Новые технологии или Пузырь?
Читал тут одного нефтяника. Он пишет что проблема шырше. Скважины бурят недалеко друг от друга (это на фотках видно), так вот каждая соседняя помогает другой своим давлением что даёт ГРП. Как следствие сокращение скважин понижает давление во всем пласте для других скважин.
Нередко слышатся заявления, что сланценвая нефть попёрла потому, что были изобретены некие "новые технологии". Которые нас спасут.
Ну вот полный список этих технологий:
(1) Направленное, в том числе горизонтальное, бурение. Технология далеко не новая. Придумана в России в 1970х, но до ума не довели, так как не было достойной электроники (когда не знаешь куда буришь -- дело плохо). Довели до ума на западе, к 1995 году технология была уже "старая"/"проверенная".
(2) Гидроразрыв пласта. Придумана в Америке в... 1860х годах. Окончательно довели до ума в 1940-х.
(3) Кустовое бурение (не надо таскать буровую с места на место = удешевление бурения). Тоже далеко не новая вещь. Не будем спорить кто придумал, но применяли повсеместно уже в 1960х.
(4) Использование попутного газа на "собственные нужды буровых" (вместо дорогой соляры -- дешёвый местный газ). Надёжные автоматизированные газовые турбины в контейнере. Будем условно считать это "новой" технологией. Реально такие машинки стали доступны за пределами американской армии в 2000х.
Нередко слышатся заявления, что сланцевая нефть попёрла потому, что были сделаны "новые открытия". Которые дали нам "более 2000 Тcf природного газа".
(1) Если речь идёт про Америку и Россию -- херня полная. Хабберт в своей статье 1959 года говорит про... Барнетт и Хеленсвилль! Ага, те самые. Барнетт открыли в 1912. В СССР - аналогично. Про Ачимовку знали в 1970-м.
(2) Если речь идёт про всякие Польши и Украины, то эти "открытия" основаны на данных скважин, пробуренных тоже в 1970х. Только тогда геологи постеснялись считать это "газом", а теперь -- ну чего нам стесняться, правда?
Остаётся единственная "технология", которую придумал гений маркетинга Джорж Фидеас Митчел (1919-2013). Вкратце, работает так:
(1) Добыть данные по старым скважинам, провести пере-интерпретацию.
(2) Если интерпретация даёт положительный результат, берём участок вблизи старой скважины в аренду.
(3) Бурим самую дешёвую скважину. ("Митчел Энерджи" была чемпионом американской индустрии по количеству оторванных пальцев в год. Отступные искалеченным работникам, чтоб не подавали в суд: $40000 за каждый палец.)
(4) Делаем самый дешёвый гидроразрыв. Гуаровый гель был дорог, поэтому придумали рвать на воде с этиленгликолем (кто не в курсе, последний убивает печень).
(5) Ставим скважину на опробование. Выполняем стандартный американский замер: количество газа за 24 часа (меряем дней 15, выбираем лучший замер).
(6) Умножаем результат на 30 лет. Во скока газа! Про то, что 24 часа через две недели после разрыва совсем не равны 24 часам через три года после разрыва -- молчим в тряпочку.
(7) Продаём всё поле (с единственной скважиной) -- лоху! Под бурение. Маленьких компаний, готовых купить, было в 1980х - 1990х -- море. Дж Буш младший, до своего ухода в политику, имел хобби: покупал и банкротил нефтяные компании. Этот гений купил у Митчела 6 или 7 "месторождений".
(8) Повторить процесс с п 1.
К 1990 Митчел решил, что наварился достаточно, и продал "Митчел Энерджи" компании "Девон Энерджи." Всего старик заработал на своей "технологии" $2 млрд.
"Девон" решила, что лохов, которым можно продать целое месторождение, стало маловато (то ли помельчали, то ли поумнели). Однако кругом ещё много лохов, готовых купить акции. Тут была добавлена ещё одна "технология": повторных опробований не проводить! Не проводить! А почему? -- вопрошает лох. А бесполезно, -- отвечает "Девон". Мы же бурим и рвём, бурим и рвём! Давление от гидроразрыва не позволяет делать замеры всё равно.
Но до примерно 2007 года пузырь надувался плохо. Лохи вкладывались в другие пузыри, например "дот-комы" и "фанерные замки". В 2007 году уже упоминавшийся гений Дж Буш младший протащил через Конгресс "Закон об Энергетической Независимости и Чистой Энергии". А годом позже, лохам показали, что вкладывать бабки в фанерные особняки -- глупо.
Ну и начал надуваться "сланцевый пузырь". Такие вот "новые технологии".
reved:
Удачи.
---------- Сообщение добавлено в 16:19 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 15:04 ----------
И вдогонку: сегодня на торгах Брент опять поднялся: $57.8, WTI - 51.89. Что-то свербит у меня, что никакая это не техническая коррекция, а просто январь 2009 повторяется один в один. Убедили лохов купить ещё один джип в кредит, хе-хе.
Не удержусь от самоцитаты (как в воду глядел, хе-хе).
Сегодня вышла статистика по продажам новых автомобилей в США за 2014.
В декабре 2014 на первом месте: Ford F-150! А ТТХ такие:
Объём двигателя: 6.2 литра (бензиновый, 8 цилиндров)
Потребление по городу: 18.5 л/100 км (данные Форд) 22.4 л/100 км (Аутомотив Уик тест)
Потребление по шоссе: 12.8 л/100 км (данные Форд) 19.1 л/100 км (Аутомотив Уик тест)
Те, кто обещали $40 на 10 лет -- наверняка получают свои серебряники прямо в конторе Лучшего Друга Автолюбителей.
Удачи.