"Хроники пикирующего барреля. Четвертые сутки пылают станицы... Не станицы, конечно, а нефтяные котировки. И не пылают, а снижаются. И не четвертые сутки, а уже седьмые. Однако в целом ситуация такая, что впору спеть военный романс, на привале во время организованного отступления по всему фронту... Сегодня стоимость барреля Brent установилась на отметке 37,53 USD. Это самая низкая цена за последние 7 лет, то есть начиная с 2008 года. Но в 2008-м, как вы помните, грянул мировой финансовый кризис, чем и объяснялось снижение цен на нефть, быстро вернувшихся после кризиса на прежний уровень. А сегодня у нас финансового кризиса нет, во всяком случае в явном виде. А низкие цены на нефть держатся уже целый год. И продержатся еще не меньше года.
Некоторые специалисты, в том числе в России, уже прогнозируют, что в следующем году нефть может опускаться ниже 30 USD, то есть до многолетних минимумов.
Кстати, если сделать поправку на инфляцию, то текущая цена - 37,53 USD - уже может оказаться самой низкой в истории или около того.
И еще не нужно забывать, что Россия экспортирует нефть марки Urals, а не Brent и наш Urals торгуется с дисконтом к "бренту".
Это значит, что при цене Brent около 37 долларов Россия будет получать за свою нефть меньше 35, а при цене 30 долларов за Brent Россия получит что-то около 28 долларов, что примерно соответствует себестоимости добычи, а для некоторых месторождений уже становится ниже себестоимости.
Так что старая шутка о том, что при цене 20 долларов за баррель к власти вернется Ельцин, потому что только он знает, как управлять страной при низких ценах на нефть... звучит многообещающе и очень зловеще.
Но давайте оставим в стороне пустые страшилки и попробуем разобраться, что происходит с нефтяными котировками, почему они снижаются, доколе это будет продолжаться, кто виноват и что с ним сделать.
Почему падает цена на нефть.
Главный объективный фактор, толкающий нефтяные котировки вниз, это превышение предложения над спросом. Данный фактор сохраняется на протяжении всего последнего года, что и вызывает затяжное снижение нефтяных цен.
Как известно, в условиях свободного рынка цена определяется балансом спроса и предложениия. Когда предложение превышает спрос - возникает тенденция к снижению цен, когда спрос превышает предложение - наоборот.
Однако сводить все к соотношению спроса и предложения тоже не следует. Каким бы ни было превышение предложения над спросом, продавать товар ниже себестоимости - удовольствие сомнительное. Распродать складские остатки по бросовым ценам еще можно, а вот продолжать производство себе в убыток, даже ради сохранения доли на рынке - не каждый захочет и тем более не каждый сможет.
И наоборот, каким бы огромным не был спрос, цена на нефть не может расти бесконечно, потому что слишком высокие цены заставят искать альтернативные источники энергии, сокращать энергозатраты и просто экономить.
Но сейчас у нас речь не о верхнем, а о нижнем пороге цен.
Цена, ниже которой производство теряет коммерческий смысл, называется ценой сопротивления. При достижении этого уровня производство должно начать сокращаться по мере ухода с рынка игроков, не выдерживающих конкуренции, спрос и предложение должны сбалансироваться и снижение цен должно остановиться.
И вот, в течение всего года специалисты ожидали, что произойдет именно так, как должно быть в теории - начнется сокращение добычи на "дорогих" месторождениях, предложение снизится и цены двинутся вверх.
Сначала, еще год назад, многие делали ставку на банкротство американских компаний, ведущих добычу сланцевой нефти. Была популярна версия, что саудиты специально демпингуют, чтобы выдавить с рынка американских сланцевых игроков.
И действительно, число сланцевых "качалок" начало сокращаться.
Но цены это не остановило. Они продолжили движение вниз.
В последнее время много надежд на восстановление нефтяных цен было связано с ОПЕК - ожидалось, что члены картеля примут если не решение о сокращении добычи, то хотя бы сделают какое-нибудь заявление, вселяющее надежды. Однако ОПЕК так ничем и не порадовал, даже в разговорном жанре.
Что случилось с ОПЕК - понять нетрудно. Во-первых, в картель входят далеко не все нефтедобывающие страны. ОПЕК контролирует примерно половину мировой добычи нефти. А во-вторых, саудиты и Катар, контролирующие ОПЕК, по всей видимости не хотят снижать свою добычу.
Почему саудиты и Катар не хотят снижать добычу - вопрос интересный.
Тут может быть несколько вариантов ответа:
1) Очень нужны деньги и терять доход в краткосрочной перспективе даже ради восстановления цен в будущем саудиты пока не готовы. Состояние экономики Саудовской аравии в последнее время не очень хорошее, к тому же война в Йемене и поддержка ИГИЛ требуют значительных средств, так что деньги нужны "здесь и сейчас".
2) Хотят-таки выдавить с рынка сланцевых конкурентов и может быть кого-нибудь еще.
3) Выполняют заказ вашингтонского обкома на понижение нефтяных цен, целью которого является экономическое давление на Россию. И заодно, может быть, на Венесуэлу.
4) Не верят в то, что сокращение объемов добычи существенно повлияет на нефтяные котировки.
Кстати, обратите внимание - перечисленные выше мотивы могут действовать одновременно, они не исключают друг друга.
Но давайте подробнее остановимся на последней из указанных версий -
Саудиты не верят в то, что сокращение объемов добычи существенно повлияет на нефтяные котировки.
Казалось бы, здесь есть противоречие сказанному выше. Теория говорит о том, что снижение добычи, а следовательно и снижение предложения должно привести к росту цен. Но это в теории. А вот на практике не всегда бывает именно так, особенно когда снижает добычу кто-то один.
Есть серьезные основания считать, что предложение нефти на рынке в ближайшее время будет расти, поэтому жертвы со стороны Саудовской аравии, если они сократят свою добычу, могут оказаться просто бесполезны.
Но откуда возьмется новое предложение, да еще и при таких низких ценах на нефть?
Выйти на рынок в ближайшее время обещает Иран. Точнее вернуться. С Ирана снимают эмбарго и Тегеран обещает в короткие сроки выдать на-гора от полумиллиона до миллиона баррелей в сутки. И в течение года довести экспорт до двух миллионов. А это очень серьезно. При этом, низкие цены Иран не пугают. Находясь под действием эмбарго, Иран очень соскучился, если можно так выразиться, по экспортной выручке, поэтому персам, как морякам после длительной автономки, даже 20 долларов за баррель будет "красиво".
Но и это еще не все. США снимают эмбарго на экспорт собственных запасов.
Сколько они собираются выдать на рынок - не знаю, но наверное тоже немало.
Однако и это еще не все факторы, которые могут толкать нефтяные котировки все ниже и ниже.
Спекуляции и заговор на бирже
Цены на нефть, о которых нам постоянно докладывают в новостях - это биржевые цены. Они определяются в ходе торгов на бирже. И определяют их... правильно, брокеры. Вернее брокерские конторы.
Конечно, каждый из нас может купить, либо продать баррель. Правда идти нужно будет не на биржу, а опять же в брокерскую контору, но если вы поручите брокеру купить или продать баррель по определенной цене и заплатите за это деньги - выше поручение будет исполнено. Однако ваш одинокий баррель или даже тысяча баррелей, никакого заметного влияния на мировые цены не окажут.
Чтобы влиять на мировые цены, надо продавать и покупать миллионы баррелей, а это объемы, доступные только крупным игрокам.
Биржевые цены на нефть определяют брокерские конторы, торгующие нефтью на бирже. Это еще называется "бумажной нефтью". Эта нефть существует только на бумаге, вернее в компьютерах, но именно ее цена в итоге влияет на стоимость реальных поставок.
А как брокеры определяют, по какой цене продавать и покупать нефть?
Теоретически брокеры должны прогнозировать баланс спроса и предложения, находить оптимальные цены поставок на тот или иной месяц, на который торгуются фьючерсы. Но это теоретически.
На практике брокер преследует одну цель - максимальная выгода для себя любимого.
И с целью достижения собственной выгоды брокеры могут заниматься обыкновенными спекуляциями, занижая или завышая цены, играя теми или иными настроениями на рынке.
Вот, к примеру, предложение превысило спрос. Превышение не такое уж большое - всего несколько процентов. Казалось бы, цена должна была еще год назад понизиться на 10-20 долларов и остановиться на отметке в 50. И застыть на ней.
Но брокеры начали играть на понижение и решили заработать не один раз, после чего остановиться, а зарабатывать на протяжении максимально длительного времени. И понижают цену из месяца в месяц. А потом смогут точно так же, на протяжении длительного времени повышать, чтобы зарабатывать долго и хорошо.
Кстати, брокеры, играющие на понижение, называются медведями. А играющие на повышение - быками. И когда на бирже долгое время преобладает игра на понижение - это называется "медвежьим настроением". Но это так, к слову.
А теперь давайте представим, что "медвежье настроение" возникло не просто от солидарного желания брокеров заработать на понижении, когда для этого возник такой удобный повод, как преобладание предложения над спросом.
Предположим, что задание "играть на понижение" брокерам спускают сверху.
Кто? Руководство брокерских контор. Зачем? Потому что руководству брокерских контор тоже кто-то спустил такое "ц.у.", сверху, с самого верху.
Кстати, это не так уж сложно. Не надо делать обход всех брокерских контор и тем более всех брокеров и каждому объяснять, почему следует играть на понижение. Достаточно выдать соответствующее указание руководству двух-трех крупнейших контор. И все. В этих конторах аналитики выпустят вполне аргументированный прогноз о том, что цены на нефть будут скорее снижаться, чем повышаться (как в одном известном мультфильме - "больной скорее мертв, чем жив") и брокеры, руководствуясь прогнозом своих авторитетных аналитиков, пойдут торговать, не особо задумываясь о глубинных причинах такого прогноза. А когда брокеры двух-трех крупнейших контор начнут играть на понижение - попробуй останови. Остальные тупо последуют за ними. Возникнет эффект толпы.
И еще один важный момент - брокеры обычно ведут торговлю не на свои деньги. И даже не на деньги брокерской конторы. Они торгуют на деньги клиентов или в кредит.
Таким образом, если выдать нескольким брокерским конторам нужное указание и открыть кредитную линию, которая обеспечит торги, то...
Цены на бирже можно опустить или наоборот поднять до значений, сильно отличающихся от тех, которые обоснованы спросом и предложением. Более того, при некотором старании можно пробить даже уровень сопротивления, то есть загнать цены ниже себестоимости. Не навсегда, разумеется, только на время. Но можно.
Не потому ли саудиты отказались от попыток повлиять на нефтяные цены, снижая собственную добычу?
В ситуации, когда брокеры целенаправленно гонят цены вниз и готовы продолжать игру на понижение неопределенно долго, сокращать добычу бесполезно, это приведет только к потере собственного дохода. А когда Иран готовится добавить на рынок свой миллион баррелей в день - бесполезно вдвойне.
К версии о биржевом сговоре еще в начале года специалисты относились крайне скептически как к диванной конспирологии. Однако со временем отношение к этой версии несколько поменялось, потому что объективных причин для столь глубокого и затяжного падения цен на нефть, которое мы наблюдаем, все-таки маловато.
Да, предложение преобладает над спросом. Но не так уж сильно. Да, предложение может увеличиться с выходом на рынок Ирана. Но опять же, в мировых объемах это всего пара процентов. А главное - спрос пока не падает, а временами даже растет. Но цены на нефть при этом за год с небольшим снизились в 2.5 раза.
Поэтому в последнее время число сторонников версии о геополитической (биржевой) природе низких цен становится все больше и больше.
А кому и зачем понадобилось понижать цены, кто способен это организовать, кто может обеспечить своих брокеров практически неограниченным финансовым ресурсом для игры на понижение - угадайте, как говорится, с трех раз.
Доколе это будет продолжаться?
Если версия о геополитической (биржевой) природе низких цен верна, то продолжаться это будет до тех пор, пока не будет решена поставленная заказчиком задача.
Какая именно задача поставлена заказчиком - можно только гадать.
Если задачей является обрушение экономики России, тогда низкие цены на нефть будут держаться еще год-полтора, именно на такой срок хватит российских резервов при ценах на нефть около 30 долларов за баррель.
Впрочем, целью может быть не Россия, а Саудовская аравия - разрушение саудовской монархии и большая война на Ближнем востоке, которая последует за этим. Сколько потребуется времени для решения данной задачи - сказать не могу, но думаю не меньше года.
Задача может быть комплексной - разрушить и Саудовскую аравию и Россию, начать Третью мировую войну, только не ядерную, а гибридно-гражданскую, не влезая в нее своими войсками.
При желании можно представить еще пару-тройку задач.
Но допустим, что никакого заговора не существует, а причина низких цен - банальное преобладание предложения над спросом и вызванные этим спекуляции брокеров. Обычные спекуляции и не более того. Как долго низкие цены на нефть будут держаться в этом случае?
Как уже было сказано выше, свою нефть на рынок готовится выдать Иран. Если персы выдадут миллион баррелей в сутки, значит разрыв между спросом и предложением вырастет вдвое. Саудиты и Катар сокращать добычу не намерены (см. решение ОПЕК, вернее отсутствие оного). Уход с рынка сланцевых добытчиков за прошедший год никакого влияния на цены не оказал и вряд ли окажет в следующем. США собираются выбросить на рынок свои запасы.
И еще очень существенный фактор - большие накопленные запасы сырой нефти.
По всему миру хранилища заполнены практически до отказа, потому что на протяжении целого года добыча превышала спрос и лишнюю нефть все производители заливали в хранилища в надежде, что скоро цена вырастет и ее можно будет выгодно продать. А цена не выросла. И хранилища заполнены. И скоро будет просто некуда заливать лишнюю нефть, придется либо сокращать-таки добычу, либо... продавать излишки за бесценок.
Таким образом, если причина низких цен сугубо рыночная, то и она тоже будет сохраняться в течение всего следующего года, а может быть и дольше. Причем ситуация скорее ухудшится, чем улучшится.
В общем, с какой бы стороны мы не заходили, следующий год придется прожить с низкими ценами на нефть. И прогноз о том, что котировки могут нырнуть даже под 30 долларов за баррель - не выглядит слишком фантастическим.
И даже в 2017 году цены на нефть вряд ли начнут расти, потому что как для решения геополитических задач (если дело в них), так и для достижения баланса между спросом и предложением, потребуется от 2 до 3 лет.
Более того, есть подозрение, что высоких цен на нефть не будет уже никогда, потому что через несколько лет спрос может не вырасти, а наоборот упасть, потому что...
Впрочем, спрос на нефть в долгосрочной перспективе - это совсем отдельный разговор.
А на ближайшие год-два мы имеем прогноз по цене на нефть порядка 30 долларов за баррель, а может быть даже ниже.
Такчта... запасаем соль, спички и ждем того, кто сможет управлять Россией при низких ценах на нефть."