Генеральная прокуратура выложила на своём сайте данные о преступности в России за первое полугодие 2017 года. Первое место по количеству преступлений занимает Москва, второе — Московская область. Безусловно, в отчёте указаны абсолютные цифры, что концентрирует преступность в наиболее густонаселённых регионах, однако их жителям от этого комфортней не становится. Как же влияет на качество жизни проживание в густонаселённых агломерациях?
Известно, что урбанизация или концентрация населения в городах за счёт оттока из сельской местности, неумолимо сопровождало человечество во все времена, идя за руку с развитием производительных сил. В России, лишь сто лет назад, уже в разгаре индустриализации, ещё около 80% населения обитало в сёлах! А ныне, всего век спустя, такой же процент – в городах. В Европе – похожая картина. Тому есть объективные и, как обычно, переплетающиеся с ними, субъективные причины, которые указаны в скобках.
Тут и защищённость контролируемой среды (личная безопасность), и торговые пути (материальное обилие и соблазны), и меньшая зависимость от природно-климатических факторов (комфортность проживания), и концентрация средств производства, значит, востребованность рабочей силы (легче найти работу и доход), и подконтрольность населения (государственная безопасность), и концентрация культуры (легче получить качественное образование и полезный досуг). Не забудем и, основополагающий при капитализме, экономический фактор – всегда более эффективно предоставлять одну и ту же услугу массовому потребителю.
Особо хочу остановиться на последствиях объективного отрыва индивидуума от своей социальной корневой системы. То, что, затем, превращается в кажущуюся свободу для проявления инстинктивных желаний, страстей обладания, и бесконтрольности.
На протяжении большей части своей истории, подавляющая масса человечества жила в небольших поселениях (деревнях и сёлах). Общежитие там регулировалось не столько государственным правом или религией, как созданной веками, традиционной системой народной морали и внутренней нравственности, которая тысячелетиями была ответственной за саморегуляцию поведения.
Система была самой действенной формой контроля преступности. Все мы, по своей сути, – коллективные создания. Когда все знали о каждом, и каждый, знал, что он на виду у всех, было не до шалостей. Что хорошо, а что плохо для сообщества – заведомо и всем известно. Нежелательные мутации или аномалии поведения, если и возникали, то тут же пресекались и искоренялись из сообщества. Общество постоянно очищалось.
В городах же, несмотря на густые религиозные сети и развитую репрессивную инфраструктуру (закон, полиция, тюрьмы) такой тесный социальный контроль пропадает. Люди попадают на территорию иллюзии анонимности, низменных соблазнов и коллективных примеров нравственного уродства. С другой стороны – растёт чувство отчуждения и одиночества. Многие срываются в пропасть между ними.
Через атмосферу пороков, ярких развлечений и вседозволенности их жизненную (эмоциональную) энергию высасывают метафизические сатанинские сущности, оставляя человека, в конце его пути, в виде выжатого и брошенного в мусорную яму лимона. Что прекрасно описано в многочисленных литературных произведениях, в частности, в романах Ф.М. Достоевского и в «Шагреневой коже» Оноре де Бальзака.
Что получаем в результате урбанизации? Неудовлетворённое, нервное и жадное существо, с гипертрофированным самомнением и выраженным стадным инстинктом.
Более того, урбанизацию городов миллионщиков не остановить.Она – как воронка, засасывает всё новые человеческие ресурсы. Жизнь в них останавливается, вместе с деловой активностью, лишь по причине радикального преобразования экономической конъюнктуры (пример Детройта, в США) или схлопывания отраслей моно городов. Обычно же, они просто растут... или вырождаются в иммигрантские гетто.
Коллективизм, в понимании «чувства локтя», и будучи важной составляющей качества жизни человека, абсолютно не равноценен скученности. Вернее наоборот: бОльшая скученность, парадоксально – меньше чувства локтя и солидарности и больше отчуждённости и ощущения одиночества, о которых шла речь в статье
https://cont.ws/@doctordragon/...
Сельская жизнь ставит человека в бОльшую зависимость от окружающей среды. Но окружающая природа воспринимается там своим домом. Трудно представить коренного жителя деревни мусорить или загрязнять близлежащий к ней лес, речку, овраг. Наплевательски относиться к сородичам. Город всё терпит, деревня - нет.
Для городского жителя, особенно, только что вырвавшегося из «оков» деревенской жизни, природа ассоциируется с тяжким трудом «за гроши», неудобствами и неволею. Ставшая ему чуждой среда, которой он, как бы мстит, приближая к своей ново обретённой городской сути... Для чего посыпает её городским мусором. Достаточно взглянуть на парки после выходного дня.
Кроме того, урбанистическая скученность приводит к тотальной зависимости людей от внешней инфраструктуры: водо- и электроснабжения, канализации, отопления, транспорта. Представьте себя зимой без света в течение хотя бы нескольких дней. Катастрофа, даже без стихийного бедствия. А голод из-за сбоя поставок продуктов питания?
Такая зависимость, в сочетании с буквально «заразительным» коллективным эмоциональным напряжением в крупных городах, неблагоприятно сказывается на общем психоэмоциональном состоянии жителей. Независимо от их имущественного статуса. Я уже молчу о ядовитом воздухе, который один на всех.
Научно доказаны и отрицательные последствия многоэтажного жилья на здоровье и неврологическом статусе. Земной магнетизм является важный естественным фактором благосостояния клеток и органов. А жильё выше 3-го этажа существенно снижает интенсивность магнитного поля. Взамен, организм окружён вредоносными электромагнитными излучениями со стороны проводки, антенн ретрансляции и приборов.
По мнению экспертов, оптимальными для качества жизни и гармоничного развития городами являются населённые пункты с численностью населения до 100 тысяч человек и доходами на человека не менее двух прожиточных минимумов. Города, которые, пешком, возможно пересечь из конца в конец за пару часов. Где преобладает малоэтажное жильё (1-5 этажей) в шаговой доступности от мест работы, обучения, спорта, торговых рядов, общественного досуга, рекреации и объектов культуры. Экологии и сохранению в чистом виде окружающей природы в них уделяется первостепенное значение.
Желательна так же возможность для населения заниматься подсобным садовым или огородным хозяйством. Тем более, в России, это у нас – в крови. Вспомним послевоенный СССР и дворовые палисадники. Такие города служат человеку, а не довлеют над ним масштабами своих конструкций и расстояний, как те легендарные мегаполисы, канувшие в лету. Которые были призваны заставить почувствовать человека своё ничтожество перед Властью.
Что происходит, когда, в одном жизненном пространстве нас намного больше? Мы продолжаем в нём находиться..., как его смазка, топливо, винтики, шестерёнки, гонимся наперегонки или просто, спим. Но не живём.
Моё внимание всегда привлекала надпись в лифтах: «Берегите лифт! Он бережёт ваше здоровье». Хотя, с медицинской точки зрения – с точностью наоборот. Пользуемся лифтом и ходим в спортзалы – парадоксы цивилизации. Понятие комфортности не всегда тождественно качеству жизни и здоровья. Будем надеяться на лучшее.