Ведущие эксперты в области социологии и политологии собрались сегодня на пресс-конференции об особенностях партийной системы России. Накануне единого дня голосования, 8 сентября, специалисты обсудили, насколько привлекательны для граждан основные участники политического процесса страны, а также ответили на вопрос, заинтересованы ли россияне в появлении новых партий.
Президент фонда «Общественное мнение» Александр Ослон сообщил, что интерес к новым игрокам на политическом поле незначителен и основное внимание сосредоточил на шести ведущих партиях-брендах – это «Единая Россия» (30% по столице), КПРФ (9%), ЛДПР (7%), «Справедливая Россия» (4%), Гражданская платформа и «Яблоко» (по 3%).
Получив список известных партий, лишь 2% респондентов заявили, что проголосовали бы за тех, кто не входит в этот список.
Интерес к новым партиям Ослон сравнил с интересом к появлению новых автомобилей, а именно: людям любопытно, какими они будут.
Новые формации «по интересам» или социальным группам, такие как объединения пенсионеров или различные экологические партии, пока что не стали привлекательными для электората, а для людей по-прежнему важнее личности, стоящие во главе партий, нежели сами партии.
Так что, несмотря на беспрецедентное увеличение количества кандидатов и участников выборов, позиции лидеров остаются стабильными.
Даже если новые объединения и демонстрируют успехи на отдельных региональных площадках, до федерального успеха они по-прежнему остаются очень далеки.
По мнению директора «Центра прикладных исследований и программ» Александра Точенова, позиция россиян в вопросе многопартийности такова, что люди не против большого количества партий, но при этом непонятно, зачем они нужны. И даже если некоторые старые игроки уже надоели, то и среди новых практически нет таковых, на которых можно было бы обратить взгляд.
Помимо этого, как пояснил корреспонденту «Ридуса» эксперт, появляются и такие операторы, которые существуют лишь формально, а избиратели, видя такие случаи, как появление одних и тех же людей в списках разных партий, чувствуют фальшь.
Точенов полагает, что показательными станут выборные циклы следующих двух лет, по итогам которых выживут те, у кого появятся новые яркие лидеры. При этом в ряде партий есть отдельные успешные регионы со своими сильными местными политиками, но при этом неизвестно, рискнут ли доверить этим людям больше полномочий привыкшие к руководящим позициям старые партийные лидеры.
Руководитель департамента региональных исследований Фонда развития гражданского общества Виталий Иванов, в свою очередь, полагает, что большинство новых партий – это не совсем партии и относятся, скорее, или к коммерческим проектам, или суть материализация человеческого тщеславия.
По мнению Иванова, в качестве возможных мер противодействия таким процессам может быть ужесточение закона о партиях и стимулирование существующих партий к объединению.