С самого момента входа Иисуса в Иерусалим все основные герои евангельских событий действуют, на первый взгляд, удивительно нелогично.
Сам Иисус учиняет скандал неожиданный, почти невероятный: изгоняет менял из Храма. Ни на кого раньше не поднимавший руку, добрый человек из Назарета вдруг становится хулиганом, если не святотатцем.
На столах у Храма менялы выдают вместо светских денег храмовые, только для иудеев, на их религиозные нужды. Они чеканятся в Храме. И лишь на них иудеи могли купить жертвенных животных и птиц. Обмен денег - последний акт очищения, даже первый акт религиозного таинства.
Разметав столы менял, Иисус начал предсказанное им разрушение Храма.
Что делают в ответ священники и левиты? Хватают его? Жалуются на него Пилату?
Ничего подобного. Они начинают спорить с Иисусом, спор продолжается и на следующий день. О разгроме столов никто не вспоминает; говорят совсем о другом - о налогах. Последнее слово принадлежит Иисусу: “Кесарю - кесарево!”
В чем дело?
Среди монет, сброшенных с перевернутых столов менял, были разные. В основном - динарии, или драхмы, весом около четырех граммов серебра. Встречались двойные и четверные динарии и мелкие медные монеты. Из крупных золотых - персидская дарике: примерно семнадцать граммов золота. Собственно столичных, римских монет - мелких сестерциев и золотых аурей (около восьми граммов) - было крайне мало.
Все это светские деньги, от которых и избавлялись у меняльных столов иудеи, получая взамен серебряные священные сикли из расчета двадцать динариев за один сикль. Речь идет о временах классического биметаллизма. И на Востоке, в Иерусалиме, а главным образом в Александрии, втором по значению городе империи, сложился курс обмена серебра на золото: 4,7 к 1,0, то есть за один дарике давали двадцать динариев.
На Западе курс был другой. В Риме за аурею давали двадцать пять динариев, то есть 12,5 граммов серебра за один грамм золота, в два с половиной раза больше.
Тут для Храма было золотое дно. Священные сикли оставались у него после покупки жертвенных птиц и животных, а динарии обменивались в Александрии на дарике. Те, в свою очередь, в Риме менялись на золотые же ауреи по весу, то есть 2,1 ауреи за один дарике. Ауреи снова превращались в Риме в динарии, которых теперь становилось в два с половиной раза больше, чем было первоначально на площади Храма. На современном языке это значит, что рентабельность валютного арбитража составляла 150 процентов! Причем выкачивались эти деньги именно из карманов римлян и кесаря.
Об этом ли говорил Иисус, требуя, чтобы кесарю отдавали кесарево сполна? Вообще знал ли он о валютных спекуляциях Храма? Человек в прошлом мастеровой, он был не профан и в финансах, о чем говорят его притчи. Кроме того, его окружали образованные люди. Иоанн - сын влиятельного коммерсанта. Матфей - профессиональный налоговый чиновник. Иуда, по некоторым сведениям, сам менял деньги у одной из провинциальных синагог. Короче говоря, у Иисуса было достаточно источников информации, чтобы понять механизм обогащения Храма. Зачем Иисус это сделал? Разметав столы менял, он выступил не просто и не только против валютных спекуляций, которыми, как легко вывести из его проповедей, не пристало заниматься духовному центру жизни религиозной общины.
Он выступил против финансовой империи, возглавляемой Храмом, жившей ростовщичеством и питавшейся склонностью богатых римлян к роскоши. Говоря современным языком и огрубляя ситуацию, он выступил как социалист против финансового магната, неправедно нажившего свои капиталы и столь же неправедно их использующего: на наращивание исходного.
Ну и призывал бы богатых делиться с бедными, как он и делал это до сих пор, зачем же скандалы устраивать? Узнают римляне, нехорошо получится - вроде бы на своих оккупантам доносит. Они де имперскую казну разворовывают...
Но кто “свои” для Иисуса, провозгласившего, что нет у Бога ни эллина, ни иудея?
Можно предположить, что проповедь Назаретянина для него и его современников была не только (возможно, даже не столько) изложением базовых общечеловеческих ценностей, но и конкретным политэкономическим планом преобразования общества. Надо быть специалистом, чтобы извлечь его и серьезно анализировать. Однако и поверхностного знакомства с текстом Великой Книги достаточно, чтобы утверждать, что финансовая деятельность Храма сама по себе делала его противником, в то время как добросовестный римский чиновник любого ранга мог быть и союзником Иисуса.
Иисус не боялся скандалом привлечь внимание Пилата к финансовым махинациям синедриона.
Прямо идти к римскому чиновнику и рассказать ему о том, как обкрадывают имперскую казну, было бы неполитично, да и рискованно. Проповедник - не ябедник, все обличения он делает открыто и громогласно. А вдруг Пилат не только прекрасно знает о валютной спекуляции, но и сам в ней участвует? Тогда тихо придти - тихо пропасть.
Нет, пожалуй, скандал со всех точек зрения предпочтительней.
“Кесарю - кесарево”. Иисус был готов к встрече с римской администрацией.
В администрации Пилата интерес к сверхприбыли Храма был обеспечен. Ей, как и любой региональной администрации в любой империи, вечно не хватало денег. Метрополия вытягивала все налоговые сборы, не оставляя провинции даже необходимьи средств - на ремонт водопровода, например. Вдобавок - еще одна хорошо знакомая нашим местным властям финансовая проблема - скрытая, не облагаемая налогом биржевая деятельность Храма втягивала в себя все новые и новые динарии, подрывая налоговую базу провинции.
Знал ли Пилат о валютных операциях? Как чиновник высокого ранга он не мог не знать цены золота в различных городах, тем более в, столице и ближайшей Александрии, на которую ориентировались Иерусалимские менялы. Как представитель сословия всадников, предпринимателей и чиновников по рождению, не мог не понимать выгод, которые очень просто извлекались из разницы этих цен. Как правитель Иудеи - провинции специфической в том смысле, что ни одна другая конфессия в Империи, кроме иудейской, не чеканила собственных денег,- не мог не предположить, где оседает разница в цене золотых монет. Но он был бессилен.
Сверхприбыль от валютных операций была рассеяна по всем городам иудейской диаспоры, всегда в обороте, превращалась то в недвижимость, то в наличные, то в товары. Единственная возможность подобраться к ней - там, где начинается путь каждых двадцати динариев, отданных за священный сикль: на меняльных столах у Храма. Их можно купить, но сделать это могут лишь иудеи. Греческим, финикийским, египетским торговцам, не говоря уже о римлянах, путь туда заказан. Если даже найдутся иудеи, готовые сотрудничать с властями, они должны быть облечены доверием одной из храмовых партий: фарисеев или саддукеев, одинаково враждебных Пилату. Оппозиции, близкой префекту провинции, не было.
Когда Иисус провозгласил: “Кесарею - кесарево!”, этим он сказал Пилату: “Есть такая партия!”
Но молчит Пилат. Ждет чего-то. Ждет и синедрион: если римляне арестуют проповедника за хулиганство в праздник - инцидент исчерпан, если нет ареста, то возможен сговор, тайный или явный.
Иисус с префектом за спиной будет весьма неприятен Храму. И раз ситуация остается неопределенной - может, лучше убрать проповедника, пока его еще можно выдать за хулиганствующего бродягу...
Но сделать это трудно. Иисус с учениками ночует каждый раз на новом месте, в пригородах, у рыбаков с крепкими кулаками, да и мечи Петра и Матфея на страже. И вообще проповедник всегда в окружении апостолов...
А дальше все происходит так, будто кто-то нарочно снимает одно из этих препятствий за другим. Можно предположить, что этот “кто-то” действительно был и действовал по тонко разработанному и точно исполняемому плану. Похоже, этот “кто-то” - Иисус, решивший, что священники Храма могут и сами привести его к Пилату.
Положим, он знает, что они не прочь его убить, и провоцирует их на это. Они могут, например, получить точную информацию, что тогда-то он будет там-то один-одинешенек. Но, естественно, он не собирается допускать, чтобы они довели дело до конца, поэтому в нужный момент неожиданно может появиться его охрана, отдыхавшая неподалеку.
Наконец, чтобы Пилат узнал о происшедшем, события должны сопровождаться беспорядками, угрожающими спокойствию в городе (или хотя бы видимостью таковых).
Добиться всего этого можно, лишь инспирировав раскол внутри общины и предательство одного из ее членов.
Задуманное очень рискованно для Иисуса, и доверить одну из главных ролей можно только проверенному, верному соратнику. Не Иуда ли это? Именно он был “квестором” общины - носил денежный ящик, делал покупки. Он хорошо разбирается в финансовых вопросах, наиболее интересных Пилату. Только человеку, который считает задуманную операцию в какой-то мере своей, можно доверить роль предателя.
Доказательства того, что предательство инспирировано, есть во всех четырех евангелиях: Иуда ушел с Тайной вечери до того, как Иисус сказал апостолам, что они пойдут в Гефсиманию, но безошибочно привел служителей Храма именно туда. Узнать место заранее он мог только от самого Иисуса.
Для человека, который боится покушения, Иисус ведет себя опять совсем нелогично. Тогда уж лучше остаться в доме, за надежными стенами, в наполненном патрулями городе, или отправиться в один из недалеких пригородов, ту же Вифанию, например, но он выбирает заведомо пустынное место. Ладно, тогда стоит все время быть в гуще сторонников, но Иисус оставляет рядом с собой только троих, потом отходит в сторону и от них.
Однако, если принять нашу интерпретацию событий, все действия Иисуса становятся логичны. Пока апостолы идут в Гефсиманию, Иуда убеждает членов синедриона в том, что их противник находится в пустынном месте, один. Иисус прячет своих сторонников, оставив поблизости только посвященных, но и они должны появиться в самый последний момент.
Ловить одного человека служители Храма идут с кольями, которые не нужны при аресте, достаточно и того, что их намного больше. Следовательно, идут убивать. Как только служители Храма появились в поле зрения Иисуса, он понял, что первое условие выполнено. Два оставшихся взял на себя Петр, отрубив ухо одному из нападавших. Теперь тайно убить Иисуса в “случайной” потасовке в праздничную ночь нельзя - речь идет о нападении на римского гражданина, который оборонялся. С этого момента синедрион вынужден импровизировать, и попытка убийства становится арестом еретика. Для Иисуса все пока идет слишком гладко.
Наша трактовка, конечно, не истина в последней инстанции, но заметьте - она многое объясняет. Например, “предсказание” на Тайной вечере действий Иуды, предостережение ему и Петру - не предайте, не. ошибитесь! Именно они играют в предстоящем спектакле главные роли. Поцелуй Иуды действительно братский - он рискует честью. А Иисус рискует головой, так что вполне естественны трудные минуты сомнений и призывы апостолам бодрствовать. Петр следует за арестованным Иисусом как главный свидетель, что напали именно служители Храма, он готов подтвердить это словом римского гражданина. Пока такой необходимости нет, он стремится держаться в тени, избегая лишних расспросов.
Да, Иисус умел выбирать друзей. Куда хуже с его “старшим партнером” в этом импровизированном спектакле, Пилатом. Что от него ждали? Что префект, по крайней мере, поблагодарив Иисуса и отпустив его, немедленно потребует к себе Каиафу и предъявит ему обвинения в организации беспорядков в пригородных садах в праздничную ночь и в извлечении сокрытой от налогообложения прибыли из предметов религиозного культа - священных сиклей.
Вслед за этим естественно было бы ввести авансовые платежи по налогам из доходов, пока пасхальные сборы еще не отправлены в Александрию.
Пилат, как известно, поступает иначе. Опытный и жестокий правитель превращается вдруг в либерала, советуется с Иродом, не властным в Иерусалиме, с женой, вряд ли здесь присутствующей, наконец, демократично подчиняется воле народа, амнистируя Вар-Айву. Обычное объяснение: чиновник растерялся, встретив неординарную личность. И совсем забыл при этом о своих повседневных хозяйственных и полицейских обязанностях? И у него не чесались руки при мысли о том, что рядом, в Храме, никем в Империи не учтенные богатства множатся? Попробуем объяснить поведение Пилата, оставаясь в рамках наших предположений.
Так прибрал ли Пилат храмовые богатства? Да, тогда же, на той же пасхальной неделе, утверждает один из сохранившихся источников. Это древнерусский список с неизвестного на Западе варианта “Иудейской войны” Иосифа Флавия.
Евангельские события трактуются там так: Пилат арестовывает Иисуса, допрашивает его, а затем... отпускает, не найдя на нем вины. Потом встречается с первосвященником и тот уговаривает Пилата вновь арестовать Иисуса, вручив ему тридцать талантов. Неизвестно, кому принадлежит такая версия: самому Флавию в арамейском варианте книги, его интерпретаторам и переводчикам,- но уж в любом случае не автору этих строк, который нашел в ней неожиданное подтверждение своих догадок. Подтверждение содержалось не в действиях Пилата, а именно в упоминании “окаянных денег”.
Самая, наверное, загадочная сумма в истории - тридцать серебренников - ассоциируется прежде всего с Иудой. Играя предательство, он просто обязан был потребовать за свою информацию деньги. Когда же игра стала бессмысленной, после смерти Иисуса,- он с вызовом, в бессильной ярости возвращает эти деньги. Интересно все-таки, было ли это тридцать динариев - цена одного раба, или тридцать сиклей - более чем двойное годовое жалование легионера? В любом случае сумма привязана к ходовому платежному средству, серебру. Финансовые отношения синедриона с Пилатом были иными; Флавий говорит о тридцати талантах, не уточняя, о каком металле идет речь. Вполне резонно предположить, что это - золото.
Тридцать талантов золота - 780 килограммов твердого платежного металла - 9,75 тонн серебра по римскому курсу. Эта сумма очень близка к рассчитанной нами сверхприбыли синедриона от валютных операций: 9,5 тонн. Численность иудеев мы определяли по косвенным данным, а вес монет округляли до целых граммов; несмотря на это, расчеты оказались близки к данным Флавия. Наверное, в нашей версии что-то есть...
Но Иисус предлагал префекту не тридцать талантов, а источник всей сверхприбыли Храма. Почему Пилат не воспользовался этим?
А как он мог воспользоваться? Самое простое - обложить предполагаемую прибыль налогом. Но собранные деньги нужно будет отправить в Рим, и провинция опять останется на голодном пайке. Получить деньги как взятку, шантажируя синедрион, что можно и поддержать Иисуса? Но взяточничество наказуемо и деньги придется прятать, а не использовать на нужды свои и провинции. Выход - создать ситуацию, при которой деньги формально останутся в Храме, а фактически попадут под контроль Пилата.
Казалось бы, для этого нужно поскорее выдвинуть Иисуса в первосвященники или, по крайней мере, в члены синедриона, но... Иисус, проложивший себе путь в Храм через повергнутые меняльные столы, должен будет подтвердить свою программу текущей политикой. Он либо совсем прекратит валютные операции, либо, ограничив их, честно уплатит причитающиеся налоги, а оставшееся использует для общественных работ и социальных программ. Строительство дорог и мостов - дело хорошее, но у Пилата другие планы. Расквартированный в провинции легион не только в распоряжении, но и на попечении Пилата. Казна не очень щедра к солдатам: 225 динариев в год. Тридцать талантов золота - как раз та сумма, что необходима для годового содержания легиона. Но и солдатская каша - не главное. Главное - время.
Современные богословы уточнили расчеты своих коллег века IV и перенесли описываемые события на три года назад. На дворе май тридцатого года. Это значит, что Элий Сеян - соправитель Тиберия и префект гвардии - вместе со своими клиентами, в том числе Пилатом, энергично готовит переворот, который должен произойти в ближайшее время. Если деньги, полученные от синедриона, до переворота припрятать и при первом же сообщении об успехе выдать двойное годовое жалование своему кесарийскому легиону, этот легион первым прокричит: “Аве кесарь Сеян!”
Прощай, ненавистная Иудея, здравствуй, консул Пилат!
Итак, честный первосвященник Иисус не нужен Пилату, ему нужны деньги, и побыстрее. Деньги лежат в Храме. Что делать? То, что и сделал Пилат,- отпустил Иисуса и немедленно встретился с Каиафой. Перед последним выбор: либо отдать все, что можно заработать с пасхальных сборов, немедленно, либо в полдень город узнает не экстравагантного провинциала, а патриота, мудреца и законоучителя Иисуса.
Вы согласны, досточтимый Каиафа? Вот и отлично. А теперь поиграем в демократию с амнистией к празднику. Да, кстати, догнать отпущенного сейчас Иисуса...
Пилат оказался действительно мудрым политиком. Если переворот удастся - иудейские дела уже более не интересны. Если нет - тридцать талантов остаются при нем, а для давления на синедрион у него есть оружие: апостольская община. Это, хотя и лишенная религиозного лидера, но дисциплинированная и сплоченная организация со сложившейся идеологией, возглавляемая теперь к тому же римским гражданином - Петром. Ее ждет великое будущее.
Экономика и финансы мира древних были немногим проще, чем наши. А геологическая неравномерность запасов монетных металлов создавала для валютного рынка даже лучшие предпосылки, чем современное разнообразие эмиссионной, учетной и кредитной политики.