02.12.2012 11:15 Григорий Вдовин
В планах города – ввести в строй почти 40 новых станций метро. Это перспектива до 2020-го. И подземка будет прирастать новыми станциями и перегонами не только за счёт строительства. Ведь в столице с советских времён ещё остались законсервированные подземные объекты.
В Троице-Лыково метро всё-таки будет, но когда-нибудь потом. А пока прямо рядом с кладбищем появились несколько зданий явно метрополитеновского вида. Ни касс, ни эскалаторов нет – но станция уже существует.
"Вот станция "Троице-Лыково", - говорит машинист.
Станции нет, но уже есть и платформа ровно в 20 шагов, и дежурный на пару с охранником – вот и весь персонал.
- Мне нравится.
- Но тут же никого нет.
- Иногда надоедают люди, хочется отдохнуть немножко, походить без людей, - говорит дежурная по станции "Троице-Лыково" Ольга Муратова.
Станций, уже существующих, но ждущих своих пассажиров, в Москве ни одна и не две. Самая известная – бывшая "Аэродромная", бывшая "Волоколамская", ныне – "Спартак". Сейчас единственный способ попасть сюда – это прийти по путям с соседней "Тушинской". Выходов на поверхность нет. Но есть вентиляционные шахты, через которые проникают неравнодушные, уже приступившие к оформлению вестибюля.
- Вы можете представить, что она оживёт когда-нибудь?
- С трудом.
- А почему?
- Потому что я привыкла к ней такой, - признаётся тоннельный мастер Татьяна Малахаткина.
Между тем, первый пассажир должен ступить сюда уже в наступающем году. Период строительства затянулся почти на 40 лет.
Титулованный архитектор московской подземки Нина Алёшина в далёком 1975 году наверняка бы удивилась – при чём тут Узбекистан? Проект станции подарили Ташкенту и торжественно открыли в 1977 году. Такой она могла бы быть, но теперь диктор говорит здесь по-узбекски.
"На градостроительную выставку приехал Леонид Ильич Брежнев, и ему кто-то рассказал, как важен на самом деле Тушинский аэродром, что его ни в коем случае нельзя закрывать, и Леонид Ильич своей рукой переставляет макет этого района с одного берега Москвы-реки на другой. Появляется отрезанное от центра Строгино, до которого до 1982 года трудно было добраться, пока не построили мост", - объясняет директор музея Московского метрополитена Константин Черкасский.
Шиномонтаж и автосервис вроде бы уже вполне прижились за воротами с буквой "М". Посередине большого участка в самом центре Москвы – так называемый слепой ствол на "Новокузнецкую". Те, кто долезал до самого низа, рассказывают о гигантской недостроенной станции, сообщающейся с действующим метро. Официально этой станции не существует, и экскурсии не вышло.
"Это могла бы быть новая станция – либо "Новокузнецкая", либо"Третьяковская", а может быть, даже какая-то иная", - полагает руководитель независимого центра подземных исследований "Остроб" Михаил Савкин.
Законсервированные и засекреченные – информация о подобных станциях микроскопическими дозами, но всё-таки просачивается.
"Решение о реанимации данной станции будет зависеть от целесообразности и возможности чето-то там построить. За 30 лет изменилась ситуация на поверхности, там построены новые здания, и места для расположения входов в метро практически нет", - отмечает руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарёв.
Примеры, когда целые участки метро неожиданно возникали буквально из ниоткуда, в Москве уже были. Отрезок от "Арбатской" до "Киевской" появился сразу после смерти Сталина, а в голодные 1990-е продлился огромным перегоном от "Киевской" до "Кунцевской". Причём глубоко и параллельно уже существующей ветке. Причудливые технические платформы и направление туннеля к даче Сталина, прямо перед которой он делает резкий поворот к станции "Кунцевская" – вот почва для разговоров о секретном метро.
- "Метро-2" существует?
- Давайте лучше с вами говорить о метро-2, 3, 4, 5, 6. Вам будет очень интересно. Но на самом деле вопрос совершенно не по адресу, вам надо ближе к Лубянской площади, может быть, там вам расскажут, - отвечает Константин Черкасский.
Мы обратились в бывшее 15-е управление КГБ – ныне ГУСП, организацию, на чьём балансе находятся секретные подземные объекты. Говорят, сюда регулярно приглашают на работу машинистов. Но в интервью нам, разумеется, отказали.
"Московский метрополитен – это то, что показано на схеме, и всё", - подчёркивает Константин Черкасский.
Схема 1935 года. Начинается сооружение станции "Моссовет". Уже в следующем году станция с карты исчезает. Навсегда. Считается, что стройку под Советской площадью попросту забрали себе военные. На получившемся неоправданно длинном перегоне от "Маяковской" до "Площади Свердлова" (ныне "Театральной") "Горьковская" (теперь "Тверская") появится только в 1979 году. За находящимся под землёй объектом прочно закрепилось уже другое название.
Самая знаменитая и легендарная станция из тех, которые то ли существуют, то ли нет, - это станция "Советская" Замоскворецкой линии. Никаких официальных данных, подтверждающих, что она когда-то была или в каком-то виде существует сейчас, получить невозможно. Но в то же время разговоры о том, что прямо под Юрием Долгоруким существует что-то очень большое и очень секретное, утихать не собираются. Разумеется, отчаянные люди побывали и там. Как говорил Жванецкий, в этом месте начальник первого отдела мог бы застрелиться.
"Сейчас там нет никаких следов станции. Если не знать, что это когда-то хотели сделать станцией, то уже и не поймёшь. Она не имеет высоких сводов, которые мы видим на обычных станциях метрополитена. Она разделена на два этажа. Помимо выхода в туннель есть ещё выход в то самое секретное метро. И те тоннели выглядят как-то не так, не как в обычном метрополитене. Там своды выполнены совершенно из других тюбингов. Они другой формы, более толстые что ли", - рассказывает Фёдор.
Есть действительно редкие фотографии того, как это выглядит или выглядело когда-то. Оживут ли непонятные объекты вроде бы метро, но находящиеся на серьёзном отдалении от метро официального – например, в Тропарёвском парке, – пока точно сказать невозможно. Но взятые столичным правительством обязательства сдавать линии десятками километров в ближайшие годы не могут не вызвать вопроса: вдруг что-то уже построено, причём давным-давно? С лиц московских строительных чиновников не сходит загадочная улыбка.
"А откуда у вас такая информация, что могут быть какие-то подземельные объекты? Любые сооружения, которые мы найдём и которые можно будет использовать – мы, конечно, об этом скажем. О каких-то других сооружениях под землёй мы, к сожалению, информацией не обладаем", - отмечает глава департамента строительства Москвы Андрей Бочкарёв.