Но как же так получилось, что главный связующий центр экономики страны неподконтролен государству?
У меня несколько иное мнение.
Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России.
Значит, золотовалютные резервы РФ являются собственностью Банка России, а вся собственность Банка России является федеральной собственностью.
Все органы управления Банка России назначаются Правительством и Госдумой РФ, каждый орган власти направляет своих представителей.
Статья 34.1. Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста.
Это главная задача Банка России, то есть - соблюдение национальных интересов стабильности рубля преобладает.
Нужно понять, что такое Международный Валютный Фонд. Все просто:
Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.
Пусть не смущает то, что штаб-квартира находится в Вашингтоне. Главное, что это учреждение ООН, а Россия - одно из государств-основателей ООН.
Главная задача МВФ - кредитование государств. Наш Банк России - как и любой иной государственный банк, при необходимости вправе брать кредиты к МВФ, а потом он же и отвечает по взятым на себя обязательствам по кредитам, которые он берет у МВФ. Мы уже разобрались, на какие цели Банк России может брать кредиты у МВФ - для защиты и обеспечения устойчивости рубля. Банк России может также для этого продавать валюту, чтобы выровнять колебания курса рубля.
МВФ создан 27 декабря 1945 года. Вы все помните, что СССР тогда являлся одним из главных мировых центров влияния.
В 1947 году Франция взяла первый кредит у МВФ. То есть, повторюсь, МВФ - главный международный кредитный орган. Это, собственно, копилка всех денежных взносов государств-участников, откуда можно взять кредит на свои нужды, для защиты национальной валюты в первую очередь. Есть и другие цели - развитие международной торговли и т.д.
Можно задаться вопросом: Но ведь США и западные страны могут надавить на МВФ и навредить России? Вопрос неправильный. И вот почему:
В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.
Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих (англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.
Исполнительный совет, который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Примером такой группы стран может служить объединение стран-бывших среднеазиатских республик СССР под руководством Швейцарии, которое получило название Гельветистан[3]. Часто группы формируются странами со схожими интересами и обычно из одного региона, например, франкоязычные страны Африки.
Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 год]) обладают: США — 17,08 % (16,407 % — 2011); Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 % (6,46 % — 2011); Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Китай — 2,94 % (6,394 % — 2011); Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %.
Нужно учитывать, что голоса при принятии решений о действиях Фонда распределяются пропорционально взносам. Для одобрения решений Фонда необходимо 85 % голосов. США обладают около 17 % всех голосов. Этого недостаточно для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать любое решение Фонда.
Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов.
Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.
То есть, краткие выводы:
- Россия присутствует в МВФ в виде одного из 24 директоров исполнительного органа.
- США, совместно со странами ЕС, не могут самостоятельно принимать решение, но могут заблокировать любое решение Фонда. Тем самым могут получать выгоду и не допустить вреда для себя.
- Россия присутствует в МВФ всего в 2,74% от 217 млрд СДР - тем самым, это ее взнос, не очень большой, хотя и достаточный для присутствия в исполнительном органе МВФ, и в случае необходимости, по соглашению с МВФ, может предоставить в пользование МВФ свою валюту, которая является депозитарием средств МВФ, согласно:
18) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
То есть МВФ, даже если представить невозможную картину, что потребует от Банка России золотовалютные резервы, не получит слишком много. Но я не нашел нигде права требования предоставления именно золотовалютных резервов. Наш Закон о Банке России говорит лишь о:
18.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации,
, в то время как в приведенной статье говорится о:
Центральный банк осуществляет управление эмиссией рубля в режиме «currency board». Это нужно потому, что любая страна – член МВФ обязана обеспечить одномоментный обмен всего объема своей национальной валюты на доллары и фунты из собственных золотовалютных резервов. В любой момент времени это правило должно соблюдаться. Без этого не берут в МВФ. А в итоге денег в экономике России не столько, сколько необходимо для ее нормального функционирования, а столько, сколько долларов лежит в кубышке Центрального банка. Сколько долларов выручили за проданные нефть и газ, столько можно напечатать собственных российских рублей.
Видите подмену понятий? В нашем Федеральном Законе говорится о том, что Банк России (соответственно - Российская Федерация) хранит (и обязан предоставить - сущность депозитария) средства в валюте Российской Федерации - то есть в рублях, а в приведенной статье (книге?) о том, что мы должны обеспечить обмен национальной валюты на доллары и фунты. Почему этого нет в Законе? Есть в Статьях Соглашения МВФ? Не знаю, не нашел текст Соглашения, не удалось прочесть. Но даже если и так (предположим), то мы приходим к тому, что автор книги беззастенчиво врет, когда утверждает, что Россия лишила себя экономического суверенитета. Потому как золотовалютные запасы России принадлежат России, в лице Банка России, и даже если нам придется раскошелиться - предоставив МВФ - то мы потеряем немного, всего 2,74% от 217 млрд СДР. А 1 СДР примерно равен 1,5 доллара США. Сколько там получается? Для российских запасов - чепуха.
Поэтому я считаю, что экономический суверенитет России не подорван.
Банк России - это не аналог Федеральной резервной системы США, которая принадлежит тамошним олигархам.
Вот сравните наш закон о Банке России, с этим:
Федера́льная резе́рвная систе́ма (ФРС, Федеральный резерв) США — специально созданное 23 декабря 1913 года независимое федеральное агентство для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой Соединённых Штатов Америки. В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, расположенных в крупнейших городах, около трёх тысяч коммерческих так называемых банков-членов, назначаемый президентом Совет управляющих, Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы. Основанием для создания является Закон о Федеральном резерве. В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной — акционерная с особым статусом акций.
С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветвей власти
В отличие от ФРС, Банк России со всеми потрохами, включая ЗВР принадлежит российскому государству, и выполняет главную задачу - обеспечение финансовой устойчивости национальной валюты РФ - рубля. В то время как главная задача Международной валютного фонда - обеспечение стабильной мировой валютной системы и с этой целью кредитование заинтересованных в этом государств.
Короче, автор книги из мухи слона раздул. Смело его можно записать в Пятую колонну РФ. Карвер, ты умный, не ведись на такую хрень, что автор книги написал.
Сорри за много букафф)).