Что нового?
Форум выживальщиков

Зарегистрируйте бесплатную учетную запись сегодня, чтобы стать участником нашего сообщества! После входа в систему вы сможете участвовать на этом сайте, добавляя свои собственные темы и сообщения, а также общаться с другими участниками.

Хлеб выживальщика

Jagdhund

Брутальный Камрад
Регистрация
19 Май 2011
Сообщения
3,916
Поблагодарили
4,770
Город
Европа
Этот процесс расщепления длинной цепочки крахмала (основное вещество в зерне) на короткие сахара под воздействием ферментов амилаза и глюквомарин... Короткие цепочки конечно же проще усваиваются (их не надо расщеплять).
Спасибо! Буду знать как это называется...

 

Regmaru

Выживальщик
Регистрация
18 Дек 2011
Сообщения
3,910
Поблагодарили
5,812
Город
Земля
Полевые хлебопекарные печи:©
На отопление, средний расход: в месяц по 1/3 трёхполенной сажени дров на печь
  • Для приготовления пищи, расход: по 2 2/3 трёхполенной сажени дров в год
В 1-й полосе (Якутск, Олекминск) расход на печь (отопление) при 14° R приходится 8 саженей 1 аршин 14 вершков, a в 16-ой полосе (Красноводск, Баку, Батум)—1 сажень сосновых (пополам с еловыми) дров.
Дрова учитывались складочными мерами, поленницами, большею частью называемыми различными саженями.
По складочной мере дров в Спб.(казённая, 36 вершковая), трёхполенная сажень - 3 x 3 x 2¼ = 0,760 (указываются в аршинах: длина и высота поленницы, длина поленьев и объем поленницы в кубических саженях)

  • Русский фут = 0,305 м = 1/7 сажени, делится на 12 дюймов по 10 линий
  • Сажень =3 аршина = 7 футов = 2,1336 метров
  • Вершок = 1 1/16 аршина = 1 3/4 английских дюйма = 44,449 миллиметра
В лесном хозяйстве была принята за норму меру таксационная сажень = 220 кубических футов, что соответствовало средней полнодревесности кубической сажени (64%).
Предпочитаются березовые, грабовые, буковые, дубовые и ольховые всем прочим; осиновые, как дающие много пламени, особенно ценятся пекарями.
Боснийская печь
Так называется полевая печь из глины, устраивается для отопления, a также выпечки хлеба и галет.

  1. по окружности диаметром 3 фута (1 1/4 аршина) втыкают в землю хворостины около 1 сажени длиной и вершины их на высоте 1 1/2 фута связывают
  2. сделанный таким образом каркас обмазывают чистой глиной или перемешивают с мелко нарубленной соломой;
  3. вставляется дымовая труба, из нескольких связанных между собой и обмазанных глиной хворостяных колец
Затем печь слегка протапливается, отчего хворостины сгорают или обугливаются, a глина постепенно твердеет и сохраняет печи приданную ей форму.
Полевые хлебопекарные печи:

  • грунтовые
  • кирпичные или сырцовые
  • плетнёвые
  • железные
Лучшие из них кирпичные.
Устройство и размеры см. чертежи 17—21.
Полевые хлебопекарные печи устраиваются обыкновенно для выпечки в один раз 0,5-куля муки (4—4,5 пуда), что даёт 6—6,5 пудов выпеченного хлеба.
На 4,5 пуда муки, для приготовления теста надо 4 ведра воды и 1/16 фунта сухих дрожжей (если закваски нет).
Из этого количества воды около четверти ведра не вливают в квашню, а оставляют для смачивания рук во время вымешивания теста и на растворение соли, прибавляемой в размере 2 фунта на 0,5 куля.
Иногда вместе с солью прибавляют в тесто на каждые 0,5 куля муки от 1/8 до 1/4 фунта тмина.
Если печь совсем высохла, то при 2 сменах опытных хлебопеков можно производить в сутки до 4 выпечек
Кирпичная или сырцовая хлебопекарная печь
Для кирпичной или сырцовой печи (чертёж 17) требуется 1 800—1 900 кирпичей и 12 рабочих (в том числе 1 печник).
Под печи делают, укладывая кирпич плотно и насухо под горизонтальную плоскость.
Для согревания воды при хлебопечении устраиваются полевые очаги.
Плетнёвая хлебопекарная печь
Для плетневой печи (чертёж 18) требуется заготовить предварительно плетной остов, в виде большого полутура, все стороны которого, кроме устья печи, заплетены хворостом:

  • Длина 5,5—6 футов
  • Диаметр — 5 футов
При плетении остова все концы ветвей обращаются в наружу.

  • колья для него около 2 дюймов толщины, на расстоянии 8,5—10 дюймов
  • хвороста около 0,5 кубической сажени
Внутри остов обмазывается слоем глины, смешанной с рублённой соломой и песком.
После обмазки остов просушивается лёгким огнём, смазывается глиной и обсыпается 1,5-футовым слоем земли.
Железная хлебопекарная печь
Для железной печи (чертёж 19) требуется кузов из лист. железа, a под выкладывают кирпичом.
Свод кузова подвешивается проволочными анкерами к жердям, укрепленным над печью крестообразно, и после того обсыпается землёй.
Если печь — на продолжительное время, то кузов до засыпки обмазывается 5—6-дюймовым слоем глины.
Железный под печи обмазывается глиной на 2,5—3 дюйма.
Грунтовая хлебопекарная печь
Грунтовые печи бывают:

  • обыкновенные (чертёж 20)
  • обмазанные внутри глиной (чертёж 21)
  • выложенные внутри кирпичом
Первые устраиваются в глине с примесью около 1/4 по объему песку.
Отрывка производится минным способом, четырьмя рабочими.
Под — из 4-дюймов песка и поверх такой же толщины глиняной смазки.
При более слабом грунте, свод и стены смазываются слоем глины не менее 4 дюймов толщиной.
Чтобы глина лучше держалась, до обмазки в толщу земли вбиваются деревянные колья с торчащими на 4—5 дюймовыми концами.
Под печи такой же, как и в обыкновенной грунтовой печи.
На постройку требуется 6 рабочих.
Грунтовая печь, выложенная внутри кирпичом, отличается тем, что опорные стены и под её выкладываются кирпичом, свод же делается с глиняной смазкой.
Рабочих для постройки — 6 человек.

Полевые очаги для варки пищи в малых котелках и в средних и больших котлах (чертежи 21—25).
На чертежах 24 и 25 показан так называемый “грунтовый очаг”
Устраиваемый минным способом, он обладает тем преимуществом перед другими, что не страдает от дождя и ветра и, благодаря дымоходу, не дымит и не закапчивает посуды.
Очаг (чертёж 25) для двух котелков в среднем грунте выделывается рабочим в 20—30 мин.
Полевые кухни (чертёж 26)
Очаги для них делаются из кирпича или сырца, обыкновенно для двух котлов.
Над очагом навес.
Печи для отопления
Печи для отопления землянок и бараков, если нет переносных печей, выделываются земляные, кирпичные или сырцовые и плетневые.
Земляная печь (чертёж 12)
Может быть устроена только в плотном глинистом грунте:

  • очаг делается высотой, шириной и глубиной 1,5—2 футов
  • дымоход, сечением 3/4—1 квадратных футов
  • дымоход оканчивается трубой около 4 футов высоты, сплетенной из хвороста и обмазанной снаружи и внутри глиной на 1 дюйм толщины
Кирпичная или сырцовая печь (чертёж 15).
Свод печи перекрывается или железным листом, или плетнем, обмазанным с обеих сторон глиною, или же обделанным кирпичом.
Дымоход с трубой в твёрдом грунте выделывается в земле подобно тому, как в земляной печи.
При более слабых грунтах его заменяют трубой из листового железа или плетневой.
Под печи — несколько поставленных на ребро кирпичей.
На всю печь требуется около 125 кирпичей.
Плетневая печь (чертёж 16).
Остов, в виде корзины без дна, выплетается из гибких прутьев и после установки и закрепления в полу землянки обмазывается снаружи и внутри глиною.
Труба тоже плетневая, обмазанная глиной или железная.
 

Род

Выживальщик
Регистрация
28 Апр 2013
Сообщения
1,052
Поблагодарили
757
Город
Татарстан
Недавно приехал с Аркаима. Неделю полевой жизни на берегах горных озер и речки Караганки что находится недалеко от раскопок этого древнего города. Решил потренироваться в выпечке "первобытного" хлеба. Т.е пресных лепешек (даже без соли). Только вода и мука.
Вылеплял в ручную без доски и скалки. Бросал на угли и ими же присыпал. Готовились минут 10. Время сильно варьируется от толщины лепешки. Совсем тонкие минут за 5.
Результат меня порадовал. Во первых не думал что таким образом испеченный хлеб настолько вкусен. Во вторых не обугливается и не марается в углях практически. Отряхнул от углей золы и на стол.
Рекомендую. Сам теперь только так и буду печь в экспедициях. Раньше заморачивался обжаривая в сковороде или на дне котелка в масле.
"новый" способ дает менее канительный процесс и более диетический но не менее вкусный вариант.
Кстати хорошо в лепешки добавлять мелко порубленную зелень во время замеса.
 

ВсегдаГотов

Выживальщик
Регистрация
16 Июл 2017
Сообщения
298
Поблагодарили
119
Город
Галактика Млечный путь, Солнечная система, планета
из корней одуванчика можно делать муку и печь хлеб, нынче собираюсь провести эксперимент (хлеб на палке, чтобы не заготавливать много корней на буханку), пока только ел цветы (горьковаты) и листья (салат салатом, посолить, полить маслом и просто супер)
 

лилия

Выживальщик
Регистрация
29 Авг 2015
Сообщения
573
Поблагодарили
930
Город
г.Казань
Поскольку муку делать сложно,часть муки можно заменять кашей. До 1/3 от веса муки - каши: гречневая. рисовая, перловая, геркулес, манка, горох - испытаны лично. В лепешке можно заменять до 1/2 веса муки. Жидкость надо немного уменьшить.
Также испробованы следующие добавки в хлеб:
картофельное пюре и тертый сырой картофель, до 1/3 веса муки - очень вкусно. Также очень вкусно 1/4 муки заменить сухим картофельным пюре.
яблочное пюре и тертое сырое яблоко, до 1/4 веса муки - очень вкусно и ароматно.
тыквенное пюре и тертая сырая тыква, до 1/4 веса муки - очень вкусно и цвет красивый.
сухофрукты, семечки - думаю понятно.
шкварки (если крупные порезать) - 1-3 ст.л. на 200г муки.
Семена лебеды - до 1/3 веса муки. Есть можно, но это не вкусно. Трава лебы в суп, рагу. салат и хлеб - вкусно, если не перебарщивать.
творог до 1/5 веса муки в хлеб, до 1/2 веса муки в лепешки + зелень. Вкусно
сушенный лук, как репчатый так и зеленый. Немного: 1-2 ст.л. на 200г муки. Вкусно добавлять в картофельный хлеб.
зелень свежую и сушенную. Немного: 1-2 ст.л. на 200г муки. Вкусно при удачном сочетании. Были вкусными лепешки: 150 пшеничной муки, 200г толченного картофеля, 50 г нарезанной зелени петрушки и соль.

Жидкость для хлеба: вода. кефир, молоко, мясной бульон. Добавки: яйцо, масло, сметана, рассол, жидкость из зеленного горошка и кукурузы(в банках).
 
Последнее редактирование:

begemot

Выживальщик
Регистрация
1 Фев 2014
Сообщения
2,363
Поблагодарили
1,353
Город
Север
Не думаю, что буду автором. Муку всегда берем для обвалки рыбы или рыбных котлет перед жаркой. Есть мука, есть вода. Камень кг на 10-12 с плоской кромкой с начала загоняется в костер. Пока рыба жарится все желающие себе лепят лепешки (действительно, можно в тесто подрубить зелени, оливок, брусники и т.д.) и готовят их на камне. Делали даже не из муки, из сырых клубней кувшинок расплющенных, получилось горькое, но, вероятно, съедобное говно.
 

лилия

Выживальщик
Регистрация
29 Авг 2015
Сообщения
573
Поблагодарили
930
Город
г.Казань
Забыла хлеб на дачу. Мука, дрожжи, соль и раст. масло были. Поставила тесто. Нажгла углей (где-то час), положила 2 маленьких хлеба завернутые в фольгу. Это пипец. . Фольга прилипла, порвалась. Хлеб частично обгорел, частично остался сыроватым. В общем очень много отхода. Но! В нормальных местах это получился вкусный хлеб. Сегодня утром на завтрак поела остатки.
В следующий раз сделаю на сковороде, совсем другое дело. Даже на сухой сковороде нормально получается. Просто перевернуть. Толщину сделать 0,8-1,2 см - раздует будут толще. Тонкие будут жесткими.
 

Род

Выживальщик
Регистрация
28 Апр 2013
Сообщения
1,052
Поблагодарили
757
Город
Татарстан
лилия, попробуйте просто лепешки вылепить или раскатать и в угли как я описал выше. Зачем фольга? Да и форма буханки-это предпосылки к неравномерному пропеканию. Просто в углях-это только лёпешки. Успехов!
 

Jagdhund

Брутальный Камрад
Регистрация
19 Май 2011
Сообщения
3,916
Поблагодарили
4,770
Город
Европа

basilok

Выживальщик
Регистрация
23 Мар 2017
Сообщения
182
Поблагодарили
168
Город
Где хочу там и живу
Городской партизан, Это банальные понты диванного выживальщика. Из пшеницы можно сделать много чего, а хлебобулочные изделия, это удел стационарного быта, а не на переходах. Практичнее приготовить кашу в экстриме, а не понтоваться не рациональностью !!!!
 

Скржитек

Команда форума
Регистрация
22 Июн 2012
Сообщения
11,301
Поблагодарили
20,970
Город
ДальнийВосток
Хлеб из сосновой коры

В Карелии наши предки с древнейших времен и вплоть до начала ХХ в. употребляли в пищу хлеб из сосновой коры. Очень интересны вкусовые качества и способ приготовления древесного хлеба.

Исследование истории выпечки хлеба из сосновой коры в Олонецкой губернии проводил Юрий Александров, научный сотрудник Карельского государственного краеведческого музея и на собственном эксперименте испек хлеб, который употребляли в пищу наши предки. Он определил пропорции и состав добавок, процесс заготовки коры и процесс выпечки хлеба, сравнив полученные результаты с письменными источниками.

Г. Р. Державин в «Поденной записке» очень подробно описывает техническую часть выпечки древесного хлеба: «Хлеб из сосновой коры следующим образом приготовляется: по снятии коры очищают оной поверхность, сушат на воздухе, жарят в печи, толкут и прибавляют муки, замешивают тесто и пекут хлеб. Хлеб из соломы: берут и рубят намелко концы колосьев и солому, сушат, толкут и мелют, присыпают муки и приготовляют хлебы».
Эти строки являются очень ценным источником, т.к. соблюдена точная последовательность шагов при выпечке хлеба.
Карелы пекли хлеб в основном кислый, т.е. замешанный на закваске. В прошлом в бедных семьях, экономя муку, хозяйки пекли пресный хлеб, который, безусловно, был известен карелам раньше, чем кислый. Хлеб пекли в русской печке обычно на неделю. Тесто приготовляли в квашне - деревянной или глиняной кадушке, размеры которой определялись численностью семьи. В печь хлебы сажали на лопате прямо на под, который предварительно чисто выметали помелом из еловых или сосновых веток. Хранили хлеб в подполье или в кладовке.

Заготовка коры

Прежде всего нужно заготовить сосновую кору в необходимом количестве для выпечки хлеба. Сама кора очень терпкая, жесткая и смолистая, и в пищу не годится. Собственно, вся кора дерева и не употреблялась, а использовалась только ее внутренняя часть - заболонь (луб) – слой между внешней корой и древесиной.

Заболонь – достаточно тонкий слой до 5 мм, в зависимости от толщины (диаметра) дерева. Чем толще сосна - тем толще слой заболони. В идеале подходит дерево в диаметре 30 см. Если оно толще, то и внешняя кора, соответственно, более толстая, что вызывает некоторые трудности, чтобы добраться до внутренней ее части.

В свежем виде заболонь цвета древесины, волокнистой структуры, мягкая на зуб, но горькая, с привкусом смолы. Легче всего снимается по весне в период сокодвижения. После заготовки она высушивается, вследствие чего приобретает бледно-оранжевый цвет.

С сосны осторожно соскребали верхний слой коры, оставляя нижний, светло-коричневый, которой затем разрезали роговым скребком вдоль дерева, предварительно сделав два кольцеобразных надреза вокруг ствола на расстоянии около метра один от другого, и затем снимали длинные узкие полосы коры, вернее новый образовавшийся слой древесины. Полосы коры сушили дома в горячей печи, чтобы устранить горьковатый смолистый привкус.

После полного высыхания заболонь слегка обжаривается с двух сторон в печи или в духовке на медленном огне. Лучше всего обжаривать ее большими кусками – меньше риска пережога, от чего меняются вкусовые качества. Обжарка идет до светло–коричневого цвета. В том случае, если пережарить (до темно–коричневого цвета) вкус хлеба станет более горьким.

В процессе высушивания и обжаривания из коры выходят многие смолы, вкус становится менее горьким. Исследование показывает, что хлеб, в который добавлена немного недожаренная кора, более вкусен, чем пережаренная.

Перемол сосновой коры в муку

Высушенная и обжаренная заболонь становится достаточно твердой, и перемалывать в муку ее трудно, особенно большими кусками. Ломать куски руками не рекомендуется, т.к. можно легко поранить о них пальцы.

Наилучший способ – это дробить заболонь на мелкие кусочки в тряпичном мешке молотком или небольшой палицей, а затем готовые мелкие кусочки перемалывать до состояния муки.

В древности для перемола муки люди пользовались ступами, жерновами или водяными и ветряными мельницами; в нашем случае за их неимением вполне удачно была использована ручная кофемолка.

Полученную муку необходимо просеять через сито для удаления сора и обогащения ее кислородом. В таком виде полученная мука может храниться очень долго. Она обладает приятным запахом сосны, но не смолы. На вкус несколько терпкая.

Белый луб после высушивания перемалывался в муку и использовался в течение многих веков в качестве дополнительной пищи во многих отдаленных регионах мира. Эта мука очень питательна, ее в большом количестве можно смешивать с другими видами муки.

Замешивание теста

Он вполне обычный и мало чем отличается от приготовления теста для современной выпечки.

В нужных пропорциях муку сосновую и ржаную (пшеничную) просеваем через сито (для обогащения ее кислородом и удаления сора) над миской или подносом. Высыпаем муку в посуду. Добавляем соль и дрожжи (в древности использовали закваску), разведенные в теплой воде. Замешиваем тесто по часовой стрелке – по солнцу. Формируем из теста шар и накрываем его полотенцем. Ставим в теплое место на 1-1,5 часа для брожения.

Нигде в источниках не встречалось упоминания об яичном белке или желтке, как о связующем материале в тесте. Возможно, в древности карелы не использовали яйца для выпечки хлеба. В ходе эксперимента в ряде случаев тесто замешивалось с яйцом или без него.

Когда тесто поднимется, просеваем простую муку на стол, чтобы оно не прилипало. Кладем тесто на стол и обминаем его, до тех пор, пока оно не начнет приставать к рукам. После этого придаем ему форму каравая; форма круга – символ солнца, плодородия и жизни.

Смазываем противень растительным маслом или жиром и ставим в духовку на 30-40 минут. Готовность выпечного изделия проверяем спичкой или соломинкой: прокалываем корку – если тесто пристает к соломинке, то это означает, что оно еще не пропеклось. Готовый хлеб снимаем и обмазываем маслом (жиром) до блеска, чтобы корочка была более мягкой и красивой.

Пропорции

Наиболее важным в исследовании был непосредственно эксперимент с пропорциями. Главный вопрос - сколько и чего добавлять? В ходе эксперимента было попробовано печь хлеб с различными пропорциями и добавками. Начинать было решено с небольших пропорций сосновой муки по отношению к пшеничной. В дальнейшем пропорции древесной муки по отношению к зерновой постепенно увеличивались.

В качестве эксперимента был испечен хлеб из не прокаленной в духовке сосновой муки. Сосновый луб в этом случае был только высушен и размолот на муку, которая была светло-оранжевого цвета. Все было смешано с пшеничной мукой в пропорции 20х80, добавлено немного яйца.

После того, как хлебцы из теста были слеплены, их также смазали взбитым яйцом для блеска. Хлеб пропекся очень хорошо, мало крошился, был очень вкусен, совершенно не горчил, соснового привкуса почти не чувствовалось. Корка получилась поджаристая, но сравнительно очень мягкая.

Следующие хлеба были с обжаренной сосновой мукой. После пропорция составляла 30х70: т.е. один стакан сосновой муки смешивался с чуть более двумя стаканами пшеничной муки. Хлеб получился коричневого цвета с красивой румяной корочкой, мягкий и легко ломался, хорошо пропекшийся и очень вкусный. Вкус отличный от привычных нам пресных выпечных изделий, но ничем их не хуже, это все дело привычки.

Итак, следующий вариант - пропорция 50х50: половина сосновой коры и половина обычной. Такой вариант наиболее приятен на вкус. Хлеб довольно хорошо пропекается, но не получается вязким. Хорошо ломается, но много крошится. Вполне приятные вкусовые качества, нет сильной горечи. Конечно, вкус специфический, весьма отличный от обычного, привычного нам хлеба, но очень даже съедобный и вкусный. Хлеб получается коричневого цвета с плотной поджаристой коркой.

Далее было попробовано увеличить объем сосновой муки в хлебе по сравнению с пшеничной. Было взято тесто из расчета 1,5 стакана сосновой муки на 1 стакан обычной, пропорция 60х 40. Такой вариант пропекается хуже. Мякоть очень рыхлая и грубая, сырая при разломе – не пропекшаяся, хотя времени в духовке было более 40 минут. Корка же очень твердая, как сухарь. Такой хлеб менее приятен на вкус: очень терпкий и сильно горчит.

Иногда у бедняков соотношение муки и сосновой массы бывало 1:1 и даже 1:3. В период острых голодовок бедняки делали лепешки из одной сосновой коры, которую замешивали на кислом молоке, разбавленным водой. Эти лепешки имели темно-коричневый цвет, на вкус сильно отдавали смолой. Когда муки не было, из сосновой коры готовили на молоке «кашу» и ели ее вместо хлеба.

Было попробовано испечь исключительно ради пробы несколько буханок с различными добавками, которые ни разу не встречались в источниках, и вероятно, не совсем историчными: зелень и пряности, изюм. Как в последствии выяснилось, зелень и пряности придают смешанный и непонятный вкус и еще большую горечь. А с изюмом все наоборот – он придает хлебу сладость и приятный вкус.

Исследование показало, что сосновый хлеб выпекался чаще других суррогатных хлебов, к тому же упоминание его в источниках встречается намного чаще, чем хлеба с добавками березового луба и мха.

Итог

Некоторые кусочки хлебов были исследованы в лаборатории хлебокомбината г. Петрозаводска, где выяснилось, что сосновый хлеб почти не уступает по калорийности обычным магазинным хлебам. Только вот потраченных усилий и трудов на его выпечку требуется намного больше, чем на пшеничный хлеб.

В качестве итога исследования можно сказать, что эксперимент удался. Из немногочисленных источников удалось вывести общий процесс выпечки хлеба из сосновой коры по стадиям – шаг за шагом. Какого-то единого рецепта выпечки сделать не удалось. Но как показывают источники, в каждой деревне существовали свои пропорции добавок, даже если населенные пункты были расположены недалеко друг от друга. Тем не менее, самым оптимальным вариантом показалось пропорция 1/3 древесной муки к 2/3 обыкновенной.

Если говорить о весеннем сокодвижении деревьев, то оно никаким образом не влияет на какие-либо вкусовые качества выпечки. Но именно весной луб заготовлять легче всего. Осенью, когда луб плотно пристает к дереву, существует хороший способ отделить его от дерева при помощи кипятка.
Исследование на этом не закончено, т.к. собранный материал по различным выпечным изделиям с различными составляющими, а также хлебу из соломы необходимо подтвердить на практике и продолжить экспериментом.

Письменные источники, упоминающие о выпечке на территории Карелии хлеба из сосновой коры

Различные добавки и суррогаты, примешиваемые в муку, упоминаются в письменных источниках с XVII в. В челобитной Ивана Долгого (1689 г.), жителя одного из Лопских погостов, об отсрочке по взносу денежных и хлебных сборов читаем: «… и запасают к зимы сосновую кору и траву вахку и рыбные мольишка… а питаемся сосновою корою и травой вахкою, и приходить ныне к домишкам к своим до зимней пути нелзе».
Карелия в XVII в. Сборник документов. Петрозаводск, 1948, с. 313

Упоминание древесного хлеба намного реже встречается у местного населения, т.к. для него это обыденное дело. К тому же большая часть местного населения была безграмотна. В этом случае следует обратиться к заметкам путешественников и этнографов, а также людей, которые появлялись в Карелии из других районов.

В публикациях заметок известного путешественника В. Дашкова «Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях» есть некоторые сведения о древесном хлебе: «Зато не так отрадно взглянуть на крестьянский обед: рыба да лепешки, перемешанные с древесной корою, составляют обыкновенное кушанье крестьян, даже зажиточных. Мне случалось быть в самых отдаленных местах губернии, в дикой Карелии. Там по дорогам верстовых столбов нет, а всегда можно знать, как близко селение, по обнаженным соснам, с которых кора снята жителями для употребления в пищу. Чем ближе к селению, тем больше таких деревьев».
Дашков В. Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях, СПб, 1842, с. 172-173

Подобное описание встречается и у К. Бергштрессера в его «Опыте описания Олонецкой губернии»: «Близость деревни можно вернее всего узнать по увеличивающемуся количеству сваленных сосен, лишенных коры, употребляемой для примеси в хлеб».
Бергштрессер К. Опыт описания Олонецкой губернии, составленный К. Бергштрессером, С. Петербург, Типография изготовления государственных бумаг, 1838, с. 58

Г.Р. Державин, путешествуя по Карелии, будучи губернатором, так описывает суррогатный хлеб карел в «Поденной записке, учиненной во время обозрения губернии правителем Олонецкого наместничества Державиным»: «Лопляне (так Г.Р. Державин называет северных карел) убогие едят хлеб, деланный из сосновой коры или из соломы, и питающиеся оным пухнут и кажутся дородными, в самом же деле слабосильные».
Эпштейн Е.М. Г.Р. Державин в Карелии, Петрозаводск: «Карелия», 1987, с. 115

Ф. Ладвинский писал, что «в некоторых деревнях Паданского и Ругозерского приходов крестьяне из бедности своей, особенно в летнее время, употребляют хлеб, печеный с примесью сосновой коры, высушенной и истолченной в муку; в это время они сильно тучнеют; впрочем, бывают сонливы и очень бессильны».

Материальная культура и декоротивно-прикладное искусство сегозерских карел конца XIX – начала XX века, Л: Наука, 1981, с. 139; Ладвинский Ф. Особенности общественного быта жителей Паданского попгоста и о Ребольском приходе Повенецкого уезда Олонецкой губернии, Арх. РГО, р. 25, оп. 1, № 45, л. 1

В трудные для страны годы первых двух десятилетий ХХ века в Карелии также употребляли в пищу хлеб из сосновой коры, т.к. «своего хлеба не хватало полностью даже на полгода»
Лентомяки Л. О древней Карелии // 1920-1930. Десять лет Советской Карелии, Издание исполнительного комитета АКССР, г. Петрозаводск, 1930, С. 38
Каменистые почвы Карелии и суровый северный климат не могли дать населению богатого урожая. Населению каждый год приходилось закупать хлеб с южных районов. «Низкий урожай, и потому необходимость, заставляет население прибегнуть к древесному хлебу. До этого древесная кора применялась только в неурожайные годы, но в последние годы самодержавия древесный хлеб никогда не сходил со стола карельского крестьянина. Всегда можно было найти в деревне такие хозяйства, которые питались древесной корой»
Там же, с. 39-40

Выдающийся политический деятель Карельской АССР и коммунист Э. Гюллинг в своем докладе «Десять лет Карельской автономии» сообщает, что при самодержавии «голод был постоянным гостем, и почти ежегодно приходилось прибегнуть к хлебу из сосновой коры».

Гюллинг Э. Десять лет Карельской Автономии // 1920-1930. Десять лет Советской Карелии, Издание исполнительного комитета АКССР, г. Петрозаводск, 1930, с. 53
В романе Евгения Рысса «Шестеро вышли в путь», действие которого разворачивается в Карелии в старинном маленьком городке Пудоже в 1920-е годы, описывается такой хлеб: «Странный был у хозяйки хлеб. Корка была у него красивая, поджаристая, а когда отломишь корку – мякиш высыпался. Приходилось его насыпать в ладонь и бросать в рот. Саша Девятин спросил, почему так. Хозяйка удивилась вопросу. Ей хлеб казался обыкновенным.

- Это от коры, - сказала она, раздосадованная, что ее отвлекли от интереснейшей беседы о молоке и корове. – Мы немного ее подмешиваем – у нас только четверть коры, в Калакунде все так мешают. А вот на Нюхч - озере – там всю половину коры кладут, а половину муки»
Е.С. Шестеро вышли в путь. Роман. Петрозаводск: «Карелия», 1979, с. 313

Несмотря на то, что роман является художественным произведением, приведенные выше строки вполне достоверны, т.к. такое точное описание автор романа мог сделать, только лично познакомившись с вкусовыми качествами такого хлеба. Из отрывка видно, что даже в совсем недалеких по расстоянию друг от друга деревнях хлеб выпекается по-разному, по своим рецептам, из чего следует, что какого-то единого кулинарного рецепта и образца выпечки не было, так что прийти к какому-либо одному результату достаточно трудно.
 
Последнее редактирование:

Belgorod

Banned
Регистрация
20 Ноя 2010
Сообщения
4,439
Поблагодарили
2,236
Возраст
49
Город
Когда где )
Все альтернативные способы питания - ведут к голодной смерти.
Проверял. И даже снимал видео.
Все эти, типа, съедобные растения и прочия.

Из какой (,нахер,) сосновой коры? -
даже не стал смотреть.
Из заболони что-ли? - так это не кора. У коры пищевая ценность = 0
Всю эту интернетную и прочую шелупонь надо фильтровать мелким ситом.
 

Сання

Banned
Регистрация
12 Ноя 2018
Сообщения
801
Поблагодарили
298
Город
Тюменьщина
ГRибнoй поRошок --это мощь
Но не нa кис/\oтном беza/\aбеRном неRazdе/\ьном питaнии
 

лилия

Выживальщик
Регистрация
29 Авг 2015
Сообщения
573
Поблагодарили
930
Город
г.Казань
Сверху