Китайская угроза у русских философов Константина Леонтьева и Владимира Соловьева - 2
Станислав Хатунцев
Часть 2
Идея китайской опасности являлась одной из сокровенных идей К. Леонтьева: свои наиболее сокровенные размышления он так и не предал печати ни разу; тексты, содержавшие их, были опубликованы только после смерти этого мыслителя, тогда как Соловьев об угрозе с Востока неоднократно рассуждал на страницах изданий. Свои самые серьезные и жесткие мысли на данную тему Леонтьев излагал исключительно в письмах и в приватных беседах, делясь ими лишь с немногими, с теми, кто был восприемником его идей и/или его близким другом, а также с теми, кто просто хорошо его понимал и в должной мере ценил.
В «соловьевском» видении грядущих событий соединяются два варианта леонтьевских представлений о грядущей роли Китая по отношению к России. Первый сюжет «с Востока от меча…», никакого анализа не требует: в повести фигурирует четырехмиллионная армия богдыхана, вторжение ее в Среднюю Азию, движение через Урал и т. д.
Второй вариант выступает в следующей форме. Соловьев пишет, что после свержения полувекового ига дальневосточных захватчиков и их изгнания с Запада «старый, традиционный строй отдельных наций повсюду теряет свое значение и почти везде исчезают последние остатки старых монархических учреждений. Европа в ХХI веке представляет союз более или менее демократических государств – европейские соединенные штаты».
К.Н. Леонтьев: «в Европе… «демократические волны заливают монархию» и она не может устоять против них. …все государства Европы стремятся к одной и той же форме либеральной республики. …Европейская демократии может и должна даже образовать общеевропейскую республиканскую федерацию. Ни монархов, ни папы, ни дворянства. Эти будто бы государства, эти тени государств будут различаться между собою не более штатов Северной Америки…».
«Европейские соединенные штаты» включают в себя и Россию: именно там «несметные полчища» богдыхана «наголову разбиты всеевропейскою армией», следовательно, Россия также входит в соловьевскую «международную организацию соединенных сил всего европейского населения», покончившую с «новым монгольским игом» и создавшую «союз более или менее демократических государств».
Об этом свидетельствует и то, что о какой-либо самостоятельной судьбе России философ далее не пишет, а говорит, что когда к власти в Европейских Соединенных Штатах пришел антихрист, провозглашенный «римским императором», то «повсюду вне Европы, особенно в Америке, образовались сильные империалистские партии, которые заставили свои государства присоединиться к Европейским Соединенным Штатам под верховною властью римского императора», но при этом остались еще «независимыми племена и державцы кое-где в Азии и в Африке», вследствие чего император «с небольшою, но отборною армией из русских, немецких, польских, венгерских и турецких полков совершает военное продвижение от Восточной Азии до Марокко и без большого кровопролития подчиняет всех непокорных.
Соловьев не только «пропускает» Россию при упоминании стран, не подчинившихся антихристу, «императору», добровольно, но и пишет, что его военная кампания по приведению непокорных в лоно всемирной «монархии» начинается от Восточной Азии, где, по замыслу Соловьева, очевидно, и проходит граница Европейских Соединенных Штатов, которая, таким образом, должна более или менее соответствовать границе России, а русские полки составляют едва ли не основу отборных сил «императора».
В «Краткой повести…» сначала реализуется первый (китайское завоевание), затем - второй вариант о том, как завершится историческое существование России – вариант добровольного слияния ее с республикой Запада, причем воплощение первого сценария служит у Соловьева подготовительным, фактически – необходимым условием для осуществления второго, которые, таким образом, составляют строгую последовательность, выступая звеньями единой цепи.
Священномученик протоиерей Иоанн Восторгова писал о Владимире Соловьеве. Он писал о том, что этот философ «подслушал» русские мистические народные поверья о «великой битве» «поднявшегося» Китая с Россиею в конце мiра, и они нашли место в его «Трех разговорах».
По-видимому, следует сказать, что Соловьев «услышал» их не прямо, а через Константина Леонтьева, который познакомился с ними уже непосредственно, но не на Алтае, как И.И. Восторгов, а на противоположном краю «сухопутного», «континентального», «Средиземноморья» – Великой Евразийской Степи, на полях сражений Восточной (Крымской) войны 1853 – 1856 годов.
Иоанн Восторгов в «Путевых заметках по Алтаю» (1909)
Бийск основан именным указом Петра I. В устье рек Бии и Катуни царь-реформатор приказал построить «острог со всякими крепостьми» для укрепления русских позиций в регионе, дальнейшего освоения Сибири и установления связей с Центральной Азией, прежде всего, с Китаем. Через полтора года, 18 июня (ст. ст.) 1709 г., кузнецкий воевода рапортовал царю об исполнении задания. Первый острог простоял недолго (в 1710 г. после трехдневной осады его сожгли джунгары), а вторую крепость построили через несколько лет (1718 г.) немного выше по течению реки (район сквера им. Фомченко) и назвали ее Бикатунской. В 1732 г. ее переименовали в Бийскую. Бийская крепость до конца XVIII в. была важным опорным пунктом в Верхнем Приобье, военно-административным центром восточной части Колывано-Кузнецкой военной линии.
Место у слияния Бии и Катуни издревле считалось сакральным у окрестных алтайских племен. Известный православный деятель и философ начала XX в. Иоанн Восторгов в «Путевых заметках по Алтаю» (1909) пишет: «О множестве мистических и лукоморных мест у истоков Оби повествуют народные предания, до сих пор известные в селах Бийского уезда…»
---------- Сообщение добавлено в 20:11 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 18:59 ----------
Местность Вихоревка вблизи города Бийска. Здесь у истоков Оби в эпоху бронзы обитали племена, у них был культ свирепого медведя.
Автор историк-краевед Сергей Исупов
Изучая фолианты с делами Сибирского приказа XVII века в Российском государственном архиве древних актов, я постоянно сталкивался с «грамотами», «отписками» и «наказными памятями» воевод и «служилых чинов» Томска и Кузнецкого острога, в которых подчеркивалась, что для дальнейшего проникновения на юг Сибири насущной необходимостью является сооружение русского укрепления именно у слияния Бии и Катуни рек. По меньшей мере, восемь раз на протяжении этого столетия сибирская воеводская администрация предпринимала реальные попытки воплотить в жизнь эту идею. Давайте попробуем разобраться в причинах столь пристального внимания именно к этому району, то есть именно к Вихоревке.
На устьях Бии и Катуни рек, в пристойном месте, для оберегания государевых волостей и к селению пашенных крестьян поставить острог со всякими укреплениями…
Из именного указа Петра I
от 28 февраля 1708 года.
В русских документах и на картах того времени Верхнее Приобье по названию самого мощного алтайского племенного княжества - телеутов — именовалось «Телеутской землицей». Но для того, чтобы «встать твердой ногою» в этих волостях, было необходимо соорудить здесь в наиболее важном месте русский опорный пункт. А таким важным местом являлось именно слияние Бии и Катуни, своего рода важнейшая точка всего Верхнего Приобья. Впервые объяснение последовательного стремления русских в этот район мы находим в «отписке» томского воеводы князя М. В. Волконского царю Алексею Михайловичу, которая датируется 1651 годом. Ссылаясь на сведения теленгитского князя Самаргана и кузнецкого казака Афанасия Попова, уже добрый десяток лет исследовавшего предгорья Алтая, воевода уверял царя, что для закрепления на верхней Оби следует «на усть Бии и Катуни рек острог поставить не мешкая. Впервые их помещает в текстах-”росписях” к чертежам Сибири 1667 и 1673 годах тобольский воевода Петр Годунов. Он был автором первого проекта создания линии пограничных укрепленных пунктов вдоль всей южной границы русских территорий в Западной Сибири, поэтому особое внимание уделял описанию тех мест, где надлежало ставить остроги. В пояснительных текстах к чертежу воевода подробно отметил и район слияния Бии и Катуни: «На устьях тех обеих рек есть Красный Яр, а в то де место угодно быть Великого Государя городу или острогу. Упомянутый воеводой Красный Яр есть ни что иное, как высокий и обрывистый правый берег Бии, который начинается в районе современной лесопарковой зоны квартала Бийска и тянется вниз по реке на многие километры.
Необходимость сооружения острога на слиянии Бии и Катуни отмечается и в сочинении, известном в науке под названием «Описание новых земель, сиречь Сибирского царства», которое датируется приблизительно 1683 годом, а его авторство приписывают подьячему Сибирского Приказа Никифору Венюкову. Здесь есть такие строки: «И только бы де изволили и указали Великие Государи на том месте на устья Бии и Катуни город или острог поставить. Обращаясь к царствующим в то время малолетним Петру Алексеевичу (ставшему впоследствии для своих потомков Великим) и его брату Ивану, Венюков настойчиво указывает на точное место предполагаемого строительства.
Обрастая все более подробностями, сведения о благодатных землях Верхнего Приобья попадают, наконец, и на западноевропейские карты Сибири, авторы которых очень часто использовали русские источники. Ими пользовался при составлении карты Сибирских земель в 1687 году нидерландский географ и картограф Николай Корнелиссон Витсен. Вблизи устья Бии, на ее правом берегу (мы особо подчеркиваем точную локализацию именно правобережья) он показал несуществующий город или острог, который назвал «Katounaon». Фантастический город «Popylli»показан на правом берегу устья Бии и на опубликованной в 1704 году карте Эверта Идеса. И все же закрепиться в Верхнем Приобье Россия смогла лишь в эпоху Петра Великого, по указу которого у истоков Оби был сооружен сначала маленький острожек, а затем Бийская крепость, которая и «явила городу Бийску начало.
---------- Сообщение добавлено в 20:17 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 20:11 ----------
ВИХОРЕВКА
…А от устьев Бии и Катуни рек до Китайского царства ходу конём горами и степью два месяца
Из текстов росписей к карте Сибири
тобольского воеводы П.Годунова
1673 год.
Изучение архивных документов XVII-XVIII веков не оставили сомнений в том, что на протяжении многих десятилетий, планируя создание опорного пункта для защиты кузнецких волостей и дальнейшего продвижения вглубь «Телеутской землицы», сибирские воеводы неизменно стремятся именно к слиянию Бии и Катуни. Но чем же объяснить столь пристальное внимание русских к этому месту? Вряд ли все дело только в изобилии плодородных земель, богатых пушным зверем и птицами лесов и рек, кишащих рыбой, хотя и это было немаловажно. Становилось очевидным, что ключ к разгадке этих тайн сокрыт в еще большей глубине столетий, что он не только среди пыльных архивных фолиантов, но и в мире археологических находок.
Постепенно становилось ясно, что в силу своего географического расположения район Вихоревки имел огромнейшее, исключительное военно-стратегическое значение! Это были распахнутые настежь ворота, открывающие кратчайшие пути в сердце Центральной Азии. Вообще значение Алтая, как одного из центров зарождения и развития цивилизаций Евразии трудно переоценить. Тысячелетиями через его горы и степи шли дорогами Великих Переселений десятки и сотни народов. Покоряя или вытесняя местные племена, пришельцы создавали свои царства и империи, которые спустя отмеренные им историей сроки тоже исчезали под ударами новых завоевателей. А на холмах и в горных долинах оставались величественные курганы, сумрачно взирающие на восходящее солнце каменные изваяния, поражающие размерами своих рвов и валов городища. Через Алтайские горы пролегали важнейшие караванные тропы, связывавшие Северную и Центральную Азию. По ним велась оживленная торговля с Китаем, Монголией, Средней Азией и более отдаленными регионами. Возраст этих дорог насчитывает не одно тысячелетие. Сейчас уже доказано существование длительных и интенсивных торгово-культурных связей между древними обитателями Алтая и другими народами Евразии. Зарождение этих связей относится, видимо, еще к эпохе ранней бронзы. По крайней мере, еще «отец истории» — Геродот, ссылаясь на рассказы греческих купцов, повествует о населявших Алтайские горы воинственных племенах, об их борьбе с мифическими драконами-грифами, охранявшими богатейшие месторождения золота. В древнем Китае эти пути были известны едва ли не со времён легендарного первого императора Цинь Ши Хуанди, а в китайских источниках обитавших здесь скифов именовали «юэчжами».
Уникальной особенностью район слияния Бии и Катуни обязан тому факту, что именно здесь русло только что родившейся Оби пересекала одна из самых древних и наезженных дорог, ведущих в Центральную Азию.
В этом месте находилась единственно удобная на десятки верст округи плавежная переправа. К ней-то и выходил путь, начинавшийся где-то в северных областях Сибири. А за переправой он делился на две самостоятельные дороги, стремящиеся в южные и центральные пределы Азии. Первая пролегала по алтайским предгорьям, водоразделам Ануя, Чарыша и Алея, тянулась через бассейн верхнего Иртыша и исчезала где-то в северо-западных провинциях Китайского царства (современная провинция Синцзян), сливаясь с ведущими в Среднюю Азию караванными тропами Великого шелкового пути. Второй путь по левому берегу Катуни направлялся на юг и проникал в сердце Горного Алтая. Преодолевая ущелья и перевалы, стремительные реки и коварные осыпи, он спускался в бескрайние монгольские степи и завершал свой бег в пределах Поднебесной империи. Это была опасная, но кратчайшая торговая тропа, упоминание о которой мы находим в древнекитайских хрониках еще трех тысячелетней давности. Сейчас ее направление в целом совпадает с трассой знаменитого Чуйского тракта.
Не только мирные торговые караваны видели эти древние пути. Недолгие годы мира сменялись кровопролитными войнами, и несли дороги вглубь Сибири конницу скифских вождей, тяжеловооруженных всадников тюркских повелителей, молниеносные тумены монгольских ханов. Военное значение этих путей сохранилось и в XVII веке. Они позволяли конным отрядам телеутских князей и Джунгарского ханства внезапно появляться под стенами Кузнецкого острога и, совершив опустошительные набеги на ближние волости, так же стремительно и безнаказанно откатываться обратно на юг. Чтобы лишить их фактора внезапности, русским надо было запереть дорогу на север. И сделать это надлежало в самом ключевом, стратегически важном месте - у переправы через слияние Бии и Катуни. В этом случае нападавшему с левобережья врагу пришлось бы искать обходные пути, а значит, и терять столь драгоценное в набеге время. Была еще одна причина, по которой планируемый острог просто обязан был находится у истоков Оби. По неписаным дипломатическим канонам того времени, государство, завладевшее устьями каких-либо рек, могло уверенно заявлять о своих правах на обладание землями всего их бассейна вплоть до истоков. Имея здесь укрепленный пункт, русские получали дополнительный аргумент в пограничных спорах с Джунгарией и могли заявлять о своем приоритете на значительной части «Телеутской землицы». Новый острог, сооружённый на Вихоревке, стал бы идеальной базой для дальнейшего продвижения на юг Алтая, ибо он контролировал важнейшие из ведущих сюда путей.