Главная задача атомных ледоколов класса «Арктика» (к нему относится и «Россия») — проводка судов по Северному морскому пути. Но после распада инфраструктуры полярной авиации именно они снимают отработавшие срок дрейфующие станции и высаживают новые.
После распада СССР научная активность России в высоких широтах резко упала. С начала 1990-х годов были закрыты полярные базы Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Росгидромета, располагавшиеся в Певеке, Тикси и Диксоне, прекращены высокоширотные воздушные экспедиции "Север", на 12 лет (с 1991 по 2003 год) была полностью остановлена программа высадки дрейфующих научных станций "Северный полюс".
Арктика стала теплее
И в эти годы началось активное изменение климатических процессов в центральном арктическом бассейне, сопровождавшееся аномальным повышением среднегодовых температур и радикальным сокращением площади многолетних льдов. Со всем этим ученым пришлось столкнуться, когда на лед после многолетнего перерыва был высажен коллектив первой в новом веке дрейфующей станции — СП-32. Станцию постигла незавидная судьба, сравнимая с катастрофическим окончанием дрейфа папанинской станции "Северной полюс-1". Но если льдина Ивана Папанина стала разваливаться из-за того, что ее вынесло в теплые воды Атлантики, то СП-32 была завалена торосами, а часть льдины, вместе с оборудованием, ушла под воду посреди Северного Ледовитого океана в конце полярной зимы. К счастью, обошлось без жертв.
— Это было впервые в истории дрейфующих станций, — говорит Владимир Соколов, начальник Высокоширотной морской экспедиции ААНИИ, с которым мы беседуем на борту атомного ледокола "Россия", высадившего на лед в начале октября новую дрейфующую станцию, СП-39, и снявшего закончившую работу СП-38. — Когда зимой лед схватывает чистую воду при отрицательных температурах, когда наступает полярная ночь и температура понижается, — тогда только циклоны приносят туда тепло, и с теплом они приносят разрушение. Динамика льда при движении циклонов повышается, образуются серии трещин. В отдельных районах эта динамика резко усиливается, в том числе за счет течения и барической ситуации, то есть перепадов атмосферного давления — и тогда любой лед колется.
Организация новой дрейфующей станции требует проверки глубины льда, выгрузки оборудования и домиков-балков, в которых будут жить члены экспедиции. Средством доставки служит транспортный Ми-8, базирующийся на кормовой палубе ледокола. На фотографиях: организация новой дрейфующей станции "Северный полюс-39"
Фото: Константин Куцылло, Коммерсантъ
По словам Соколова, глобальное изменение климата отразилось и на метеорежиме высоких широт. Более частое проникновение циклонов в Арктику связано с разрушением устойчивого арктического антициклона, который многие годы определял погодные параметры в приполярных областях. В последние два десятилетия отмечен рост повторяемости экстремальных погодных явлений, максимумов и минимумов температуры воздуха, резкие перепады температур и давления, интенсивность разовых выпадений осадков, повторяемость штормовых ветров. С середины XX века средняя толщина льда в арктическом бассейне сократилась более чем в два раза, с усредненных 3,84 до 1-1,5 м в конце летнего периода.
По данным наблюдений на норвежском судне "Фрам", дрейфовавшем в Северном Ледовитом океане, за весь летний период 1895 года было всего три дня со среднесуточной температурой выше нуля по Цельсию. По данным наблюдений на дрейфующих льдах в 50-90 годы, количество дней с положительной среднесуточной температурой не превышало шести. На станции СП-32, дрейфовавшей в 2003-2004 годах несколько северней, чем "Фрам" в конце позапрошлого века, таких дней оказалось уже 26. Также на СП-32 было зарегистрировано более частое выпадение осадков — в июне более чем в 5 раз была превышена многолетняя норма.
— Найти ледовое поле с каждым годом становится все сложнее и сложнее, а в этом году в особенности, — признается начальник арктической экспедиции. — Потому что этот год был очень теплым в Арктике и по температурам близок к 2007 году, когда было исключительное разрушение льда за всю историю арктических наблюдений. Тогда это был Международный полярный год, и мы искали льдину для СП-35 — обошли на ледоколе большую часть акватории арктического бассейна и уже отчаялись найти лед. Собирались идти на крайний вариант — высадить станцию на одной из законсервированных баз, на береговой припай. Но в Таймырском ледяном массиве еще оставалось пятно, в котором мы все-таки надеялись найти крепкий лед. Уже в сумерках, это было 17 сентября, ледокол наехал на ледовое поле, в котором резко потерял ход. Мы стали смотреть, что это за лед, и выяснили, что это исключительный по мощности лед. В этом районе планировались полеты ледовой разведки на следующий день, но получилось так, что атомный ледокол случайно сам нашел нам ледовое поле. Мы высадили станцию, и она прошла очень южным путем — никогда наша станция так не проходила, были сделаны очень интересные наблюдения.
Для оценки качества ледового поля под дрейфующую станцию необходима полноценная ледовая разведка. Главным образом для этих целей на кормовой палубе атомохода едет транспортный вертолет Ми-8. Прежде чем сесть на облюбованную с воздуха льдину, вертолет зависает, едва касаясь колесами поверхности, на лед выскакивают специалисты-ледовики с двухметровым электробуром в руках и сверлят лунки. Если толщина достаточная, можно сажать машину и делать более детальное обследование — брать керны льда для анализа его возраста и прочности. Также необходимо оценить, много ли снежниц — летних проталин на льду, в которых скапливается талая вода, а потом затягивается тонким поверхностным льдом. Такие снежницы могут стать западней для полярного дома или трактора — если они туда провалятся, то вытащить их будет проблематично.
— Одним из отличительных признаков многолетнего льда, — говорит Илья Ягубов, начальник отдела полярных и морских работ Росгидромета и руководитель одной из воздушных ледовых разведок, в которой мне довелось участвовать, — является голубой цвет. Старая льдина в солнечную погоду отливает голубым даже сквозь снег. Поэтому если видим с воздуха, что лед под нами чуть синее, то садимся и берем пробы.
Год назад, для СП-38, проработавшей с 15 октября 2010 года по 1 октября 2011, было найдено гигантское поле 8 на12 км. Но и этой дрейфующей станции не удалось избежать проблем — к лету через лагерь прошла трещина, и от метеостанции до камбуза приходилось переправляться на лодках, а под силовой кабель от дизель-электростанции сооружать импровизированный понтон.
Новую не сильно побитую льдину для станции "Северный полюс-39", открытой 1 октября 2011 года на смену СП-38, найти так и не удалось. Было принято решение обосноваться на большом осколке того ледового поля, на котором дрейфовала предыдущая станция. В течение нескольких дней, при помощи того же транспортно-разведывательного вертолета с ледокола на лед был выгружен необходимый для зимовки груз и переставлена большая часть полярных домиков-балков, в которых коллективу очередной полярной станции предстоит провести годовой дрейф. Если лед выдержит этот год.