Итак, согласно «Истории казачества» Е. Савельева, около четырех тысяч лет назад древнюю, великую Ариану (так на древнегреческом языке называлась местность, лежащая к востоку от Иранского плато) постигла геологическая катастрофа и народы, населявшие ее территорию — арии или арийцы — стали искать новые места для поселения. В начале первого тысячелетия до Р. X. арийцы (в греческих источниках — скифы) вторглись в Восточную Европу и заняли почти всю нынешнюю Европейскую Россию. Понятно, что переселение это шло не сразу, а в течение нескольких столетий. Скифы заняли реки Волгу, Днепр, Днестр, Дон и Кубань, а вскоре и Дунай.
Первые упоминания о скифах на Кавказе в греческих и восточных письменных источниках относятся к VII веку до Р. X. Именно тогда ранее безымянные племена и народности обретали имена и названия. Название «скифы» не было родовым именем этого народа, в чем сознается Геродот (V век до Р. X.), говоря, что «общее название всех скифов, по имени царя их, — сколоты, — скифами назвали их эллины». Ксетий же (IV век до Р. X.), пользовавшийся для своих хроник царскими архивами персов, называет скифские племена, с которыми воевал Кир Великий, саками. Название «скифы» было дано и славянским племенам, родовым названием которых было русы или росы...
Прикубанье, Закубанье и восточный берег Азовского (Меотийского] моря населяли в те давние времена меотийские племена — синды, дандарии, досхи и другие. Территория, занятая ими, очерчивалась в границах: на западе — Азовское море, на юго-западе — Черное море, южная граница шла по северному склону Кавказского хребта, включая и Закубанье, На востоке граница эта доходила до Ставропольского плато, на севере в степной полосе меоты граничили с кочевыми племенами савроматов (эти последние относились к скифскому народу и занимали территорию Поволжья и Приуралья). Побережье же Черного моря населяли родственные меотам племена зихов, торетов и др. Впервые меоты упоминаются в VI—V веках до Р. X., причем наиболее полные и обстоятельные сведения по истории, географии и этнографии меотов имелись в трудах греческого географа Страбона, Ираноязычные племена киммерийцев, населявшие в IX—VII веках территорию Северного Причерноморья и теперь теснимые скифами, вынуждены были уйти в Малую Азию, где ассимилировались с местным населением.
Как уже было сказано, древнейших обитателей восточной Европы, берегов Азовского и Черного морей, части Малой Азии и Закаспийских степей греки называли общим именем — скифами. Подобно киммерийцам, скифы остаются в истории маловыясненной народностью, О них существует масса указаний и сведений у древних исследователей, но сведения эти и указания настолько же разнообразны, насколько и противоречивы. И это понятно. О скифах писали греческие, римские, византийские и другие писатели в разные времена и на основании различных источников — и по мифическим сказаниям, и по народным преданиям, и как очевидцы. Происхождение скифов покрыто туманной пеленой легенд и чудесных сказаний. Так, например, по скифским сказаниям, родоначальником скифов являлся Геркулес, между тем, по греческим сказаниям, Геркулес получил свой знаменитый лук от скифа Тевтара, научившего Геркулеса стрелять из него. Следовательно, скифы не только существовали во времена Геркулеса, но и были уже учителями в области военного искусства. Греческий историк и географ Геродот приводит три версии их происхождения. Первые две говорят в пользу того, что скифы издревле обитали в этих местах. По третьей версии скифы пришли из Азии. По настоящее время вопрос этот остается открытым, но большинство исследователей склоняется к азиатскому происхождению скифов.
Геродот говорит, что самые умнейшие люди, которых он знал, были скифы; Страбон также признает скифов высоконравственным народом и говорит, что если они и приняли что-либо дурное в свой обычай, то заимствовано это у греков и римлян; характерной чертой скифов считал любезность, простоту и любознательность.
Николай Дамасский, родившийся около середины I века до Р. X., называет скифов весьма справедливыми, имеющими общее имущество, «так что старших считают отцами, младших сыновьями, а сверстников братьями... У скифов не известны ни завидующий, ни ненавидящий, ни боящийся, благодаря общности жизни и справедливости».
Трог Помпеи, историк I века до Р. X,, пользовавшийся, кроме Геродота, какими-то не сохранившимися документами, говорит: «Скифский народ всегда считается древнейшим, хотя долго был спор о древности рода между ски-фамии и египтянами»... Много позднее английский исследователь Чарльз Гекерторн напишет: «Подобно тому, как силы природы произвели растения и животных разных степеней развития и совершенства, так они произвели и различные человеческие типы с разными степенями развития; самый совершенный тип... арийский или кавказский, один имеет историю и один заслуживает нашего внимания, когда мы изучаем духовную историю человечества».
Фукидид, живший в начале V века до Р. X., утверждает, что со скифами не могло сравниться по военной силе и количеству войск никакое царство. «В Азии, — говорит он, — нет народа, который мог бы противостоять один на один скифам, если все они будут единодушны».
Шедевры греческого искусства, на которых изображены скифы Северного Причерноморья, дают нам яркое представление об их облике. Бородатые, в длинных подпоясанных кафтанах с рукавами, на голове — высокие, остроконечные шапки (типа башлыка) из плотного войлока, на ногах широкие штаны и мягкие кожаные сапоги. В качестве оружия использовали туземные луки, короткие мечи и секиры или сакары (от «сак» — сечь и «ары» — воины).
Ни храмов божествам, ни памятников кумирам скифы не сооружали, за исключением бога войны Арея, изображением которого служил простой железный меч, водруженный на кургане. Этому богу скифы приносили в жертву каждого сотого пленного. Абсолютно все древние историки утверждают, что скифы были прекрасными воинами и отличными наездниками. Скифские воины не только умели удачно отступать, отстреливаясь из луков, но и ходили в дальние походы в союзе с другими народами или самостоятельно. Скифы делали очень частые набеги на народы Ирана, Малой и Средней Азии, доходили до Египта, заняли Бактриану и лучшую часть Армении, которой и оставили свое имя Сакасена.
Мобильные, хорошо вооруженные скифские конники, не знавшие себе равных в стрельбе из лука, являлись желанными союзниками и страшными соперниками для всего Древнего Востока. Даже фараон Псамметих I вынужден был откупиться от скифов дарами. Так, в 612 году до Р. X. скифы вместе с Мидией и Вавилоном штурмом взяли и уничтожили столицу Ассирии Ниневию. По словам Геродота, около тридцати лет скифы господствовали в Азии и только в 585 году в соответствии с условиями договора между Мидией и Лидией вернулись на родину.
В 514 году до Р. X. персидский царь Дарий I предпринял поход в Скифию, закончившийся его поражением. Иногда скифы помогали в войне соседям в качестве наемного войска. Все это должно было способствовать выработке известной военной организации. По словам греческого историка Арриана, скифы имели военные значки в виде развевавшихся на шестах драконов. Такие значки они сшивали из цветных лоскутков, причем всему телу дракона от головы до хвоста они придавали подобие змея страшного вида. Когда кони стояли смирно, значки имели вид разноцветных лоскутьев, свешивавшихся с древка вниз; при движении же они развевались и становились похожими на драконов, чем и наводили ужас на противника. Другой ученый авторитет (Свидас) также подтверждает, что скифы издревле имели в войсках знамена, чем доказывается регулярность в их ополчениях.
Так в IV веке до Р. X. в Северном Причерноморье и сложилось Скифское государство (столица — Неаполь Скифский), строй которого был назван «военной демократией», объединившее все народы, проживающие на его территории, при главенствующей роли скифов.
Со второй половины I века до Р. X. в письменных источниках среди ранее известных сарматских племен, произошедших, по Геродоту, «от брака скифов и амазонок», появляется новое этническое название — аланы. Они становятся известны в трех местах: на Истре (Дунае), в районе Танаиса (Дон) и на Кавказе. Заняв Подонье и Прикубанье, аланы вынудили меотов переселиться в Закубанье. Аланы занимались скотоводством, переходя со своими стадами с места на место, где имелись хорошие пастбища. Но преимущественным их занятием была забота о лошадях, Молодые люди с детства привыкали к верховой езде; ходить пешком считалось позором - Вследствие разнообразных военных упражнений все аланы являлись прекрасными воинами. Аланы почти все стройны и красивы; волосы их темно-русые. Они страшны своими грозными очами и очень подвижны вследствие легкости своего вооружения. Рабство им неизвестно.
На своем языке аланы называли себя «асами» или «каса-ми». В 72 году аланы совершили опустошительный набег на Мидию и Армению через кавказские перевалы. По словам древнееврейского историка И. Флавия («Иудейская война»), аланы «опустошили страну и возвратились домой с большим количеством пленных и другой добычей из обоих царств».
Страшная память об этом первом набеге была настолько сильна, что о нем писали в IV веке Амвросий, а еще позже — грузинская хроника «Картлис цховреба» и армянский историк Мовсес Хоренаци. Так аланы вышли на историческую сцену. Со II века Кубань называется Варданом, а Терек — Алонтой (Аландоном). В обоих названиях ясно читается этноним «алан».
Итак, мы подошли к. возникновению понятия «казаки». Так географ Страбон называл воинственный народ, селившийся в горах Закавказья в I веке от Р. X. Возможно, казаки получили свое имя как собирательное от названия союза скифских племен («казак» в переводе на английский язык пишется как «cossack»). Тогда слово «кас-саки» может объясняться как «кас- (белые, свободные)-саки (в переводе с персидского языка — скифы)». Однако данная версия маловероятна. Синонимом являлись «черкасы» -- от персидского слова, значившего — «неподвластный, бушующий, вольный». Под черкасами также следует понимать казаков. Тут возникает необходимость не смешивать «черкасов» с «черкесами», как себя будут называть адыги, потомки меотов. Вышесказанное означает, что ПРЕДТЕЧИ КАЗАЧЕСТВА ИМЕЛИ СВОЮ ДОЛГУЮ И ЗНАМЕНАТЕЛЬНУЮ ИСТОРИЮ, ЧТО ПРОИЗОШЛИ ОНИ ОТ СКИФОВ-АЗИАТОВ, КОТОРЫЕ, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ОБРАЗОВАЛИ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА. Мы, казаки, имеем с русскими один исток, один корень — скифский народ, Теория же, согласно которой казачество произошло от русских беглых крестьян, не отвечает действительности.