Но даже если эти субтона просто отсекают чужие рации, это все равно гуд, не будут влезать со своими "надя, где накладная на сок?"
Не совсем так.
Субтон "затыкает" вашу радиостанцию на время, пока кто-то другой занимает канал.
Соответственно, вы его не слышите, но и пользоваться каналом в это время не можете.
Что такое вокс, ТХ, и как их запитывать через ключ?
VOX - Voice Operated eXchange - в аппаратуре радиосвязи система, которая автоматически переключает радиостанцию в режим передачи, как только оператор начинает говорить в микрофон, и возвращает в режим приема, когда оператор делает паузу.
TX - Transmission - в данном случае, управляющий сигнал, переводящий радиостанцию в режим передачи.
Вам посоветовали с одной радиостанции снять сигнал активации канала, и через гальваническую развязку передать его на кнопку передачи другой радиостанции. При акустической связи этих радиостанций, получим простейший ретранслятор.
Если не поняли, то не делайте.
на автобус какую антенну для 27МГц лучше ставить, обычную автомобильную, или горизонтальный диполь на крыше растянуть
Какой диполь может быть на автобусе, да ещё на 27 МГц???
Полотно диполя, натянутое вдоль железной крыши автобуса, работать не будет. Вообще. Никак.
Проще сразу жилу с оплёткой скрутить и не мучить котёнка.
Если автобус будет использоваться для перевозки пассажиров и в комплекте усилитель, то неплохо было бы померять напряженность ЭМП в салоне, что бы не получилась поджаривание мозгов пассажирам. Вообще лучше УКВ поставить
Если мощность на СиБи до киловатта, то на пассажирах не скажется никак. А вот если поставить УКВ, то тут есть варианты... особенно с частотами 433 МГц и выше.
Чем выше частота, тем больше вред, причиняемый биологическому объекту. Сотовые вон на 1800 МГц работают, им единиц ватт хватает.