Перед лицом новых ювенальных угроз (прежде всего, принятия закона о социальном патронате) Ассоциация родительских комитетов и сообществ призвала всех писать протестные письма, требующие отклонения новых ювенальных законов.
Как водится в бюрократической системе, протестные письма граждан были спущены тем, кто как раз занимается подготовкой подобных законов, а именно - в Министерство образования и науки РФ, в Департамент со страшненьким названием «воспитания и социализации детей».
Оттуда пришёл ответ за подписью заместителя директора Департамента С.В.Вителиса (№06-ПГ-МОН-9082 от 03.05.12). Письмо очень показательное. Сначала в нём изложено, как устроена ювенальная юстиция сегодня. Основной документ, который позволяет работать ювенальным технологиям, это - Семейный кодекс. Если читать сам Кодекс, ювенальный привкус оказывается во многом смазанным. А вот выжимка Департамента воспитания и социализации впечатляет:
«Законодательством Российской Федерации установлены нормы, регламентирующие право ребенка жить и воспитываться в семье. Так, в соответствии со статьей 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном порядке. Согласно статье 56 Кодекса при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. В соответствии со статьями 63-65 Кодекса родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами и обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Родители не вправе представлять своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласия между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Родители, осуществляющие свои права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке».
В этом тексте есть всё. Прежде всего, - декларация интересов ребёнка в отрыве от интересов семьи. Что есть права ребёнка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие определяют органы опеки, поскольку именно опека устанавливает, есть ли противоречия между интересами родителей и интересами детей.
Здесь же заложен механизм, когда ребёнок может самостоятельно обращаться в органы опеки с жалобами на родителей, а все иные граждане обязаны (!) сообщать в органы опеки о нарушении прав и законных интересов ребенка. Что такое законные интересы ребенка в данном случае, видимо, остается на усмотрение бдительных граждан.
Далее в письме следует «утешающая» часть. В ней говорится, что приоритетами деятельности опеки является профилактика семейного неблагополучия на ранних стадиях, чтобы, по возможности, сохранить его пребывание в родной семье; что отобрание ребёнка у родителей осуществляется лишь как крайняя форма воздействия; что в случае отобрания с родителями проводится «реабилитационная» работа, чтобы, если это возможно, вернуть ребёнка в родную семью. И даётся ссылка на документ, в котором эти приоритеты реализованы, а именно на - Письмо Минобрнауки от 30 июня 2008 года № ИК-1105/06 «О повышении эффективности деятельности органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства».
В данном документе есть свои ювенальные достопримечательности. Во-первых, там прописывается бедность как основание для зачисления на ювенальный учёт. При поступившем сигнале органы опеки должны выяснить, каковы «жилищно-бытовые условия, в которых находится несовершеннолетний (кто является собственником (нанимателем) жилого помещения, количество членов семьи, проживающих и зарегистрированных на данной площади, размеры и благоустройство помещения, его санитарно-гигиеническое состояние), доход родителей, наличие имущества у несовершеннолетнего и членов семьи, семейную историю, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, наличие круга общения родителей, наличие других лиц, значимых для ребенка».
Делается это, вроде бы, с мотивировкой выявления оснований для оказания помощи со стороны государства. Но верить в добросердечие чиновников как-то не хочется, и не без причин:
1. Семья, которой оказывается помощь, расцениваются как семья, где «отсутствуют основания к немедленному отобранию ребенка». Формулировка заставляет задуматься. Немедленно отобрать ребёнка не получается, значит будут отбирать постепенно.
2. Принятие помощи - дело добровольное. В данном же случае кто-то (опека) может решить за тебя, что твоему ребенку необходимо то-то и то-то. Добровольность как-то истаивает.
3. А перед тем, как по семье будет вынесено решение, её необходимо изучить. Полный внешний контроль. При желании его можно установить над всеми семьями (ведь достаточно любого сигнала). Это же - настоящий тоталитаризм, в самом классическом его исполнении!
В письме Минобрнауки описан и социальный патронат, который теперь пытаются ввести отдельным законом. Вот как выглядит соответствующая рекомендация:
«Основными этапами работы органов опеки и попечительства по социальному (семейному) патронату являются:
– выявление детей, проживающих в семьях и находящихся в ситуации, угрожающей их жизни или здоровью или препятствующей их нормальному воспитанию и развитию;
– первичное обследование детей и их семей для планирования форм защиты прав детей;
– составление плана по защите прав детей;
– осуществление социального (семейного) патроната над ребенком в семье;
– текущая оценка социального и морально-психологического статуса семьи, динамика изменений в семье;
– осуществление предварительной опеки (временного устройства ребенка в замещающую семью с возвратом в кровную семью, если работа с семьей дала положительные результаты);
– постоянное устройство ребенка в замещающую семью при невозможности возврата в кровную семью.
Указанная работа в целях ее максимальной эффективности должна включать следующее:
– первичную оценку положения ребенка в семье с позиции соблюдения его прав и законных интересов;
– предварительную оценку положения ребенка с позиции необходимости защиты его прав и законных интересов, определение характера необходимой помощи ребенку и семье;
– составление проекта плана по защите прав ребенка с включением социального (семейного) патроната как составного элемента;
– утверждение плана по защите прав ребенка;
– осуществление социального (семейного) патроната - предоставление помощи ребенку и семье в соответствии с договором о социальном патронате и планом работы;
– проведение текущей оценки положения ребенка и социального статуса семьи;
– заключительную оценку;
– внесение изменений в план по защите прав ребенка (прекращение работы с семьей, либо отобрание ребенка с последующей работой по возвращению ребенка в семью, либо решение вопроса об ограничении в родительских правах и др.).
В случае если родители ребенка ограничены в родительских правах или лишены родительских прав либо если ребенок не изъят из семьи, но по социально-психологическим показаниям его пребывание в семье в данный момент является нецелесообразным, ребенок с учетом его возраста, особенностей развития, правового статуса может быть временно устроен в соответствующее учреждение системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения».
Особенно впечатляет концовка цитаты - если ребёнок не изъят из семьи (это надо понимать так, что нет соответствующего судебного решения), но кому-то (опеке) не нравится пребывание ребенка в семье, его можно из семьи изъять. Чиновники дозволяют произвол.
И всё это подаётся нам под видом заботы о сохранении ребёнка в родной семье! Более того, ссылка на подобный документ используется как аргумент, доказывающий благонамеренность государственной (следует подразумевать - чиновничьей) системной политики в области защиты детей. Подобной ссылкой отвечают на родительскую тревогу по поводу закона о социальном патронате! Это издёвка или недомыслие? Где бы найти метлу, чтобы вымести радетелей о нашем семейном благе из подобных сомнительных департаментов вместе с их ювенальной системой?!
Андрей Карпов, редактор сайта «Культуролог»