Важная вещь из за которой я терял все свое имущество:
9 июля 2024
Ученые создали классификацию видов прокрастинации и рассказали, как с ней бороться
Пр
окрастинация, хоть и сознательное, но пагубное откладывание выполнения задач, имеет множество форм. Саити Чеболу из Института биологической кибернетики имени Макса Планка использовала точную статистическую модель, чтобы понять различные проявления и причины, лежащие в основе этого феномена. Ее выводы могут быть использованы для разработки индивидуальных стратегий решения этой проблемы.
Неважно, идет ли речь об уплате налогов, соблюдении дедлайнов на работе или уборке квартиры перед визитом родственников, большинство людей уже задавались вопросом, почему человек склонен откладывать выполнение определенных задач даже перед лицом неприятных последствий. Почему он принимает решения, которые вредят, даже вопреки здравому смыслу?
Именно в этом и заключается загадка. Прокрастинация — это намеренное, но в конечном итоге пагубное откладывание выполнения задач. Она не только снижает производительность труда, но и связана с множеством проблем с психическим здоровьем. Поэтому стоит задаться вопросом, почему этот широко обсуждаемый феномен так сильно влияет на человека и что он собой представляет.
«Прокрастинация — это термин для обозначения различных видов поведения, — говорит нейробиолог Саити Чеболу из Института биологической кибернетики имени Макса Планка. — И в ней различают разные типы». Одна из общих закономерностей заключается в том, что люди отказываются от собственных решений.
Например, можно запланировать заполнение налоговой декларации, но когда приходит время, вместо этого смотреть фильм. Либо не приступать к делу вовремя, вероятно, в ожидании подходящих условий. Можно взяться за дело позже, чем планировал, или бросить на полпути. Чеболу определила возможные объяснения каждой из этих моделей поведения. Например, можно неверно оценить количество времени, необходимое для выполнения той или иной задачи, или же опасаться неудачи.
Чеболу убеждена, что математически точное понимание действующего механизма — это первый шаг к решению проблемы. Она рассматривает промедление как серию временных решений. Что именно происходит, например, когда человек собирается заполнить налоговую декларацию в пятницу вечером, но затем поддается соблазну посмотреть телевизор?
Один из способов принятия решений заключается в том, что мозг суммирует все выгоды и неудобства, которые ожидает получить от альтернативных вариантов поведения, будь то просмотр фильма или выполнение скучной бумажной работы. Естественно, он выбирает тот, который обещает быть наиболее приятным в целом.
Но перевешивает ли удовольствие от кинопросмотра неудовольствие от штрафа за незаполненную декларацию? Есть одна важная деталь: последствия в отдаленном будущем имеют меньший вес для мозга при оценке положительных и отрицательных результатов того или иного действия. В определенной степени это нормально и даже полезно, ведь более отдаленное будущее неизбежно сопряжено с неопределенностью.
Чтобы изучить реальные случаи прокрастинации, Чеболу проанализировала большой массив данных, предоставленный Нью-Йоркским университетом. В этих данных содержался реестр студентов, которые должны были участвовать в определенном количестве часов исследований в течение семестра. Одни выполняли задания сразу же, другие распределяли его равномерно на несколько недель, а третьи до последнего откладывали их выполнение.
Велико искушение возложить вину на мозг, предпочитающий получать немедленное вознаграждение. Но дело, безусловно, не только в этом. Для каждой модели поведения Чеболу нашла несколько возможных объяснений. «Неопределенность — еще один важный фактор прокрастинации, — подчеркивает она. — Это может быть неспособность предсказать, сколько времени нам понадобится, чтобы найти все квитанции о расходах, подлежащих вычету. Но неуверенность может также означать отсутствие уверенности в собственных силах или сомнения в том, что задача поможет нам достичь наших целей».
Чеболу уверена, что понимание прокрастинации как серии временных решений и выявление того, где и почему мы обычно делаем «неверный поворот», может стать основой для разработки мер по устранению этого явления.
Например, если обнаружить, что мозг ориентирован на мгновенное вознаграждение, то, возможно, помогут краткосрочные поощрения. Те, кто склонны недооценивать время, необходимое для выполнения трудоемкой работы, могут попробовать ставить перед собой ограниченные по времени цели. А склонным быстро бросать начатое, возможно, стоит избегать отвлекающих факторов.
Независимо от того, к какой категории человек относится, это не значит, что он ленив. Признать это и простить себя за то, что откладывал дела в прошлом, — первый шаг к большей продуктивности.
Другое исследование показало, что склонность к негативному отношению
обусловливает прокрастинацию. Откладывание обременительной задачи может показаться универсальной чертой, но новые исследования показывают, что люди, чье негативное отношение имеет тенденцию диктовать поведение в различных ситуациях, с большей вероятностью откладывают решение поставленной задачи.