(2) Более важный вопрос для ЦБ - величина ключевой ставки, основном, при плавающем обменном курсе, инструменте денежной политики. Чтобы снизить инфляцию (которая сейчас 15% - на столько выше цены сейчас, чем год назад, а за 2015 год будет 11-12%), нужно ключевую ставку держать повыше. (ЦБ может инфляцию просто остановить, "зажав" ставку, но цена для экономики - в форме спада производства - будет очень высокой.) С другой стороны...
А вот что, собственно, давит (и изнутри, и снаружи) на ЦБ с другой стороны? Кому нужно, чтобы ключевая ставка была ниже? В Америке и Европе центробанки снижали ключевую ставку до нуля (и "ниже нуля" с помощью количественного смягчения), чтобы облегчить задачу для бизнеса - чтобы появлялись новые инвест-проекты и создавались, снижая безработицу, новые рабочие места. Но у нас нет не то что высокой безработицы, она у нас просто низкая. Конечно, судя по спаду производства, у бизнеса появились свободные мощности (что такое "спад производства" - это увольнение сотрудников и высвобождение мощностей), но правда ли, что дело в высокой ключевой ставке? Собственно, она (11%) и невысокая с учётом инфляции - вовсе не факт, что именно она сдерживает расширение производства.
Но вот кому точно нужна высокая инфляция - это должникам. Дело ли в "жадной кредитной политике" или в нерациональности населения, но должников много. Им выгодна инфляция. (Кстати, говорят, что "инфляция - налог на бедных". Это в 1990-е было. А теперь, когда бедные набрали кредитов, они же отчасти и бенефициары.) Есть крупные бизнесы с огромной рублевой задолженностью. Они-то и просят ключевую ставку пониже - то есть, буквально, инфляцию повыше. И, конечно, бюджет - высокая инфляция позволяет перераспределять деньги между статьями (например, увеличивая военные расходы за счёт пенсий, образования и здравоохранения) незаметно для окружающих.