Сам искал? Или чисто наугад сказал? В надежде что так и есть как ты думаешь?))
В мае 1992 года, в соответствии с Распоряжением правительства РФ от 6 апреля 1992 года[3], было учреждено ЗАО «Российская компания по освоению шельфа» («Росшельф»). В приложенный к распоряжению состав учредителей вошли 20 организаций, в том числе «Севмаш», «Курчатовский институт», «Газпром», «Рубин», «Малахит», «Архангельскгеология» (с 1995 года — «Архангельскгеологодобыча», АГД) и другие компании, связанные с разработкой Штокмановского и Приразломного месторождений арктического шельфа.
15 марта 1993 года, на основании Указа Президента РФ от 30 ноября 1992 года[4], «Росшельф» получает лицензии сроком на 25 лет на право поиска, оценки залежей углеводородов и добычи нефти на Приразломном нефтяном месторождении и Штокмановском газоконденсатном месторождении.
В 1994 году между «Газпромом», «Росшельфом» и австралийской компанией BHP Petroleum, входящей в состав промышленной группы Broken Hill Proprietary (с 2001 года — BHP Billiton), было заключено соглашение о принципах сотрудничества по освоению Приразломного месторождения, предусматривавшее, что австралийская компания возьмет на себя половину эксплуатационных расходов по проекту и получит половину прибыли от разработки месторождения.
«Приразломную» заложили на «Севмаше» в декабре 1995 года. Заказчиком выступила компания «Росшельф». Время ее строительства сыграло злую шутку с сооружением. «Приразломная» пережила все перипетии становления рыночных отношений, при которых несовпадение интересов собственника – было делом заурядным и обыденным.
Невероятно, но факт: срок строительства был определен в 36 месяцев (а строили в реальности 16 лет)! «Росшельф» заручился поддержкой правительства и президента, не имея на руках окончательного проекта. За основу взяли вариант, предложенный работавшим по заказу «Росшельфа» ЦКБ МТ (Центральное конструкторское бюро морской техники) «Рубин», — платформа гравитационного типа без грунтовой засыпки [по факту того, что в сентябре 2011 года на лентах информагентств появились сообщения о судах, доставляющих к месту базировки «Приразломной» гравий для укрепления основания платформы в целях предотвращения ее подмыва - можно сказать как за эти 15 лет разошлись проект и реальность. Так называемая "берма" – насыпь из щебня и камня, уложенная по периметру вокруг платформы. Ширина бермы составляет 25 м, высота 2,5 м. Нижний слой – щебень 20-70 мм, второй – крупный камень размером 300-400 мм[5]].
В 1995 году в 50-м цехе ПО «Севмаш» заложены днищевые секции первоначального проекта платформы «Печора» (по названию Печорского моря, в котором располагается Приразломное месторождение).
ЦКБ МТ «Рубин» (главный российский подрядчик по проектированию) совместно и при участии британской Kellogg Brown & Root [их австралийцы привлекли в проект] в 1996-97 годах разработали FEED платформы и занимались детальным проектированием кессонов. С участием британцев в проекте была проведена оптимизация затрат, которая позволила снизить стоимость строительства платформы, оценивавшуюся сначала примерно в $1,25 млрд, до $850 млн.[прочуффффствуйте что называется разницу (!)][6]
В связи с изменениями проекта секции разбираются, новые чертежи поступают в мае 1996 года. Осенью 1996 года закладываются первые 16 секций МЛСП «Приразломная». Но из-за отсутствия финансирования строительство платформы приостанавливается на длительное время.
В 1997 году Приразломное было официально включено в перечень месторождений, которые могут разрабатываться на условиях СРП, однако работа по подготовке соглашения шла очень медленно.
В конце 1998 — начале 1999 года BHP Petroleum заявляет о своем выходе из концорциума, сочтя участие в нём «экономически нецелесообразным»[7]
В течение трех последующих лет строительство платформы финансировалось скудно. В 1999 году приводились данные о том, что в проект инвестировано $130 млн. В этот период «Газпром» искал нового иностранного партнера. Им могла стать немецкая Wintershall, однако дальше меморандума о сотрудничестве дело не пошло. Не добавляли темпов и разногласия между инвесторами, список которых регулярно менялся. В итоге к 2000 году, спустя пять лет после начала строительства, «Севмаш» выполнил только 20 процентов работ. Подготовка технической документации проекта (в частности, верхнего основания) так и не была завершена[6]. К этому времени вместо изначально запланированного одного бурового станка (и одной технологической линии) на «Приразломной» было решено поставить два.
Время бежало, менялись бизнес-структуры, которые по разному, но в основном на паритетных началах вели строительство.[8]
В 2001 году ОАО «Газпром» и ОАО «НК „Роснефть“» подписали соглашение о совместном освоении ряда нефтяных и газовых месторождений, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе и на шельфе Печорского и Баренцева морей[9]. В декабре 2001 — январе 2002 года «Роснефть» и «Газпром» через дочерние компании ОАО "НК «Роснефть-Пурнефтегаз» и ЗАО «Росшельф» соответственно равными долями учредили ЗАО «Севморнефтегаз»[10]. В декабре 2002 года Распоряжением Правительства РФ от 28 ноября 2002 года[11] ЗАО «Севморнефтегаз» получил лицензии на пользование недрами Приразломного (лицензия ШПЧ № 11323 НЭ от 28.11.2002[12]) и Штокмановского месторождений.
В 2002 году очередной заказчик [ЗАО «Севморнефтегаз»] с целью удешевления и ускорения строительства «Приразломной» 13 июля 2002 года заключил новый договор с «Севмашем» на изготовление нижней части платформы — кессона. А верхнюю часть — жилой, буровой и технический модули решено было срезать с выведенной из строя иностранной платформы. 22 августа 2002 года в качестве «донора» верхней части у компании Monitor TLP Ltd была куплена списанная платформа «Хаттон» (англ. Hutton), построенная в 1984 году. Технический проект бурового и эксплуатационного комплексов с использованием оборудования прикупленной по случаю «старушки» был разработан ЦКБ «Коралл». В 2003 году «Хаттон» за 21 день транспортировали из Норвегии в Кольский залив, где был произведен демонтаж оборудования и отделена верхняя часть платформы от нижней. В августе верхняя часть платформы — «Хаттон ТЛП» (англ. Hutton TLP) — была доставлена в акваторию «Севмаша».[13][14]
В декабре 2004 года «Роснефть» продала «Газпрому» свою половину «Севморнефтегаза» за $1,7 млрд[15].
В ходе постройки платформы вскрылись проблемы с приобретенной «Хаттон». В СМИ появилась информация о наличии радиоактивной «грязи». В частности, по словам специалистов «Севмаша», в системе пожарной сигнализации были обнаружены более 300 детекторов с использованием радиоизотопных извещателей. Также анализ проб с сепараторов, предназначенных для очистки поступающих из нефти сопутствующих природных материалов (типа песка и глины), выявил присутствие на их внутренних поверхностях, а также некоторых трубопроводов присутствие естественных радионуклидов, в основном радия-226 и тория-232[16]. Аккурат к 2005 году и вовсе выяснилось, что большую часть оборудования и конструкций североморской платформы в условиях Арктики использовать нельзя — это показали итоги зимовок Hutton в Мурманске и на «Севмаше». По информации ЦКБ «Рубин», большинство оборудования Hutton в итоге было срезано и заменено на новое, также демонтированы и заменены трубопроводы, воздуховоды и кабели. Попутно выяснилось, что и жилой блок Hutton не отвечает необходимым требованиям, поэтому он был спроектирован заново.[6]
Кессонная часть платформы была разбита по проекту на четыре отдельные части, которые были построены соответственно 27 февраля[17] и 28 мая 2004 года[18], 12 мая[19] и 25 июня 2005 года[20]. В 2006 году производится состыковка суперблоков нижней части платформы и установка на неё верхней части «Хаттона»[21]. 22 декабря 2006 года собранная на плаву платформа поднята со дна залива и отшвартована к достроечной набережной предприятия.
Осенью 2007 года «Севморнефтегаз» разместил на Выборгском судоремонтном заводе (СРЗ) заказ на строительство жилого модуля. К этому времени на «Севмаше» было закончено строительство всех четырех кессонов, которые были уже скреплены между собой. Выборгский СРЗ закончил строительство жилого модуля в 2009 году, и летом он был установлен на основание. По оценкам специалистов, в итоге от Hutton было использовано не более 30% оборудования и конструкций [вместо 70% как изначально расчитывалось].
На этот период приходится весьма знаменательная дата: в конце 2008 года — через 13 лет после начала строительства! — Государственная экспертиза выдала положительное заключение на окончательный проект «Приразломной».[6] Вот чистаааа по-россейски: «Война план покажет» или "Главное в драку ввязаться, потом разберемся!" - начать строить, а потом долго и нудно добиваться согласования.
Только в августе 2008 года ОАО "ПО «Севмаш» и ООО "Севморнефтегаз" подписали договор генерального подряда на достройку МЛСП «Приразломная»[22]. Согласно договору, платформу должны были сдать «под ключ». Пожалуй, только в этот момент стало очевидным, что намерения достроить платформу более чем серьезные. В течение 2009-2010 годов на «Севмаше» велся монтаж оборудования и шли пуско-наладочные работы. В частности, осенью 2010 года с установкой обеих частей вертолетной площадки был окончательно сформирован внешний вид платформы. Тогда же на «Севмаше» появились специалисты американской Indrill International, которая спроектировала буровую вышку и поставила для нее оборудование [представляю прям весьма живопейсательно - вытянутые рожи армии уряя-патриотов! Чёёёёё? Пиндосы? Да не могёт такого быть - потому что не могёт быть никогда! И всё тут! Болезненный разрыв шаблона - я понимаю. Бу-га-га!].
16 ноября 2010 года завершился этап заводского изготовления «Приразломной». Платформа начала движение в Мурманск на 35-й СРЗ для проведения второго этапа — достройки и пуско-наладочных работ. Закончить ее строительство на «Севмаше» не позволили глубины заводской акватории. Началась балластировка: в кессон заливались вода (120 тыс. тонн) и бетон (144 тыс. тонн, для этого на берегу поставили два бетонных завода)[6].
18 августа 2011 года от причала мурманского 35-го СРЗ начали процесс транспортировки платформы к месту добычи нефти.
26 августа 2011 года, преодолев 540 миль с помощью четырёх буксиров, «Приразломная» прибыла на точку в Печорском море.[23][24] «Приразломную» отбуксировали к месторождению, мягко говоря, не в полной готовности к эксплуатацию:
«В процентном отношении платформа готова на 94,2%, но еще очень много работ по подключению кабеля, по пусконаладочным работам, - отметил во время церемонии прощания на мурманском берегу заместитель генерального директора ОАО «ПО «Севмаш» Валерий Бородин. - Мы сейчас подготовили основные системы, обеспечивающие жизнедеятельность платформы, чтобы было светло, тепло и там можно было жить»[22].
Скептики, намекавшие на источники в компании-судостроителе, говорили об ином – платформа готова на 50 процентов. Ее «доводят до ума» в море, не считаясь с тем, что это значительно удорожает процесс и конечную стоимость проекта.
По данным заместителя гендиректора «Севмаша» Валерия Бородина (до лета 2010 года он являлся ответственным сдатчиком платформы), в сооружении «Приразломной» участвовало порядка 100 подрядчиков и поставщиков. При этом «комплектация платформы — почти вся импортная, российского немного, однако интеллектуальная составляющая проекта — отечественная». Доля участия российских компаний и стоимость работ, выполняемых отечественными специалистами в ходе строительства «Приразломной», оценивалась в 90%, но на V Международной конференции в Мурманске А.Мандель оценил долю участия российских предприятий и организаций при строительстве МЛСП «Приразломная» уже в районе 80%[25]. Там же он заявил, что российская промышленность не готова к выпуску оборудования, необходимого для разработки шельфовых месторождений - 80% оборудования на платформе «Приразломная» является браком, который приходится возвращать обратно[26].
Итоговые характеристики «Приразломной» таковы: платформа гравитационного типа спроектирована для круглогодичной работы в экстремальных климатических условиях — в паковых льдах и при температуре до –50°С. Она состоит из кессона, промежуточной палубы и верхнего строения. Водоизмещение «Приразломной» — 117 тыс. тонн.
Проектный срок службы платформы — 25 лет. Уже сегодня, однако, известно, что «Приразломную» предполагается эксплуатировать 40 лет[6]. За период 15-летнего строительства она уже успела морально устареть.
В хоре тех кто ничего кроме денег не видит (удивительно другое - поражает хор вторящим алчущим, тем кому и крох-то с барского стола не достанется, но те которые свято верят в народное в жирных кавычках достояние) едва слышен голос экологов. Они настаивают на том, что в мире НИГДЕ, И НИ У КОГО не существует ни одной технологии, которая бы гарантировала абсолютную эко-безопасность проекта, тем более в условиях Арктики (и не надо мантры повторять что де гринписовцы докопались исключительно до российских месторождений. Усиленно инкорпорируемая мысль о некой избирательности не соответствует действительности, а попросту является ложью). Гипернизкие температуры, толщина льда, не сходящего в течении 7 месяцев, длительная полярная ночь не позволят ВООБЩЕ собрать разлившуюся нефть и устранить протечки. Как поясняют экологи, место работы платформы – Печорское море (Юго-восточная часть Баренцева моря) – ценный и экологически уязвимый район Российской Арктики. Территория является ключевым местом обитания для таких видов как белухи и моржи. Морские утки интенсивно используют богатые кормовые ресурсы мелководий, а кулики и гуси в изобилии встречаются на так называемых лайдах, высокопродуктивной промежуточной зоне между морем и тундрой. Но кто с этим считается? Нефть любой ценой! Пусть Миллер построит есчо одЫн дворец и купит есчо одЫн планшет за сотню другую миллионов[6]. Пущай гуляет человек. Чё, жалко что ль? Уряяя! Уряяяя! Мячты сбываются [хоть у кого-то]. Зато если чё нефть лаптями хл***** бум прям с бережка (ясень пень не с миллерамисечиновымиманделями).
Представители норвежской нефтегазовой промышленности говорят о комплексных поставках оборудования для платформы Приразломная в Печорском море. Согласно информации норвежской ассоциации INTSOK, поставщики из Норвегии обеспечили до 25% технологической составляющей в оборудовании российской платформы, построенной на верфях «Севмаша» в Мурманске. Запуск промышленной добычи на вызвавшей столько споров платформе запланирован на декабрь текущего года.
04-11-2013_11-36-37_x330В интервью норвежской Teknisk Ukeblad, Хокон Скреттинг, региональный директор по России ассоциации INTSOK, организации, продвигающей норвежскую нефтегазовую промышленность на международном рынке, отметил, что норвежцы обладали 25% долей в контрактах на поставку оборудования (в ценовом отношении) для Приразломной. Представители «Газпрома» не раз отмечали норвежские технологии и компании в презентациях проекта освоения Приразломного месторождения. Скреттинг утверждает, что руководство и менеджеры компании «Газпром нефть шельф» (ранее «Севморнефтегаз»), которой принадлежит лицензия на разработку этого месторождения в Печорском море, два раза были в Норвегии на специальных встречах с норвежскими предприятиями. Кроме того, INTSOK организовал семинар с «Севморнефтегаз» в Москве. «Мы были одними из первых, кто начал работать по этому проекту», – рассказал Teknisk Ukeblad Скреттинг.
Системные поставки из Норвегии.
Вклад норвежской нефтегазовой промышленности в основном состоит из множества небольших по объёмам поставок специального оборудования для Приразломной. Среди них крупные поставки оборудования для системы по отгрузке нефти компаний Pusnes Aker из Арендаля и Hydramarine из Кристиансанда. Данная система состоит из двух кранов, установленных по углам платформы, по которым нефть будет поступать на специально построенные танкеры ледокольного типа, которые обеспечат перевозку нефти с платформы. Есть и другие достижения по интернационализации норвежских технологий в рамках этого российского проекта. Так, норвежское представительство компании Siemens поставило для Приразломной генератор, а компания Frank Mohn обеспечила её пожарными насосами. Oglaend systemer предоставила системы прокладки и крепления кабеля, кабельные лотки лестничного типа. Из Autronica пришли системы пожаро- и газообнаружения. Также Aker MH и Gann Mekaniske предоставили часть оборудования для бурильного комплекса платформы. Базирующаяся в Ставангере Global Maritime участвовала в буксировке Приразломной из Северодвинска в Мурманск, а затем и в операции по транспортировке платформы с верфи «Севмаша» до точки установки на месторождении в 2011 г.
Ледокольные суда обеспечения.
Оба многофункциональных судна снабжения ледокольного типа «Юрий Топчев» и «Владислав Стрижов», которые будут задействованы для работ на Приразломном месторождении, были спроектированы и построены в Норвегии. Moss Maritime обеспечил дизайн, а все надстройки и оснащение были сделаны на верфях Havyards в Лейрвике (Хиллестад). Многофункциональные снабженцы «Юрий Топчев» и «Владислав Стрижов» могут быть также использованы в качестве буксиров, а также задействованы при спасательных операциях и пожаротушении. «Несмотря на то, что Россия остаётся далеко непростым рынком, для поставщиков технологий здесь фактически отсутствуют риски. В качестве примера, можно привести широко практикуемую предоплату поставок оборудования», – рассказал Скреттинг.
Импорт технологий.
Artikkelen fortsetter under annonsen
В одном из пресс-релизов компании «Газпром нефть шельф» был отмечен использованный при проектировании платформы опыт ведущих американских, канадских и норвежских нефтегазовых компаний, работавших в климатических условиях, аналогичных Печорскому морю. «Газпром» ссылается на отчёт проведённого в 2012 г. аудита международных компаний, среди которых были норвежские Aker Solutions и Kværner, подтвердивших «высокое качество нефтегазового строительства на “Севмаше”». Однако из источников в отрасли Pro-Arctic.ru стало известно, что Aker Solutions отклонил предложение участвовать как в проекте, так и в его последующем аудите.
West_Alpha_x220Как сообщает BarentsObserver, норвежские компании могут сыграть ключевую роль в поставках оборудования и для проектов в Карском море. Норвежские компании Siem Offshore и Viking Supply Ships названы среди четырёх победителей тендера на сервисные услуги для первых операций по бурению «Роснефти» в этой части русской Арктики. Российская госкомпания будет разрабатывать ресурсы этого региона в сотрудничестве с ExxonMobil. Бурение первой разведочной скважины на структуре Университетская в Карском море запланировано на 2014 г. По данным газеты Dagens Næringsliv, полупогружная буровая установка West Alpha, с помощью которой будет пробурена эта скважина, принадлежит компании Seadrill и базируется в норвежском Ставангере. В специальном комментарии для Pro-Arctic представитель норвежской нефтегазовой ассоциации INTSOK отметил, что запуск любого из российских проектов на шельфе всегда создаёт хорошие возможности для зарубежных поставщиков оборудования и технологий, в частности норвежских.