С 1 января 2015 года должен заработать Евразийский экономический союз. Американские политики неоднократно высказывали свое негативное к нему отношение. Можно не сомневаться, что во второй половине 2014 года Вашингтон только усилит попытки сорвать евразийскую интеграцию. Одной из целей после Украины, скорее всего, будет Армения.
Во-первых, Ереван в ближайшее время должен присоединиться к Договору о создании Евразийского экономического союза. А значит, возникает соблазн попробовать подорвать ЕАЭС изнутри, совершив переворот в одной из присоединившихся к нему стран.
Во-вторых, Армения — это прямой путь к нефтеносным районам Каспия.
В-третьих, на армянской территории располагается российская военная база. А значит, можно организовать провокации против военнослужащих России, втягивая их чужими руками в военный конфликт.
То, что именно Армения может стать следующей после Украины целью Вашингтона, подтверждает активность послов США Джона Хефферна и Польши Здислава Рачински. Они проводят консультации с лидерами оппозиции — Левоном Тер-Петросяном (руководитель "Армянского национального конгресса") и Раффи Ованнисяном (глава партии "Наследие"), энергично участвуют в антироссийских мероприятиях.
Тер-Петросян после этих встреч призывает устранить власть "в сжатые сроки", призывает трансформировать конституционный референдум в "общенациональный митинг недоверия властям".
В целом антироссийская риторика оппозиции, контролирующей около трети всех мест в парламенте, крайне примитивна. Например, до сих пор в качестве подтверждения участия России в политике геноцида армян приводятся следующие аргументы:
— министр иностранных дел России Алексей Лобанов-Ростовский в конце XIX века якобы заявил: "Нам нужна Армения без армян";
— наместник на Кавказе в начале XX века Григорий Голицын говорил: "Доведу до того, что единственным армянином в Тифлисе будет чучело армянина в Тифлисском музее!".
Но дело в том, что ни одна из этих фраз не подтверждается историческими источниками.
"Армянофобом" Лобанова-Ростовского назначили потому, что он выступил против войны Российской империи с Османской ради независимости Западной Армении. При этом он справедливо напоминал, как несколькими годами ранее болгары "отблагодарили" Россию за избавление от турецкого ига: занялись вместе с немцами антироссийской политикой.
Григорий Голицын же "провинился" в том, что стал единственным царским наместником на Кавказе, который проводил не проармянскую позицию. Он хотел уравновесить численность армян и азербайджанцев, служивших в аппарате наместника в Тифлисе, а также несколько ограничил имущественные права армянской церкви. Был тяжело ранен в результате теракта, совершенного членами армянской социал-демократической партии.
Тем не менее, в условиях общего идейного вакуума мифические фразы двух российских государственных деятелей стали основой для мощной русофобской кампании.
Как показал опыт киевского Евромайдана, переворот тем легче организовать, чем слабее идеологическая работа со стороны власти (наряду со все возрастающей коррупцией).
Правящая Республиканская партия Армении сейчас больше напоминает бизнес-клуб. Ее официальная идеология — армянский национализм Гарегина Нжде. Концепция этноверы ("нация-религия") этого военного деятеля Первой Республики (1918-1920 год) сформулирована 100 лет назад. В век информационных технологий и глобализма мир настолько изменился, что тезисы столетней давности уже абсолютно архаичны.
Кроме того, идеология Гарегина Нжде, как любой национализм, работает не на объединение, а на противопоставление — в частности, тюркам. Окруженная с двух сторон тюркскими народами страна не может жить в состоянии вечного конфликта, подпитываемого идеями "арийского" превосходства.
Исторически страна всегда находилась на пересечении цивилизаций и культур: во времена античности — между Римской империей и Персией (Парфией); в средневековье — между Византией и арабским халифатом; сейчас — между русским миром и исламским. Это выработало в армянах умение находить взаимопонимание даже там, где его, кажется, не может быть. Благодаря этому жители Армении всегда славились своей толерантностью и гостеприимством (одна из набирающих популярность здесь профессий — менеджер по гостеприимству). Национализм лишает нацию этих преимуществ.
Наконец, Гарегин Нжде активно сотрудничал в годы Второй Мировой войны с нацистами, считавшими армян такими же "недочеловеками", как и славян. Героизировать его оскорбительно для потомков одной из стран-победительниц во Второй мировой войне.
Очевидно, что РПА сегодня нуждается в разработке качественно новой идеологии, отличной от национализма начала XX века, ориентирующегося на поддержку Запада.
23 августа 1990 года Верховный Совет Армянской ССР, возглавляемый Левоном Тер-Петросяном, принял "Декларацию о независимости Армении". Основой государственности стали "демократические традиции образованной 28 мая 1918 года независимой Республики Армения". При этом почему-то забыли, что это прозападное государственное образование, образованное революционерами-националистами (дашнаками), закончило свою судьбу очень плачевно. Ввязавшись в войну на два фронта — с Турцией и Азербайджаном (затем с Советской Россией), — проиграли ее. В результате Турция забрала себе не только Карскую область, но и (согласно подписанному дашнаками Александропольскому договору) часть нынешней Армении — Гюмри и др. Туркам передавался контроль над всеми железными и другими дорогами. Надежды на Запад (в лице США и Великобритании) оказались тщетными — он бросил армян на произвол судьбы.
"Демократические традиции" 1918-1920 года — это традиции полной капитуляции и сдачи своих интересов. В огромной истории армян есть намного более достойные страницы для наследования: Великая Армения Арташеса I и Тиграна Великого, Армянское царство Ашота I, научное и культурное наследие Ивана Айвазовского и Сергея Параджанова, Арама Хачатуряна и Виктора Амбарцумяна, военные подвиги и мудрость Ивана Баграмяна и Анастаса Микояна.
Но главное — нельзя строить будущее, оставаясь в замкнутом пространстве из теней прошлого.
Очевидно, что сегодня вместе с евразийской интеграцией для Армении встает вопрос о поиске новой основы для своей идентичности. И коль уж власть задумала менять Конституцию, то, по моему мнению, пришел момент внести и некоторые изменения, которые помогут предотвратить реализацию Западом украинского сценария на армянской земле:
— признать русский язык вторым государственным;
— поставить во главу государственной политику идею единства всех наций, проживающих на данной территории.
И не обойти вопрос формирования новой объединяющей, а не основанной на национализме идеологии.
Сегодня Армения подобна Ноеву ковчегу, который притаился возле хребтов Арарата, зажатый мощными геополитическими водоворотами. С одной стороны, через Грузию и Украину накатывает волна агрессивной евроинтеграции. С другой, из Сирии и Ирака приближается стихия непримиримого воинственного исламского радикализма. Внутри оппозиция раскачивает ковчег, тянет на дно. Из Москвы ей "помогают" российские ероинтеграторы ("Эхо Москвы", "Ведомости"), которые призывают Россию не сотрудничать с "отсталыми в экономическом и несвободными в политическом отношении странами мира".
Между тем, стоит вспомнить, что только вместе нашим народам удавалось выстаивать в самые тяжелые времена.
И от того, какой курс выберет Армянский ковчег сегодня, зависит, удастся ли нам и дальше вместе выдержать предстоящие испытания.
РИАН