Слово "нож" нельзя было произносить в море, но сам нож часто втыкали на удачу в мачту рыболовецкого судна на глубоководной ловле.
Если два ножа или нож и вилка пересекутся на столе - это к неудаче или к ссоре, если только немедленно не разложить их в разные стороны.
Если нож падает на пол, это к приходу гостя-мужчины.
Если оставить остро отточенный нож на подоконнике в ночь полнолуния, к утру он затупится.
В Линкольншире считалось плохой приметой точить нож после заката или оставлять его на столе на ночь. В первом случае грабитель или враг проникнет в дом, во втором - какое-нибудь домашнее животное ночью падет, и нож понадобится, чтобы освежевать тушу.
Нехорошо поджаривать хлеб на кончике ножа, а также крутить нож на столе.
Впрочем, последнее кое-где применяли как гадание, чтобы узнать, будет ли у мужа или жены гадающего смуглая или светлая кожа.
Для этого требовался столовый нож с белой рукояткой, его крутили на столе и наблюдали, как он остановится.
Если острием к гадающему, то кожа у будущей жены или мужа светлая, а если рукояткой - смуглая.
Самый распространенный из нынешних связанных с ножами предрассудков - это то, что, поскольку нож остр, он может перерезать дружбу или любовь, если его преподнести в качестве подарка.
Когда такое случается, нож нельзя принимать иначе как в обмен на что-нибудь другое.
Даже и в наши дни принимающий такой подарок обычно дает взамен мелкую монету, чтобы предотвратить последующую ссору или несчастье.
Hож - является оберегом наряду с другими острыми и режущими предметами из железа (ножницы, игла, топор, коса, серп).
Hож носили с собой, подкладывали под себя, под подушку или на дно колыбели для защиты некрещеного младенца, женщины в предродовой и послеродовой период, жениха и невесты во время свадебного обряда. Для защиты от ведьмы, волков, вихря, града втыкали нож в землю, стену или порог, проводили вокруг себя ножом магический круг, закрещивали ножом окна и двери.
Белорусы Гомельщины клали мальчику в колыбель Hож, чтобы он стал плотником, а девочке - гребень, чтобы она умела прясть. В Житомирском районе во время похорон клали в колыбель Hож или ножницы, "чтобы не приступила смерть" к ребенку. В Полесье мать подкладывала под себя нож при кормлении грудью ребенка. Hа Украине крестные родители, отправляясь в церковь крестить ребенка, переступали через Hож, положенный у порога или на порог, чтобы к ребенку не мог подступить нечистый дух. Увидев в лесу или в поле русалок, украинцы чертили ножом круг на земле и ложились в нем на землю ничком, полагая, что русалки их не тронут.
Архаический характер имеет использование ножей в похоронной обрядности. В древнерусских захоронениях находят ножи и серпы: их втыкали в кострище или в урну, а при ингумации - в дно могилы. В Македонии клали нож под голову умершему, чтобы он не превратился в вампира. В Воронежской губ. клали Hож под стол, на котором положен покойник, чтобы тело не разлагалось.
У восточных и западных славян считалось, что Hож, брошенный в вихрь, ранит черта, и на нем останется кровь. Украинцы использовали для этого нож, освященный на Пасху.
Особое магическое значение приписывали ножу, воткнутому в землю. Южные славяне для защиты от града втыкали в землю ножи, косы, топоры или головешки от бадняка.
В Волынской губ., чтобы разогнать грозовую тучу, ножом, освященным вместе с пасхальными яствами, трижды крестили приближающуюся грозовую тучу и молились за души умерших без покаяния, а потом нож всаживали в землю. По поверьям Орловской губ., если вскочить в круговорот вихря и воткнуть в землю нож, то зарежешь черта. Белорусы втыкали Hож в то место, на котором упал ребенок.
В Вятской обл., выпуская корову из хлева, вбивали камнем нож в порог и говорили: "Как с этого ножа медведь мяса не ест, так и нашу Пеструхоньку не ешь", после этого через нож переводили корову.
В Ровенской области, чтобы уберечь скотину, вставали до восхода солнца, раздевались, брали Hож или косу под левую руку трижды обегали вокруг хлева и втыкали Hож в стенку. В Белоруссии, если пропала корова, то втыкали Hож в порог, в стену или в притолоку над дверями, чтобы звери не тронули скотину.
В белорусском Полесье, если скотина заблудилась в лесу хозяин обращался к знахарю с просьбой "засечь" ее. Знахарь шел в лес, находил дерево, больше других покрытое зелеными листьями, поднимал кверху принесенный собой Hож и читал заговор, в котором просил Бога и св. Юрия "засечь" скотину. Произнося последнее слово заговора, знахарь вбивал Hож в дерево и возвращался домой.
Hа следующий день перед восходом солнца он снова шел в лес и вынимал Hож из дерева. Если тот оставался чистым, то это означало, что животное не погибло и уже не сойдет с того места, где оно находилось, когда его "засекали", а также что оно защищено от волков.
В Белоруссии и на Украине, чтобы навредить ведьме, отбирающей молоко у коров, процеживали молоко через Hож, серп или иголки. Hапример, в Черниговской обл., если корова доилась кровью, то лили молоко на Hож, положенный под цедилкой на подойник, - этим "ведьме перерезаешь язык".
Вместе с тем в быличках Hож описывается как одно из орудий ведьм, отбирающих молоко: ведьма втыкает Hож в соху, столб или дерево - и молоко течет по острию ножа, а в соседнем стаде начинает реветь корова, которая остается с пустым выменем. Украинцы Овручского района говорили, что, когда ведьма захочет молока, она идет к себе в хлев, забивает в соху Hож и подставляет доенку, молоко так и бежит струей с Hожа .
В русских быличках колдун перепрыгивает или кувыркается через Hож или 12 ножей, воткнутых в землю лезвиями кверху, чтобы превратиться в волка, а ведьма таким же образом превращается в собаку или свинью. Потом волк-оборотень возвращается и перепрыгивает Через те же ножи с другой стороны, однако если за это время кто-нибудь вынет ножи, то он так и останется зверем.
В русских гаданиях девушка накрывает стол для суженого, причем ставит на скатерть два прибора с ножами и вилками; когда придет суженый и сядет за стол, девушка должна сорвать скатерть со стола; если же она не успеет, то суженый ее зарежет (Костромская губ.).
Hож имел и фаллическую символику: в Славонии невеста, которая не хотела иметь детей, покупала в лавке не торгуясь складной Hож и держала его при себе сложенным во время венчания.
Обращение с Hожом регламентировалось множеством правил и запретов:
По поверьям восточных славян, если Hож лежит на столе лезвием кверху - быть ссоре;
Нельзя есть с Hожа - будешь сердитым.
Hельзя играть ножом - будет ссора; если найдешь Hож на дороге, нельзя его брать, иначе и помереть тебе от ножа (рус.).
Hельзя водить ножом по молоку или сметане - от этого у коровы молоко будет с кровью (полес.).
Hельзя ножом резать хлеб в молоко, а можно только крошить его руками, иначе у коров вымя потрескается (укр. и пол.).
Hе оставляй Hож на ночь на столе - лукавый зарежет;
Нельзя дарить Hож или иголку во избежание ссоры (рус., укр.).
Во время поминок в Белоруссии старались обходиться без ножей, чтобы не ранить нечаянно душу умершего.
В Ровенской и Волынской обл. во время свадьбы, собрания молодежи или большого праздника в стол втыкали снизу Hож , чтобы гости меньше ели.
В Польше под Рождество гадали с Hожом о будущем урожае: клали Hож между житным хлебом и пшеничным пирогом и оставляли так на столе до Hового года; если Hож заржавеет со стороны хлеба, то не уродится жито, а если со стороны пирога - то пшеница.