во времена куликовской битвы о казаках на территории Руси "слыхом не слышали" а это простите УЖЕ 1380 год
Терские казаки
А. И, Ригельман в восемнадцатом веке записал, что они жили до прихода на Терек в горах между Кабардинцами и там назывались Казаровцами, выходцами из Казарии. По данным старинных русских историков И. Болтина и В. Н. Татищева, оттуда же в 1280 г. Татарский баскак Ахмет вывел крупную группу Пятигорских Казаков, которые впоследствии основали г. Черкасы на Днепре, т. к. по старому месту их пребывания они назывались и Черкасами. Ермолинская летопись повествует, что ордынский царь Махмет и его сын Мамутяк в 1445 г. призвали из Черкасии 2.000 Казаков. Черкасами же называют русские акты всех Запорожских Казаков почти до XIX в., относя то же имя и к их предкам Черным Клобукам, чему начало кладет Московская летопись под годом 1152 ("все Черные Клобуки уже зовутся Черкасами"). Если добавить к этому свидетельства иностранцев Сигизмунда Герберштейна и польского монаха Матвея из Мехова о Пятигорских Черкасах, христианах славянского языка, то станут вполне обоснованными слова русского академика XVIII века И. К. Тауберта о Казаках, с которыми Мстислав Томаторканский разгромил войска своего брата Ярослава под Листвено в 1023 году. Из приведенных сведений следует, что. предки Т. Казаков проживали на Сев. Кавказе уже в очень отдаленные времена. И, вероятно, профессор русской Академии Генерального штаба В. И. Баскаков имел в своем распоряжении еще более основательные данные, когда утверждал, что "Казаки Кавказа, во всяком случае, должны считать давность своего поселения не позже других туземцев края, к каким они и должны быть причислены" (С.И. Сирин, Юго-Восток России. Издание Комитета Экономического возрождения, Юго-Востока России, Берлин, 1922). Это подтверждается данными археологии и сохранившимися в записях народными преданиями.
ДОНСКИЕ КАЗАКИ
— одна из ветвей Казачьего народа, народ славянской речи, живущий на берегах реки Дона и его притоков; Д. К. всегда составляли особое политическое общество, возникшее из остатков донских и приазовских племенных образований. Далекие предки Д. Казаков были в какой то мере связаны генетически со скифсним народом Сака или Саха, туранская часть которых была известна греческому географу уже во время жизни Христа. как Коссахи или Белые Сахи («кос» по скифски значило «белый»). Вместе с тем, Кос Сахи - только диалектная форма этнического имени Коссака. На Дон имя Коссаков пришло очень рано. Гасакос, Касагос, Касакос неоднократно встречаются именно в Танаидских (по-донских) инскрипциях античной эпохи (В. В. Латышев, Всеволод Миллер). Каким образом оно оказалось здесь и распространилось на местные славянские племена, пока исторически не выяснено. Но, судя по данным археологии, принесли его из Закавказья в Приазовье скифские племена, Удзы, Тореты, Сираки, история которых после отчетливо связалась с историей казачьей. Более точные данные появляются в VII в. когда Аноним Равенский называет Дон родиной Северов, а вслед за этим арабские источники VIII в. начинают вспоминать о Сакалибах. живших на Среднем Дону. Следовательно, имя с корнем «сака» (сакалибы) относится к Подонским Славянам уже в раннее средневековье. Для той же эпохи русская археология обнаруживает на Дону поселения и погребения смешанного типа (славянского, асаланского и тураиского). На Иловле и Медведице, там, где арабские историки указывают Сакалибов, персидская география десятого века (Гудуд ал Алэм) помещает Бродников (Б. радас). А Бродники это племена общепризнанных казачьих предков. В той же география Приазовье называется Землей Касак. На этой Земле Касак, судя по Макарьев-ским Четьи Минеям, от древности проживал скифский народ Козары. языка славянского. Большая часть русских летописей вспоминает там Касагов или Касогов, а Никаноровская и Вологодско-Пермская летописи - народ Казягь, который в 1025 г. поставлял воинов в дружину своего Томаторканского князя Мстислава. Подонских Бродников летописцы узнают в XII в., когда северные русские князья стали пользоваться их военными услугами. Однако, в 1223 г. Бродники оказались по стороне Татар и со своим вождем Плоскынею способствовали поражению Русов на р. Калка. От этого времени их имя попадает и в некоторые акты Западной Европы, как название народа, жившего за половецкими степями, а следовательно, в подонской лесо-степи.
Первые казаки носили рубахи, войлочные или кожаные длинные куртки, поверх которых надевали трофейные доспехи – кольчуги, колонтари, бахтерцы, наручи и т. п., кожаные или матерчатые штаны, разноцветные сапоги, на голове – шлемы, шишаки или островерхие войлочные шапки. Вооружены они были саблями, топорами, кинжалами, ножами, саадаками (луками со стрелами), дротиками, сулицами, копьями, булавами, щитами.
В 1380 году донские казаки участвовали в Куликовской битве. Перед ее началом они преподнесли великому князю московскому Дмитрию святую икону Божьей Матери, а в заключительный момент битвы ударили на монголо-татар, что способствовало победе русских. Отступая, остатки войска Мамая прошли огнем и мечом по местам обитания донцов, но истребить казаков не смогли.
Куликовская битва нанесла сильный удар владычеству монголо-татар. В XV веке пришедшая в упадок Золотая Орда распалась на так называемые Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и другие ханства. Оттуда бывшие вершители судеб славянских народов продолжали совершать опустошительные набеги на Русь. На ее южных рубежах первыми сталкивались с незваными гостями донские казаки. Они не знали страха, сами шли навстречу опасности. При этом донцы учились у противника его тактике боя, перенимали его боевые уловки, оружие, снаряжение и даже регалии.
Гребенские казаки.
В одной из ранних публикаций Российской Императорской Академии Наук - «Краткое описание всех случаев, касающихся до Азова», которое перевел с немецкого языка Академии Наук адъюнкт И. К. Тауберт и которое в 1782 г. вышло уже третьим изданием, говорится о Мстиславе Храбром и Кавказских Казаках: «Покорил он себе в 1021 г. соседственных, до Кавказских гор распростанившихся Козаков и отправил их в 1023 году вместе с Козарами против своего брата». Летописцы этих Казаков обычно называют Касогами, но в некоторых (Никаноровская и Вологодско-Пермская), действительно, их имя очень близко к нашему: «И поиде Мстислав с Козары и с Казягь на великого князя Ярослава». Раньше этого времени (X в.) персидская география (Гудуд ал Алэм) указывает в Приазовье, т. е. в будущих владениях Мстислава Храброго, Землю Касак. О тех же горских Казаках или Пятигорских Черкасах писал, современник Матвея Меховского, Сигизмунд Герберштейн: «Русские утверждают, что это христиане, что живут они независимо по своим законам, а церковную службу выполняют на славянском языке, которым они, собственно говоря, и пользуются главным образом в жизни». Речь, очевидно, идет о Гребенских и Азовских Казаках, хотя часть последних к 1503 году перекочевала уже в Северщину. У Донцов существовало предание, записанное тем же Ригельманом (Повествование о Донских Казаках), «буд-то бы они от некоих вольных людей, а более от Черкес и городских народов взялися».
Ранний историк Болтин вспоминал Пятигорских Казаков или Черкасов от 1282 г. В 1380 г. после битвы на Куликовом Поле Казаки поднесли Московскому князю Дмитрию Донскому икону, принесенную ими с гор, (Гребенская Божия Матерь). Все эти свидетельства дают основание для утверждения, что Г. К.- Казаровцы находились на Сев. Кавказе и уже во время Хазарской империи; что они одно время, вместе с Азовскими Казаками и Пятигорцами Герберштейна состояли в союзе горских племен, занимавших Чсркасию, и усвоили там не только многие черты особой горской культуры, но и общегорское территориальное имя Черкасы; что Г. К. некогда принадлежали к числу жителей Земли Касак и оставались там во время существования Державы Томаторканской; что после ее падения они ушли в горы я там пережили века господства Золотой Орды; что в отдельные эпохи Кавказские горы служили убежищем почти всех казачьих племен.