В США нет обязательного медицинского страхования. Расходы на медицину ложатся на плечи каждого конкретного человека. К 2008 году из 300 млн жителей 47 млн не имели никакого медицинского страхования и лишены доступа к квалифицированной медицинской помощи, еще 50 млн были застрахованы по минимуму, что не позволяло им рассчитывать на дорогие лекарства и сложные операции[37]. За период 2000—2008 гг. стоимость страхования росла в 3,7 раз быстрее, чем средняя зарплата[38].
Нужно отметить, что страховка покрывает далеко не все, а лишь чётко ограниченный перечень медицинских услуг. Туда не входят, например, услуги стоматолога, офтальмолога, педиатра и психиатра и др. Страховку по принципу «все включено» могут позволить себе только очень богатые люди[39]. В результате серьёзная травма или заболевание способны сильно подорвать бюджет семьи — медицинские счета являются причиной половины банкротств частных лиц в США)[40]. По словам министра здравоохранения и социального развития США Майка Ливитта «Мы считаем, что американская система неэффективна на сегодня или не так эффективна, как могла бы быть»[41].
Большинство медицинских страховых компаний отказываются страховать тяжело болеющих людей[42]. Также почти никогда не оплачивается лечение заболеваний, приобретенных до оформления страховки.
Страховка обычно покрывает стоимость лекарств, большинство из которых доступны только по рецепту врача.
Для малообеспеченных граждан действует специальная программа Medicaid, для престарелых — Medicare. К услугам остальных категорий населения три рынка страхования — для крупных компаний, для мелких предприятий (от 2 до 50 человек) и индивидуальная страховка[43]. При этом, по данным редактора медицинского журнала The Lancet Астрида Джеймса, помощь на разных уровнях страховки будет оказываться по-разному, что порождает дискриминацию[44].
Страховку имеют 84,7 % американцев. 59,3 % получает страховку от работодателя, 8,9 % приобретают её отдельно, 27,8 % пользуются специальными государственными программами[45].
По данным Bloomberg View, рынок медицинского страхования в США недостаточно конкурентен: в большинстве случаев работающие вынуждены приобретать медстраховку, предлагаемую им работодателем[46].
Большинство крупных компаний предоставляют своим работникам страховку, хотя работодателю это делать необязательно. Начиная с 2001 г. стоимость подобной страховки выросла на 78 % при увеличении заработной платы на 19 % и инфляции на 17 %. Кроме того, существуют также выплаты работникам в случае потери ими трудоспособности, страхование жизни и т. д.
Во многих организациях можно оформить коллективную страховку на несколько человек. Такой вид страхования, как правило, обходится дешевле, чем индивидуальный. Однако в случае серьёзной болезни одного из членов трудового коллектива, стоимость общей цены страховки на следующий год может возрасти, что может вызвать неприязнь к людям предпенсионного возраста или инвалидам. Средняя стоимость такой страховки составляет 600 долларов в месяц на одного человека.[39].
Существует два типа страховки, предоставляемой работодателем:
«плата за услуги»: выплата денег за реально предоставленные услуги; обычно страховая компания возмещает 80 % расходов, остальные ложатся на плечи пациента.
«управляемые услуги»: выплата установленной суммы на каждого застрахованного, без учёта дополнительных услуг.
В случае «платы за услуги» работодатель заинтересован в снижении медицинских расходов, для чего привлекаются специальные управляющие организации, сотрудничающие с несколькими поставщиками медицинских услуг, что позволяет снизить их стоимость. Перед направлением к узкому специалисту, пациент осматривается врачом широкого профиля. Если возникает вероятность назначения дорогостоящего лечения, требуется получение заключения еще одного специалиста.
В случае потери работы страховку можно продлить на полтора года — в этом случае работодатель оплачивает 60 % стоимости мед. услуг[39].
Минимальная стоимость страховки на одного человека — не менее 300 долларов в месяц[39].
Посещение доктора обойдется в 10-20 долларов, неотложная помощь — 50 долл. Для незастрахованного человека вызов «скорой помощи» или посещение травмпункта способны обернуться серьёзными финансовыми проблемами[47].
Формально все американцы имеют равный доступ к экстренной медицинской помощи, и доктора не должны спрашивать наличие страховки у прибывших пациентов. Однако незастрахованные больные попадают к врачу гораздо позже; необходимую помощь им приходится долго ожидать в коридорах больницы[48].
Высокая стоимость медицинского обеспечения толкает многих американцев лечиться за рубежом в более «дешёвых» странах (т. н. «медицинский туризм») — чаще всего в Канаду, Англию, Италию, на Карибы и на Кубу