Sharing economy
Подружки друг у друга берут туфли, платья, сумочки, дети берут машину у родителей, друзья приезжают в гости к друзьям или вместе арендуют коттедж. Это всё и есть совместное потребление, а людей, которые им занимаются, на самом деле миллионы.
Сегодня можно говорить о проектах совместного потребления в интернете, о том, что это явление выходит за границы семьи и близких проверенных друзей и начинает работать между незнакомыми лично людьми. Таких в России пока немного, в мире — тоже: наверное, 10–20 миллионов человек.
Мой любимый пример — обычная дрель. На выступлениях про совместное потребление я всегда спрашиваю: «У кого есть дома дрель?» И большинство людей поднимают руки. Тогда я спрашиваю: «А как вы думаете, у ваших соседей есть дрель?» И опять большинство поднимают руки. То есть если взять большой многоквартирный дом, то почти в каждой квартире есть дрель. А ведь для их производства потрачены ресурсы: металл, пластик, электричество, загрязнена вода, воздух, а после срока службы все эти дрели окажутся на помойке. Если будет одна дрель на десять квартир в совместном потреблении, то и денег в 10 раз больше сэкономите, и вред для природы в 10 раз меньше.
С 2011 года увеличилось количество проектов и людей, включённых в экономику совместного потребления. По-английски это называется sharing economy (от слова to share — делиться). Понятного перевода на русский мне никак не подобрать, но идея эта очень точно описана в детской песенке «поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся». Делятся тем, что ничего не стоит для тебя, но приятно и ценно для других (как та же улыбка). Свободное место в машине, свободная комната, простаивающая техника или инструмент, безлимитная сеть Wi-Fi — вы всё равно за это уже заплатили, и если кто-то, кроме вас, этим воспользуется, вы ничего не потеряете.
В списке товаров и услуг, которыми люди охотнее всего делятся, лидируют жильё (снять, сдать, совместные путешествия), транспорт (совместные поездки), еда (совместные ужины), инструменты, товары для туризма (совместные покупки, аренда у частных лиц), совместный Wi-Fi.
Совместное потребление — это экономика предложения. У вас есть что-то «лишнее», что вы не используете, и вы предлагаете это другим. Совместное потребление — это экономика изобилия вместо экономики недостаточности. Вся коммерческая реклама построена по одному принципу: она внушает, что нам чего-то не хватает (здоровья, красоты, отдыха, роскоши, свободы), а потом предлагает товар, чтобы компенсировать эту недостаточность. Совместное потребление совершенно иначе устроено: вы понимаете, что у вас есть что-то лишнее, и вы этим делитесь. От этого чувствуете себя свободнее, счастливее, чувствуете достаток.