В августе 2011 года «Викиликс» обнародовал американские дипломатические депеши, сообщавшие, что государственный департамент США лоббирует по всему миру интересы биотехнологических картелей — «Монсанто» и «Дюпон». 14 мая 2013 года американская некоммерческая организация «Фуд энд уотер уотч» опубликовала на основе этих документов аналитическую записку «Послы биотехнологий: как государственный департамент США продвигает глобальную повестку производителей зерна». В ней показано, как Вашингтон «занимается лоббизмом в отношении иностранных правительств, дабы те проводили политику и принимали законы, благоприятствующие внедрению биотехнологий в сельскохозяйственное производство, проводит пиар-кампании для улучшения имиджа биотехнологий, и бросает вызов здравому смыслу в том, что касается безопасности и правового регулирования биотехнологий — включая противодействие законам, требующим маркировать продукты питания, созданные с использованием генной инженерии».
ГМО: что это такое и стоит ли бояться
В самых разных государствах планеты уже осознают важность продовольственной безопасности и угрозу, исходящую от лоббируемых США новаций в этой сфере и структур, ими занимающихся. В октябре 2014 года Аргентина запустила процесс национализации торговли зерном, который станет мощнейшим ударом по работающим в Латинской Америке картелям вроде «Каргилл». Годом ранее, после массовых и планомерных протестов, из Европы фактически изгнали «Монсанто».
О масштабности подобных акций свидетельствует размах «Марша против «Монсанто» в мае этого года, в котором приняли участие более 2 миллионов человек из 52 стран на шести континентах. Германия, Франция, Австрия, Польша, Венгрия, Греция, Болгария и Люксембург уже официально запретили возделывание генетически модифицированных культур, распространяемых корпорацией. Их примеру готовятся последовать еще ряд стран ЕС, включая Италию.
Весной 2014 года председатель правительства России Дмитрий Медведев заявил: «У нас нет никакой цели развивать производство генно-модифицированных продуктов или завозить их в нашу страну. Мы способны кормить себя нормальными, обычными, а не генно-модифицированными продуктами. Нравится американцам кормить себя вот такими продуктами, как продукты с генной модификацией, пусть кормят, нам это делать не нужно, у нас достаточно площадей и возможностей для того, чтобы потреблять нормальную еду».
В этих условиях одним из самых перспективных рынков для американских производителей ГМО-культур становится Украина. Долгое время считавшаяся житницей Европы, обладающая богатейшими черноземами — свыше 26 процентов мировых запасов — и прекрасно подходящая для выращивания зерновых. Этот потенциал, вкупе с сельским хозяйством, и по сей день помогающим выживать местному населению, могли бы превратить страну в серьезного игрока на глобальном продовольственном рынке. Однако в последнее время она все чаще выступает на нем не как самостоятельный субъект, а как объект интереса крупных международных картелей и связанных с ними структур, политиков и отдельных стран Запада.
Государственный переворот в Киеве в феврале 2014 года значительно ускорил и углубил процесс колонизации Украины западными агрокартелями. У него два измерения. Первое связано с внешней экспансией и внедрением на Украину соответствующих структур и их сомнительной продукции. Второе — с выкачкой из Украины ее экологически здоровой сельскохозяйственной продукции и максимальной эксплуатацией внутреннего потенциала республики в интересах внешних субъектов. Дело за малым — устранением внутриукраинских препятствий.
До недавнего времени законодательство Украины запрещало сельхозпроизводителям выращивать ГМО-культуры. 28 июля Оклендский институт (Калифорния, США) опубликовал доклад «Идя навстречу Западу: Всемирный банк и МВФ в украинском кризисе». Из него следует, что условием выдачи Украине кредита Всемирного банка и МВФ в 17 миллиардов долларов является ее открытие генетически модифицированным растениям и генетически модифицированным организмам.
«В то время как на Украине в сельском хозяйстве запрещено использование генетически модифицированных организмов (ГМО), статья 404 Соглашения об ассоциации с ЕС, касающаяся сельхозпроизводства, содержит положение, остающееся как бы незамеченным: оно указывает, помимо прочего, что обе стороны будут сотрудничать в целях расширения сферы биотехнологий», — пишут авторы доклада. И тут же упоминают, что условия кредита Украине Всемирного банка и МВФ вызвали «рост иностранных инвестиций, которые, скорее всего, приведут к дальнейшему расширению масштабной скупки сельскохозяйственных земель иностранными компаниями и дальнейшему расширению власти корпораций в аграрном секторе страны».
Примечательный факт: буквально к началу «майдана» в Киеве в ноябре 2013 года шесть крупных украинских ассоциаций сельхозпроизводителей подготовили проект поправок в законодательство, относящееся к использованию ГМО и ГМО-семян. Еще примечательнее, что проекты этих поправок совпадают с условиями Соглашения об ассоциации с ЕС и получения кредита от Всемирного банка и МВФ.
Таким образом, сельскохозяйственный потенциал бывшей советской житницы прибирают к рукам с первых же дней украинского кризиса. Активное участие в них принимают как западные корпорации, так и связанные с ними представители местного олигархата. Украину загоняют в ситуацию, когда после слома нормального торгового оборота с Россией продовольствие и зерно превращаются в ключевые статьи экспорта. Только населению от этого легче не станет.
В нынешнем году Игорь Коломойский, воспользовавшись критическим положением с государственным финансированием посевной, развернул масштабное кредитование украинских сельхозпроизводителей под 40 процентов годовых. Выплаты по таким процентам фактически неподъемны — даже без учета критической ситуации, в которой находится экономика государства. Соответственно, цены в стране будут стремительно расти, а львиную долю урожая просто изымут в счет долга и отправят за рубеж. Взамен своей экологически безопасной пищевой продукции украинцы получат из Европы то, от чего та категорически отказалась еще год назад.
Особо примечательна роль ведущих мировых картелей, сельскохозяйственную колонизацию которыми Украины активно поддерживают из-за океана. С начала 2014 года крупные агрохолдинги, действующие на территории Украины, интенсивно объединяются и поглощают другие предприятия. Все эти компании активизировали свою деятельность в связи с подписанием киевским режимом Соглашения об ассоциации с ЕС. И фактически синхронно приступили к строительству дополнительных мощностей для работы с ГМО-продукцией.
«Дюпон», один из ведущих продавцов ГМО и сельскохозяйственных химикатов для молочного и зернового производства, в июне открыл в Полтавской области завод — стоимость проекта 40 миллионов долларов — который должен обеспечить спрос сельхозпроизводителей Украины на гибриды кукурузы, подсолнечника и рапса торговой марки «Пайонир», производимых корпорацией. Амбиции картеля этим не ограничиваются. «Мы хотим стать признанным лидером в развитии сельскохозяйственного рынка Украины», — заявил региональный директор «Дюпон» в Европе Джефф Руи.
«Каргилл», контролирующий львиную долю мирового рынка зерна и торговли зерном, приобрел за 200 миллионов долларов пятипроцентную долю в крупнейшем по размерам земельном банке Украины. Чуть раньше, почти одновременно с началом «майдана», картель купил и пакет акций глубоководного терминала в черноморском порту Новороссийск.
«Монсанто» — один из мировых лидеров по производству генно-модифицированного продовольствия. Синхронно с началом «майдана» вице-директор картеля Хесус Мадрасо заявил, что «биотехнологии — тот инструмент, который будет доступен для украинских фермеров в будущем». А сам картель запустил программу «социального развития» для Украины «Зерновая житница будущего». Она предоставляет селянам гранты на сумму до 25 тысяч долларов, чтобы те, по уверениям «Монсанто», могли «почувствовать, что могут улучшить свое положение самостоятельно, вместо того чтобы ждать подачек».
«На сегодня наша компания рассматривает несколько участков, пригодных для строительства семенного завода в различных регионах Украины, в «кукурузном поясе», один приоритетных регионов — Винницкая область», — сообщили в «Монсанто». По данным исполнительного директора Семенной ассоциации Украины Валерия Хаджиматова, «Монсанто» уже «сейчас занимает около 20 процентов украинского рынка семян кукурузы, запуск завода в 2015 году позволит увеличить долю еще на 10 процентов.
«Монсанто» — один из любимчиков и фаворитов Вашингтона. Администрация оказывает мощнейшую поддержку продвижению интересов картеля на Украине. Политическую составляющую олицетворяет сын вице-президента США Роберт Хантер Байден, являющийся председателем совета Всемирной продовольственной программы США — в рамках одноименной программы ООН. А также до недавнего времени членом совета директоров «Бурисма холдингс» — крупнейшего частного украинского производителя и экспортера газа. По планам Киева, после «усмирения» и «зачистки» Донбасса «Бурисма» должна организовать сбыт в ЕС сланцевого газа с Юзовского месторождения. Становящийся «ненужным» из-за гидроразры́ва пласта местный чернозем планируется продавать за рубеж. В этом опять же есть интерес западных агрокартелей.
Пиаром занимается Американо-украинский деловой совет (USUBC). Его президент Морган Уильямс убежден, что Украине необходимо легализовать производство ГМО-семян и их использование в посевах. Совет директоров USUBC буквально кишит лоббистами от «Монсанто», «Каргилл», «Дюпон», «Эли лилли». Киев представлен президентом Аграрной конфедерации Украины Леонидом Казаченко, прославившимся в свое время заявлением, что в росте цен на продукты виновата не экономическая политика «оранжевого» режима Виктора Ющенко, а глобальное потепление на планете Земля.
Пропагандистские кампании уже в ближайшее время могут привести к стремительному распространению на территории Украины ГМО-культур. В то время как в Европе их производство жестко ограничивается и вытесняется в страны Африки, Азии и Латинской Америки. Промывка мозгов населению Украины направлена на сокрытие простого факта: внедрение ГМО ведет не к усилению, а к ослаблению позиций украинских аграриев на мировых рынках. И, прежде всего, на рынке ЕС, куда пока идет около трети поставок кукурузы и до 80 процентов рапса с Украины.
Ну, а здоровье украинцев, которым будут скармливать генно-модифицированные продукты, никого не волнует.
Николай Малишевский (Беларусь), Центр международной журналистики и исследований