Чувал:
Чувал также является модификацией полузакрытого очага, но принцип его действия отличен от опи-санного выше. Если хотите, чувал - это хантыйский камин. Его задача не аккумулировать тепло, а отра-жать, словно рефлектор, лучистую энергию открытого огня в направлении определенного сектора простран-ства. Понятно, что подобные свойства делают чувал сугубо домашним сооружением. Местоположение чува-ла в избе определяется статусом человека, ответственного за его эксплуатацию. Поскольку у ханты ведение домашнего хозяйства традиционно вменяется в обязанность женщине, все его приспособления и атрибуты размещаются на "женской" половине жилого пространства избы, т.е. ближе к двери. Таким образом, чувал сооружается в одном из углов стены, в которой находится вход. У пимских ханты он располагается слева от входа.
Постройка чувала также является обязанностью женщины. Самый простой вариант - это широкая, достаточно длинная деревянная колода с выгнившей или выбранной сердцевиной, поставленная вертикаль-но. Такое приспособление для прочности и увеличения сроков эксплуатации обмазывают глиной; верхний конец выводят сквозь крышу почти на уровень конька. Видимо, в связи с этими особенностями чувала суще-ствует хантыйская загадка: "Внутри гнилого дерева рыжая лиса бежит".
Однако найти подходящих размеров колоду не всегда возможно, поэтому практикуется другой вари-ант постройки чувала - каркасный. Материалом служит тот же тальник, сосновые жерди, глина. Заготовка составляющих, опять же, обязанность женщины. За исключением, может быть, глины. Жерди выбираются прямые, ровные, диаметром в основании 5-7 см и длинной, равной высоте избы по коньку. Сухостой в дело не идет.
Перед началом работы в углу дома подготавливается песчаная площадка; она заглубляется на 10-15 см ниже уровня пола, выравнивается и трамбуется. В песок вбивают заостренными основаниями жерди, пропущенные сквозь дыру в крыше. Отверстие вырубается с учетом наружного диаметра будущего дымохо-да, который равен ширине плеч женщины-хозяйки. Смысл соблюдения данного параметра заключается в том, что для формовки глиняной массы внутренних стенок дымохода женщина должна находится внутри чувала. Таким образом технология изготовления жестко увязывает величину сооружения с антропометриче-скими параметрами мастера.
Жерди, формирующие заднюю и боковые стенки чувала, располагают полукругом на расстоянии не более 5 см друг от друга. Воображаемая ось, проходящая через угол за очагом и центр самого очага, должна по возможности лежать на диагонали дома. Это необходимо для того, чтобы отраженная стенками чувала лучистая энергия охватывала как можно большую площадь жилища.
Следующим этапом постройки является формирование передней стенки дымохода. Для этого из гиб-ких ветвей тальника скручивается обруч, которым охватывают вбитые жерди задней и боковых стенок; он закрепляется на высоте примерно 1 метра над площадкой. Оставшиеся жерди в основании слегка расщепля-ют, наподобие ласточкина хвоста, и, пропустив через отверстие дымохода, упирают расщепом в обруч. Еще 2-3 таких обруча закрепляют выше несущего. Учитывая тот факт, что дымоход сооружается на "конус", их диаметры пропорционально меньше, чем у первого. Получается решетчатая конусообразная труба с укоро-ченной передней стенкой. Теперь ее можно обмазывать глиной. Технология обмазки полностью соответст-вует той, что применяется для сооружения хлебной печи и уже описана выше. Снизу чувала устраивается глиняная или песчаная площадка с 10-15 сантиметровым бортиком, а в боковых стенках делают сквозные отверстия (2-4), в которые вставляются перекладины для подвешивания котла над огнем.
Хантыйский чувал полифункционален. На открытом огне можно варить, жарить. У очага быстро со-хнет вымокшая одежда. С его помощью можно легко и быстро обогреть помещение, а хорошая тяга в дымо-ходе достаточно эффективно вентилирует жилище. После прогорания дров дымоход затыкают специальной пробкой из сухой осоки, завернутой в бересту, так как конструкция очага не позволяет аккумулировать теп-ло.
Кроме того, чувал - это еще и "жилище" огня. К категории всеобщих духов, помимо главной триады, у обских ханты относилось божество огня. Огонь почитали все народы мира. Ханты и манси персонифици-ровали огонь в образе Най-анки (Огня-матери) - женщины в красном халате. Повсеместно огонь является предметом культа. С огнем обращались почтительно и заботливо, не допускалось класть в огонь мусор, грязные дрова, плевать, трогать железными предметами. В этом случае можно поранить душу огня, которая обитает в голубой кромке языков пламени. Периодически огонь угощали - бросали кусочки пищи, лили жир, вино, даже дарили красные халатики. В сказках имеются указания даже на человеческие жертвоприно-шения огню.
https://www.google.ru/url?sa=i&rct=...B13fUMFU2VnqUCbEfDeOUPWg&ust=1387201503255183