Произвольный траншейный нож. Германия. 1–я мировая война. К началу 1915 года армейские интенданты Франции и Германии тщательно перелопатили арсеналы и войсковые склады на предмет изыскания морально устаревших образцов стрелкового оружия и штыков, которыми можно было оснастить тыловые части взамен дефицитных современных винтовок, в которых остро нуждался фронт. Многие устаревшие штыки и тесаки были после переделки использованы по прямому назначению, но часть была передана в войска как есть, для использования в качестве боевых ножей.
Стилет траншейный переделочный. Франция. 1–я мировая война. Когда к 1916 году дефицит стрелкового оружия удалось насытить, появилась возможность использовать в качестве заготовок часть некомплектных и трофейных клинковых штыков. Обычно их укорачивали и обтачивали, иногда дополнительно удаляя элементы крепления на оружии в целях снижения веса. Так, бельгийский окопный нож выполнялся из штыка М 1916 к винтовке Маузера с металлическими ножнами от штыка М 1889 к винтовке Маузера обр. 1889 г. Для удобства удержания в руке нож снабжался кожаным темляком. Чехословацкие части, воевавшие в Италии, имели на вооружении боевой нож М 1916, так называемый "Pungale", – переделку штыка винтовки Веттерли. Круглая в сечении деревянная рукоять у пятки клинка имела металлическую обоймицу (кольцо) и очень напоминала рукоять напильника. Голландцы широко использовали в качестве боевых кинжалов переделку штыка–кинжала к кавалерийскому карабину системы Маннлихера.
Нож траншейный образца 1916 года. Италия.
Переделка клинкового штыка к винтовке Vetterli–Vitali обр. 1870 г. С 1916 г. на вооружении итальянской армии состояла укороченная переделка клинкового штыка к винтовке Vetterli–Vitali обр. 1870 г. и игольчатого Vetterli–Vitali обр. 1870. После завершения Первой мировой они эволюционировали в парадные штыки итальянских "чернорубашечников" Milizia Volontaria Sicurezza Nazionale (MVSN), попали к членам молодежной фашистской организации GIL (Gioventu Italiana del Littorio), а также использовались в качестве универсального ножа рядом спецподразделений.
Стилет траншейный образца 1925 года. Италия.
Переделка игольчатого штыка к короткой винтовке Vetterli–Vitali обр. 1870 г. В годы Второй мировой переделанные ножи стали атрибутом специальных частей и подразделений – разведывательных и диверсионных. Особенно в странах, не имеющих развитой ножевой отрасли. Поэтому в СССР пользовались популярностью переделки немецких штыков обр. 1884/98 гг. а также собственных, к автоматическим винтовкам, требовательность которых к уходу и навыкам владельцев не снискали им особой любви среди рядовых пехотных частей, набираемых, как правило, из числа крестьян.
Дефицит клинковых изделий содействовал крайне рачительному использованию даже неисправных экземпляров: у ножа армейского обр. 1940 года часто заменялись не только достаточно хлипкие деревянные ножны, но и деревянная рукоять. Замена кожаных ножен на самодельные дюралевые со сбитой авиатехники получила широкое распространение и на северном фронте, у финских войск: легкость, пластичность и удобство декорирования снискали им большую популярность в армии Суоми.
Традиционный армейский финский нож кустарного изготовления.
Ножны из авиационного алюминия. Переделки коснулись не только клинковых, но и игольчатых штыков. Хвостовик подобной самоделки обтачивался и крепился всадным способом в деревянный черен через металлическую пластину, выполнявшую роль крестовины. Тут уже отличались французы, утилизировавшие таким образом в годы Первой мировой собственные игольчатые штыки к винтовкам Лебель и Гра. Более технологически сложные образцы имели защитную дужку для руки. Наиболее сложные самоделки уже вполне напоминали нож–кастет: рукоять оснащалась не только дужкой с наваренными шипами, но и массивным "череполомом" в виде отдельного шипа, приваренного на заднюю часть этого импровизированного эфеса. Стилетный клинок предназначался для пробивания толстой зимней одежды, дужка эфеса – для сокрушения челюстей, носов и скул, а с "череполомом" все и так понятно.
Штатный траншейный стилет. Франция.
Из клинка от штыка винтовке Lebel. 1–я мировая война. Немецкие интенданты оказались намного прозорливее своих коллег со стороны Антанты. Если солдату нужен окопный нож – пусть берет обычный охотничий и использует, как велят командиры – решили они и оказались совершенно правы. Производственные мощности находившегося в начале XX века на подъеме были способны быстро решить подобную задачу. В войска тотчас пошли охотничьи модели, производимые как для нужд внутреннего потребителя, так и на экспорт. Одновременно широко использовался и "штыковой" дизайн – не столько в виду его смертоносности, сколько по причине чрезвычайной технологичности и дешевизны такого рода изделий, получивших широчайшее распространение в немецких линейных частях.
Типичный немецкий кинжал, использовавшийся и на охоте, и на войне. Вступившие в боевые действия Второй мировой войска союзников тоже констатировали острый дефицит армейских ножей. Имевшиеся со времен Первой мировой в США запасы ножей–кастетов быстро закончились. Армейские снабженцы начали срочно закупать у производителей универсальные и охотничьи модели, в которые производители, согласно пожеланиям военных, стали вносить изменения, связанные с увеличением прочности и снижением стоимости. Таким образом в начальный период активных боевых действий Второй мировой в армии и на флоте США наблюдалось определенное "ассорти" из охотничьих клинков, которое длилось практически до конца 1944 года. Лишь тогда удалось более–менее насытить спрос новыми армейскими моделями, созданными на базе охотничьих и универсальных гражданских ножей. Тем не менее, т.н. "6–ти дюймовые версии 7–ми дюймовых ножей для тяжелых работ", поставляемые в армию и на флот США ножевыми фирмами в первые годы войны, составляли подавляющее большинство армейских клинков. Так, популярных моделей Cattaraugus 225Q и Pal в войска было поставлено несколько миллионов.
Штатный боевой нож. США. 1943 год.
Pal Документально подтверждено, что в первые месяцы Второй мировой американской морской пехоте, отправляемой на остров Гуадалканал, предписывалось самостоятельно приобретать ножи. Существенную часть составляли и нескладные модели туристической направленности, производимые для бойскаутов. Уже в 1930–х, наряду со складными моделями американские бойскауты получили и нескладные разновидности, представляющие собой уменьшенные версии классических североамериканских охотничьих ножей боуи. Многие из них также отправлялись на фронт со своими владельцами.
В фашистской Германии аналогом скаутского движения стали подростковый "Юнгвольк" и юношеский "Гитлерюгенд", члены которого получали вполне практичный полевой нож Fahrtenmesser. Подобную модель имели и члены студенческой национал–социалистической организации. Рукоять ножа с приклепанными пластмассовыми накладками, украшенная ромбическим щитком с эмблемой организации, напоминала штыковую, равно как и металлические ножны с длинной кожаной петлей и ремешком для фиксации рукояти. Однако клинок имел ножевой профиль и в основной массе зарекомендовал себя, как надежный и вполне практичный инструмент, широко копировавшийся в качестве туристического много лет спустя после падения фашистской Германии.
Нож скаута. Швеция. Модели для американских скаутов производились и в Финляндии, и в Швеции. Причиной стал кризис сбыта, с которым местные ножеделы столкнулись в 1920–е. Классические финские пуукко оказались не слишком востребованы ни в Европе, ни в США, что побудило финнов разрабатывать новые модели для завоевания новых рынков. Нож скаута, или "партиопуукко", как раз и был призван стать таким ножом. "Модернизированный" согласно конъюнктурных требований пуукко получил клинок с небольшим скосом обуха, развитый ограничитель, ножны типа укороченного "рыбьего хвоста" с широкой лопастью для ношения на ремне и дополнительным ремешком для фиксации рукояти. Под эту тему была заказана специальная фурнитура с бурбонской лилией, которую также наносили тиснением на ножны вместе с надписью "Be prepared". В производство были запущены даже характерные ножи с широкими долами на американский манер. В отделке использовался эбонит, нейзильбер и алюминиевые сплавы. Крупнейшими производителями подобных изделий в Финляндии являлись фабрики lisakki Jarvenpaa OY и Luomanen & Kumppanit из Каухавы, а в Швеции – P.Holmberg из Eskilstuna.
"Партиопуукко" облюбовали и финские военные. Не исключено, что именно эти модели, попав в качестве трофеев в годы Зимней войны 1939 – 1940 годов в РККА, подвигли командование на разработку подобной модели – армейского ножа обр. 1940 года.
Финский нож Puukko. Другим направлением развития темы армейских ножей в армии Суоми стали ножи финских общественно–политических организаций. "Шюцкоровское объединение", женская организация "Лотта Свярд", Папуасское движение (Lapuan Hike), "Академическое карельское общество" (AKS) подпитывались за счет националистов Остерботнии, а используемые ими в качестве парадного ножа украшенные пуукко из Каухавы, своеобразного "финского Золингена", стали символом финского воинствующего национализма первой половины XX века.
Источник: "Армейский короткий клинок ХХ века","Ножи боевые и универсальные", автор А. Мак. Сайт автора:
http://mak.su/.