Конечно же, все это в официальной прессе не комментировалось, учитывая, что Польша за последние месяцы стала надежным ходатаем украинских интересов перед Западом и происшедшее бросало тень на союзнические отношения двух стран. Сделать вид, что ничего особенно не произошло, для СМИ оказалось тем более легким, что главные события в стране развивались в эти дни на «избирательных фронтах».
Напрасно происшедшее оставили за кадром. Были с польской стороны и другие речевки, на которые люди, мало знающие историю, не обратили внимание. В ответ на нестройное с украинских трибун «Слава…» из польского сектора все чаще стало раздаваться: «Слава Мачеку», «Слава Станиславу». Ни комментаторы, ни футбольные специалисты (в послематчевом обзоре) не смогли прояснить, кто такой «Мачек» и о каком «Станиславе» идет речь. А я, как историк, поясню – это было напоминание о прославленном в Польше генерале Станиславе Мачеке, чья жизнь на протяжении долгого периода была связана именно со Львовом.
Его имя совсем неслучайно звучало с трибун. Уроженец львовских предместий, Мачек, выбравший военную карьеру, был участником Первой мировой войны, но главную славу приобрел во время польско-украинской войны 1918-1919 гг. и, конечно же, Второй мировой, воюя в составе войск антигитлеровской коалиции (причем значительную часть его предвоенной карьеры была связана именно со Львовом). А с учетом того, что Польша готовится торжественно отметить 30-летие со дня кончины своего героя (представьте себе, Мачек прожил 102 года и умер 11 декабря 1994-го) и в связи с этим даже две памятные монеты выпустила, напоминание фанатов о генерале с трибун киевского стадиона не выглядит чем-то случайным. Властям стоило бы задуматься о том, что устами фанатов глаголет некая идея, вынашиваемая в Польше не только футбольными болельщиками.
Ведь в самой Польше сами не забывают и не забывали никогда напоминать другим о том, что Львов, кроме всего прочего, находясь в составе Австро-Венгрии, был столицей имперского региона под названием Королевство Галиции и Лодомерии. Авторитетные польские историки постоянно говорят о том, что Львов – это польский по духу, происхождению и истории город, достаточно взглянуть на его архитектуру, в которой превалирует стиль времен Польского королевства и Австро-Венгерской империи. И многие простые польские граждане в правоте таких утверждений убеждены.
На этом фоне не выглядит случайным недавнее высказывание спикера сейма Польши Радослава Сикорского о возможном разделе Украины. Позднее политик отказался от своих слов, сославшись на слабую память, но многие обозреватели не без основания полагают, что они послужили своего рода пробным шаром, дабы выяснить, как к идее раздела относятся соседи Польши и ее кураторы из Вашингтона, Лондона и Берлина.
Остается только развести руками: вот вам и союзничек… Еще вчера с майдана четко звучало, что Польша – стратегический партнер, друг и надежный союзник Украины на пути в Европу. Сегодня таких радужных выступлений заметно поубавилось, но киевские власти по-прежнему делают ставку на покровительство соседней страны в коридорах власти Евросоюза. Как бы после этого не остаться у разбитого корыта!
Со мной могут поспорить: мол, футбольные фанаты – это еще не весь польский народ и при определении общественных настроений нет смысла ориентировать на них. Но стоит, видимо, вспомнить и о том, что основой «Правого сектора» стали как раз футбольные ультрас. А что последовало дальше – сами знаете из новейшей украинской истории…