссылки не даю, поскольку работа («ВСВ») вылеживается, чтобы вызреть для очередной правки. Но вопрос - узнали ли вы с его помощью больше о России и времени, которому он свидетельствует?
Дополнение.
Мне не ясно, имеет ли отношение последнее -
ТОРопь, или
ТОРопище - к скандинавскому богу
Тору, что выступал богом сражений и воинов? Очень интересный вопрос...
И не
торопите меня, обо всем напишу.
Дополню зарисовкой, чтобы познали о времени:
...По субботам безногий киномеханик привозил кино, чередуя "Фантомаса" с "Александром Невским". Мальчишки его побаивались. Мог не принять даже собранные копейки на билет. Вешали простыню, даже очередь такая была, с какого дома взять. Помогали сгрузить аппарат и пару бобин с фильмом. Аппарат, самый старший, под командами киномеханика, устанавливал в дощатой будке - пристройке к клубу. Спрашивал - есть ли электричество. Переключать должны были на дойке. Терпеливо ждали, когда дадут на клуб, но там иногда забывали. Приходилось тянуть жребий, и кому-нибудь бежать, трусить по тропе, срезающей луговой клин у озера...
Ноги киномеханика остались под Прагой 10 мая 45 года, уже после подписания, и за это ему было особо обидно - озлился. Ни разу не видели, чтобы он улыбался.
С мальцов и пенсионеров по 5-10 копеек, остальные 20. Расторговавшись, он запирал всех в клубе и, крикнув, чтоб не курили, на негнущихся ковылял в дощатую пристройку. Эти минуты, пока дотопает, были особо томительны.
Курили все равно, лампа рассекала облака и, если поднять голову, было видно, что в дыму шевелятся тени...
Аппарат был один узкопленочный - 16 мм, а фильма две, иногда и три бобины. В середине картины киномеханик останавливал аппарат - перезаряжать. Если свет не включали, слышно было, как парни лезут обжиматься. Иной раз и звук плюхи, если слишком уж нахальничал. И сразу же - "по поводу" - веселые примечания со всех сторон.
Бывало, не ладилось со звуком, но фильм все равно смотрели - копеек назад никто не требовал. Самый языкастый (обычно Гришка с Вороньково) как бы дублировал на разные голоса. Иногда увлекался. Особо на "Александре Невском" (когда заваруха шла у кораблей) и, читый - не читый, а все равно переходил на матюги. "Хенде-хох, курва мать!" - так и сыпалось с него.
Но монолог Невского: "Кто с мечом к нам придет...", читал торжественно, хотя и там вставлял много отсебятины - было и про космос, и про водородную бомбу...
С-во не Урочища, туда даже автобус с большака сворачивал. Деревня знатная - четыре десятков домов, а один (совхозный) даже каменный...