Итак, какие из всего этого имеем выводы?
Военная безопасность
И Стратегия национальной безопасности Украины, и Военная доктрина четко определили главного врага Украины и направления отражения агрессии на концептуальном уровне. Детализации на уровне программ и ведомственных планов действий пока нет.
В течение прошлого года Украина восстанавливала боеспособность армии и в результате имеет возможность отразить угрозу, но только со стороны сепаратистов. Через призыв и мобилизацию прошли 210 тыс. лиц, что составляет мощный резерв ВСУ.
Вместе с тем, полноценное российское вторжение или перспектива реконкисты оккупированных территорий остаются кошмаром для ГШ и Главнокомандующего. Экономически и технологически уровень развития российских ВС для нас является недостижимым в ближайшие годы.
Системных, кардинальных кадровых или управленческих изменений в армии не произошло. Профессиональный костяк сержантов и старшин так и остается мечтой. Штабная работа в бригадах и батальонах построена по старому советскому образцу и является неэффективной. Количество учений и практической подготовки возрастает, однако отстает от стандартов боеспособных армий.
Противодействие разведывательно-подрывной деятельности агрессора
Страну удалось удержать от распространения гражданского противостояния. Но, несмотря на статистические достижения в контрразведывательной и антитеррористической деятельности, отечественная контрразведка политически ограничена в проведении активных операций на оккупированных территориях, что значительно ограничивает ее эффективность. Кроме того, ярмом на шее у всех правоохранителей остается тотальная коррупция, процветающая на фронте.
Донбасс и Крым становятся Клондайком для коррупционеров
Крупному украинскому бизнесу плевать на «страну-резидента», но этот же бизнес прямо определяет украинскую политику. Торговля с Крымом и Донбассом регулируется олигархами в ручном режиме и процветает. Все поборы, собранные на территории ЛДНР, используются для дальнейшего обогащения террористов и финансирования армий сепаратистов. При пересечении «линии разграничения» созданы легальные коррупционные схемы.
Можем только верить в перспективу и необратимость процессов, связанных с созданием НАБУ, Национального агентства по противодействию коррупции, пакетом антикоррупционных мер. Пока ситуация катастрофическая.
Разведка
Наблюдаем активную работу и рост эффективности армейской разведки и спецназа на фоне полной импотентности СВР. Армейцы ставят амбициозные задачи по развертыванию партизанского движения в Крыму и Донбассе, но это является непосильной задачей без реальной и понятной для населения перспективы возвращения оккупированных территорий.
Политико-дипломатические достижения
Экономические санкции Запада против агрессора были неубедительны на фоне драконовских условий Кремля к Украине. Признание выборов на оккупированных территориях по сценарию Москвы и внесение изменений в Конституцию Украины имеют все шансы подорвать внутреннюю стабильность в Украине и на 100% переносят конфликт во внутриполитическую плоскость. Сегодня Минские договоренности содержат четкие требования к Украине и бессрочные абстракции к оккупантам. Шансов НАРУШИТЬ договоренности становится все больше именно у Украины, а помощь Запада все чаще напоминает принуждение к примирению.
Тем не менее, под конец года у Украины появился реальный шанс выскользнуть из минской удавки. Тянуть время, каждый раз подтверждая недоговороспособность Москвы, осуществлять реформы и развивать армию. В очередной раз доказывать нелегитимность объявленных в ЛДНР выборов (их же нельзя переносить без конца). Ни при каких обстоятельствах и ни под каким соусом «особого Закона Украины» не соглашаться на проведение выборов на подконтрольном Кремлю Донбассе. Доказать, что Минск не работает именно из-за позиции России. Не вносить особый статус «самоуправления» Донбасса в Конституцию Украины… Выдержать давление и добиться нового мира.
Объективно, в 2015 году мы не стали глобальным игроком в мировой партии, шахматная доска которой проходит по Украине. Но все еще имеем шанс перестать быть пешкой на своей территории.