Крон, углевание (фильтрация через уголь/угольный фильтр) отсекает "хвосты" т.е сивушные масла(высшие спирты). Головы же (эфиры-альдегиды-метанол) как вы и сказали отсекаются методом фракционной перегонки (чем медленней и чем качественнее оборудование -тем лучше). Да. Согласен с вами что большее количество дробных перегонов с отсечением голов значительно очистят продукт от легких (и наиболее ядовитых) фракций. Но есть тут всегда "моменты". Альдегиды не только содержатся в браге как продукт жизнедеятельности дрожжей, но и образуются в процессе перегонки... Поэтому полностью избавиться от посторонних веществ одной перегонкой невозможно (да и всеми другими методами, лишь значительно уменьшить их процент).
Что до разбавления перед перегонкой... Есть так называемый метод "Гэбриэля". Суть его в том что гнать нужно наоборот при максимальной крепости исходника. Изоамилол (хвостовая фракция) один из самых "вонючих" элементов что дает самогону характерный душок и блевотные нотки ведет себя в зависимости от спиртуозности кубовой жидкости и как хвостовая и как головная фракция!!! Т.е когда в куб залит спирт сырец градусов 40 он растворяется в этиле и не выкипает. Но когда мы отбираем товарный спирт и его содержание в кубе падает до определенного процента ему (изоамилолу) не в чем растворяться (в воде не растворим) и он не смотря на свою высокую температуру кипения начинает выкипать!!!
В то же время при первом перегоне с крепостью браги около 10% изоамилол испаряется как головы! Суть Гэбриэля в том что при первичном отборе "тела" он отбирает его ближе к "хвостам" и гонит "до суха". А при вторичном перегоне гонет максимально крепкий спирт сырец не разбавляя. При второй дистилляции отбирает все как обычно, отсекая хвосты.
Если что то не понятно поищу ссылку.
Оборудование разное. Крепость разная (как и степень укрепления) поэтому важнее температура в кубе. По ней и следует ориентироваться.
ИМХО при второй дистилляции отсекайте хвосты на 40% а лучше на 50%.
---------- Сообщение добавлено в 16:02 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 15:57 ----------
Попытка перевода методики из темы «Дробить или не дробить первый погон» [Дробить или не дробить первый погон.] уважаемого Gabriel 61.
Почему так написал заголовок? Да очень просто. Впервые на эту тему наткнулся в первой половине 2014-го, опыта своего еще кот наплакал, честно прочитал несколько первых страниц, ничего не понял и ушел с мыслью «на зачем такие сложности, и так мой самогон вкусен и приятен».
Ситуация в моем случае усугублялась еще и моей врожденной неспособностью унюхать, что это там такое на ладошке я растёр, да и практически сразу начатая работа с зерновыми и выдержке на дубовой щепе привела в такой щенячий восторг, что «нафига такие сложности» стало моим кредо почти на год. То есть лично я тупил долго и конкретно.
А потом что-то потянуло еще разок прочитать – и вдруг что-то проклюнулось в голове, и все стало понятно. Причем до такой степени понятно, что вновь читать эту тему скучно и неинтересно (наверняка, что-то еще не понимаю, ведь Кило115 делает иначе и нахваливает). Вот и появилось желание изложить сказанное Юрой как-то попроще, чем и займусь.
Итак, брага. Что это в нашем понимании?
1. Вода, по большей части, процентов этак на 80-90.
2. Спирт этиловый, растворенный в ней, процентов 8-12 (а иногда и больше)
3. Остатки дрожжей, живых, полудохлых и уже разлагающихся
4. Остатки исходного продукта, если речь идет о зерновой браге (крупа или мука).
5. Примеси. Вот о них и идет речь, попробую разложить их по полочкам свободного от специального химического образования мозга:
a. Головы. Химики и действительно способные форумчане называют их ЭАФ (Эфирно-Альдегидные Фракции). Чем они хороши, так своей способностью вылетать из браги раньше спирта при любом раскладе. А еще они обладают достаточно резким запахом, и даже новички с 3-4 перегонок начинаются их различать на нюх. В результате с определенной степенью достоверности можно считать, что при перегонке сначала выходят именно головы, и выходят они почти полностью.
b. Хвосты. Тяжелые фракции (и, собственно, вода). Они для самогонщика тоже в достаточной степени просты и понятны. «Гоним, пока горит» - остальное хвосты. Однако ж, когда речь идет о благородных дистиллятах из зерна (про фрукты пока не говорим вообще, про сахар конец предложения не актуален), мы понимаем, что вот эта часть несет в себе не только яды, но и вкусности. То есть для того, чтобы получить дистиллят со вкусом исходного продукта, в него должно попасть сколько-то хвостовых фракций.
c. Переходные фракции. Вот именно про них никому и не понятно – потому что они вроде как и хвостовые, но вести себя могут, как головные. А при этом еще они успешно маскируются даже запахом спирта, уж не говоря о хвостах или головах. И еще они ядовитые, хуже метанола. О них-то и пойдет речь далее.
Подлый характер переходных фракций.
Поясню на примере самой известной такой фракции – изоамилового спирта (он же изоамилол, ИА, изик). Температура кипения 130°С – то есть явный хвост, который должен сидеть в кубе, пока вся вода из него не выйдет, ведь вода-то кипит при 100°С. Однако, как вода испаряется при 90°С в кубе, попадая в отбор, так и переходная фракция ИА с удовольствием испаряется, и тоже попадает в отбор. И самое подлое, что чем меньше в кубе нужного нам спирта, тем охотнее испаряется изоамилол.
В своей теме Юра привел график зависимости испарения изоамилола (и других подобных ему примесей) от крепости кубового остатка. Есть и таблицы этих соотношений. Для простоты понимания приведу лишь несколько цифр:
• При 10° спирта в кубе ИА испаряется вдвое-втрое быстрее, чем спирт. То есть, за то время, что мы извлекаем из куба 1% имеющегося там спирта, одновременно с ним выходит 3% имеющегося изоамилола
• При 20° крепости в кубе изоамилол испаряется вдвое быстрее (умные люди называют это коэффициент ректификации, он тут равен двум). То есть отжав 1% имеющегося в кубе спирта, мы вместе с ним возьмем 2% имеющегося ИА.
• При 40° коэффициент становится равным единице. На каждый процент отжатого спирта приходится 1% отжатого ИА.
• При 60° в кубе коэффициент уменьшается до 0.2, то есть отжав 1% спирта, мы забираем вместе с ним лишь 0.2% имеющегося в кубе изоамилола.
Итак, вот почему ИА относится к переходным фракциям. В крепком растворе спирта (60° и выше) – он ведет себя, как положено хвостовой фракции. Однако, чем слабее становится, по мере перегонки, кубовой остаток, тем охотнее поднимается в отбор изоамилол. Потому и оказывается, что сколько бы раз ни укрепляли мы самогон, с каждой последующей перегонкой мы избавляемся лишь от голов и хвостов, сохраняя (а то и увеличивая!!!) процентное количества изоамилола в отборе.
Для чего Юра предлагает дробить первый погон.
Изначально брага содержит примерно 10% спирта (чуть больше, чуть меньше – неважно). Соответственно, ИА вылетает вначале втрое быстрее спирта, и чем меньше спирта остается, тем ИА вылетает охотнее.
Прим. переводчика. Перегонку браги ведем в быстром режиме, отбирая из нее все, что возможно – то есть до 98-99°С в кубе, или до 0-5° в струе. Мы же работаем с зерновой брагой, нам нужны хвосты.
Для сахарной – это вопрос рационального отбора спирта.
Тогда мы имеем очень простую пропорцию – в тот момент, когда мы отобрали 50% спирта из куба, вместе с ним мы отобрали 99% изоамилола (и его однополчан из переходной дивизии).
- Опаньки! – говорит нам Габриэль – а ведь в кубе-то теперь изоамилола почти не осталось!
Прим. переводчика. На самом-то деле все не так шоколадно. Чуть ниже приведен расчёт... И на самом деле Юра этого не говорил )))
Меняем банку, продолжаем перегон остатка в другую. Получаем две емкости со спиртом-сырцом:
• СС из первой части погона, который имеет сравнительно высокую крепость (55-70°) и содержит в себе весь изоамилол, который был в браге. (Юра называет это первым телом). Примечание. Опыты с прямоточником без укрепления дают существенно меньшую крепость, не выше 50°. Это легко объяснить: в отсутствие укрепления мы имеем в паре 53° при 10-градусной браге и 59° из 14-градусной, как в опытах Юры.
• СС из второй части погона, который имеет существенно меньшую крепость, содержит в себе много хвостов (и, соответственно, для зерновых, вкусностей) и не содержит изоамилола (почти не содержит). Второе тело, по терминологии Габриэля.
Чего мы добились на этом этапе, так это получили часть продукта, очищенную от ИА – то есть вторую часть погона. Её мы обрабатываем дальше, как и полагается, по нашим понятиям, зерновой самогон – укрепляем, отделяем хвосты. Ничего особого здесь нет, разве что СС не столь крепок, как обычно.
Очистка от изоамилола первой части погона.
Нам очень жаль того спирта, что загажен изоамилолом – не выливать же ценный продукт? Возвращаемся к цифрам чуть выше и видим, что при 60° в кубе изоамилол имеет коэффициент ректификации меньше 0.2, то есть вылетает в отбор впятеро меньше, чем спирт. А у нас первая часть как раз и имеет высокую крепость! Чем и предлагает воспользоваться Gabriel 61.
- Не разбавляем первую часть погона! – говорит Юра. – При высокой крепости ИА будет в хвостах!
Даже используя простейший дистиллятор без укрепления, мы в этой ситуации при отборе первых 10% спирта забираем с ним всего лишь 2% изоамилола, то есть в 5 раз меньше, чем было изначально. Уже неплохо… к сожалению, дальше – хуже. Крепость в кубе уменьшается, коэффициент ректификации растет и примерно к 40° в кубе сравнивается с единицей. Выход очевиден – здесь нужен аппарат, обеспечивающий укрепление за счет образования флегмы.
Попробуем, опять же без разбавления, гнать первую часть погона на пленочной колонне (в идеале – с дефлегматором). И вспоминаем, что у изоамилола температура кипения – 130°С, то есть дефлегматор для него фактически ледник, на котором происходит мгновенная конденсация (правда, опытные люди меня поправят, что смесь воды и ИА – это азеотропная смесь и температура кипения у нее ниже 100°С – но смысл тот же). И вот этот ИА уже скатывается вниз, не попадая в отбор (причем пока он находится во флегме, которая всяко крепче кубового остатка, он из нее почти не выдувается – ну, скажем, так же в пять раз хуже, чем спирт). В результате мы получаем в отбор опять-таки спирт почти без изоамилола. И только когда кубовый остаток потеряет спирт до 40°, ИА получает первые шансы прорваться через дефлегматор хотя бы потому, что его становится неприлично много.
Мой опыт с достаточно хорошей колонной (60 см ёлочный стеклянный дефлегматор), оснащенной димротом в качестве дефлегматора, показывает – ИА не прорывается в отбор почти до самого конца. То есть из первой части я смело забираю порядка 80% полезного спирта, почти свободного от изиков. Потом страхуюсь, меняю банку. Туда тоже идет почти чистый спирт – но, поскольку с нюхом у меня неважно, я предполагаю, что ИА там присутствует. Наконец, наступает момент, когда в отборе появляется отчетливый запах растворителя. Всё! Можно отключать оборудование, надевать противогаз и сливать кубовый остаток, насыщенный изоамилолом и его друзьями.
Дополнение. Тем, кто прочитает тему-первоисточник до конца, откроется истина - пленочная колонна должна иметь большое укрепление/разделение. Опыты с короткими безнасадочными ПК, оснащенными наружным охладителем в качестве дефлегматора не дают очень хороших результатов.
Что мы получили, и как этим распорядиться.
После этих манипуляций мы имеем:
1. Нормальный зерновой самогон, полученный из второй части первого погона. В нем почти нет ИА, но содержится столько хвостовых примесей, формирующих вкус напитка, сколько мы отобрали. Хотим – побольше возьмем, хотим – поменьше.
2. Довольно крепкий дистиллят (у меня 92-94°), почти не содержащий ИА. Возможно, в нем есть сколько-то вкусовых примесей, но мало. Это основная часть АС, полученного в первой части первого погона.
3. Сомнительный, скорее всего загаженный изоамилолом остаток, полученный из первой части первого погона в конце отбора.
Что мы с этим можем сделать. Первую и вторую части употребляем по отдельности или смешивая, сразу или отправляя в бочку. Часть №1 может, по нашему выбору, содержать побольше хвостов-вкусняшек, а часть№2 позволит увеличить общий объем конечного продукта. Часть №3 содержит ИА, ее мы потом добавим к первой части следующего первого погона, закольцуем – тем самым повысив крепость, и извлекая максимальное количество нормального спирта.
Дьявол кроется в деталях.©
Я заливаю в куб 75-84° спирт для перегонки. Ну, допустим, 80°. Если я залью 5 литров такой крепости, то в конце перегона у меня останется меньше литра. Мне хорошо, я на индукции гоню – а если ТЭНы? Получается, что первые половинки нужно будет копить, пока остаток перегона не будет равен неснижаемому остатку в кубе.
Важно: брагу надо гнать на простейшем дистилляторе. Любой укрепляющий элемент – будь то восходящая часть трубы или сухопарник вызовет конденсацию ИА, и он не вылетит в начале, как мы на то рассчитывали.
Для второго перегона первой части желательно максимальное укрепление, для второго перегона второй (хвостатой) части – на усмотрение винокура.
И еще. Внимательный читатель обнаружит частое повторение слова «почти». Опытный самогонщик знает, что абсолютного спирта не бывает. Также не бывает и абсолютного отделения любых примесей. Как бы мы ни старались, в первую половину погона войдет не весь ИА, а почти весь, в отбор на колонне при второй перегонке ИА не то чтобы не пойдет, а почти не пойдет и так далее. Тем не менее, метода позволит снизить процент этой вредной примеси в разы. А также и других переходных примесей с похожим характером.
Я вас обманул! Или нет?
Название моего опуса говорит о четырех перегонках. Давайте считать.
1. Перегоняем брагу сначала в одну емкость, крепкую часть с изиками, затем в другую емкость с хвостами.
2. Перегоняем часть с хвостами, как обычный самогон.
3. Перегоняем на аппарате с сильным укреплением крепкую часть с изиками, сначала в одну емкость, чистое, затем загаженный остаток во вторую
4. Кольцуем загаженный остаток. Но ведь это часть третьей перегонки, так? Выходит - обманул! Ура!! Сегодня первое апреля, план выполнен!!! Смеющийся