Ядерный арсенал России позволяет ей позиционировать себя как супердержаву, но в сфере обычных вооружений она в эту категорию не входит. Об этом заявил председатель Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США Мартин Демпси. Эксперты признают, что сейчас паритета в области обычных вооружений нет, и Россия компенсирует его опорой на ядерное оружие, но в ближайшие годы ситуация изменится...
В среду вечером сенатский комитет по международным делам поддержал резолюцию, которая санкционирует проведение военной операции в Сирии. Участвующий в слушаниях председатель Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США Мартин Демпси сообщил, что оценка возможного ответа России будет представлена конгрессменам на закрытых слушаниях. «Я не думаю, что могу сейчас вдаваться в такие гипотетические обсуждения. Эти оценки мы озвучим на закрытых слушаниях», – сказал Демпси.
По его словам, Россия все еще обладает элементами, которые позволяют ей позиционировать себя как супердержаву. «Например, сохраняющийся ядерный арсенал. Но в сфере обычных вооружений я бы не включил Россию в эту категорию», – заявил генерал.
Напомним, что в преддверии саммита G20, который открывается в четверг в Санкт-Петербурге, президент России Владимир Путин дал развернутое интервью Первому каналу и американскому информагентству Associated Press. Путина спросили о том, как может ответить Россия на применение силовых действий, будет ли она на стороне Сирии или прервет отношения с ней.
Путин дал понять, что у России есть «свои планы, но пока говорить об этом рано». «Это планы России в случае развития ситуации по одному, по второму либо по третьему сценарию. У нас есть свои представления о том, что и как мы будем делать в случае развития ситуации либо с применением оружия, либо без применения. У нас есть свои планы, но пока говорить об этом рано», – ответил Путин.
Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков не считает заявление Демпси по поводу военного потенциала России в сфере обычных вооружений далеким от действительности. «Я бы сказал, что Россия не входит в состав «середнячковых» держав, если брать по соотношению военного потенциала и площади. Россия находится на уровне Бельгии», – сказал Сивков.
По его словам, при нынешнем составе вооруженных сил Россия способна решать задачи не более чем в двух вооруженных конфликтах в масштабе чеченского. Для локальной войны, уверен он, потребуется группировка в полмиллиона человек. «Локальная война – это то, что называлось «Бурей в пустыне», это рядовые операции, которые многократно проводили американцы. Во Вьетнамской войне американская военная группировка насчитывала 1,5 млн человек. Сегодня Россия при полной мобилизации войск может создать группировку не более 250 тысяч человек», – считает эксперт.
Что касается сравнения ВМФ России с американским флотом, то Сивков отметил, что, например, Северный флот способен эффективно решить задачу против одной авианосной ударной группы. «Американцы будут иметь как минимум четыре таких группы в случае возникновения конфликта», – полагает Сивков, добавив, что Тихоокеанский флот способен успешно решить задачи против одной–двух авианосных групп, «а их там будет до шести».
Черноморский флот, по мнению Сивкова, в своем составе соответствует одной корабельно-ударной группе, которых в составе Шестого флота США может быть до 10. «Только в турецких ВМФ имеется около 30 подводных лодок, а у ЧФ РФ – только одна», – отметил эксперт, подчеркнув, что Россию сейчас держит «только ядерное оружие».
Что касается отправленного к берегам Сирии российского крейсера в сопровождении двух кораблей прикрытия, то в случае, если американцы решат нанести по ним удар, «они будут уничтожены в течение 20 минут». «Пятая оперативная эскадра, советская, имела там в рядовых условиях порядка 30 боевых кораблей, и такая сила могла противостоять агрессии», – отметил Сивков.
Однако главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко отмечает, что Россия не создает армию, как США, и «у нас другие задачи». «В области оснащения техникой все четыре российских военных округа в ближайшее время будут достаточно укомплектованы, чтобы каждый из них смог отражать угрозы, в зону ответственности которых они могут попасть», – сказал Коротченко.
Он напомнил, что в последние годы Россия уделяет значительное внимание развитию своих возможностей в сфере обычных вооружений. По его словам, в государственной программе вооружений заложены цифры финансовых расходов, которые позволят выйти к 2020 году на уровень укомплектования войск новой техникой до 70%. «Это будет неплохой показатель. Сегодня в значительной мере мы используем устаревшие советские вооружения, но прогресс, который происходит – он очевиден», – сказал Коротченко, указав, что министр обороны Сергей Шойгу уделяет первостепенное значение поступлению нового оружия в войска.
По словам эксперта, недавно войсками был принят бригадный комплект оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М». Также уделяется внимание поступлению беспилотников, начались серийные закупки зенитно-ракетных систем С-400. «В области обычных вооружений надо отметить поставки новых БТР, автомобильной техники. В 2015 году ожидается первый танк пятого поколения «Армата». Будет закуплено 2200 таких танков. По авиации идут серийные закупки новых фронтовых бомбардировщиков Су-34 и истребителей Су-35. Ожидается, что будет поставлено в войска более 1200 вертолетов различного типа. Все это говорит о том, что вопросам повышения боеготовности и оснащенности уделяется приоритетное внимание», – считает эксперт
При этом он подчеркнул также, что в области ядерных вооружений Россия остается сверхдержавой, и «даже временное неравенство в области обычных вооружений страна компенсирует опорой на ядерное оружие». «Любой потенциальный агрессор представляет, что если он развяжет боевые действия против России, она сможет ответить стратегическим и тактическим ядерным оружием, и это в любом случае уравнивает шансы и делает стабильной мировую военно-политическую ситуацию по периметру российских границ», – уверен Игорь Коротченко...