Исследователь выдвинул сенсационную версию решения загадки века
Изучая рассекреченные документы разведслужб США, относящиеся к начальному периоду холодной войны, исследователь из Самары Андрей Шепелев нашел ранее не известные свидетельства того, что в первой половине 1959-го над Северным Уралом летали самолеты-разведчики типа RB-47. Шепелев считает, что группа Игоря Дятлова могла стать жертвой взрыва так называемой фотобомбы, сброшенной американским пилотом.
Американцы полагали, что именно в этом регионе могут развертываться первые оперативные базы советских межконтинентальных баллистических ракет.
Чтобы провести ночную аэрофотосъемку местности, с самолетов сбрасывали мощные фотоосветительные бомбы-вспышки. При определенных обстоятельствах боеприпасы этого типа могли нештатно взрываться вблизи или на поверхности земли, вызывая сокрушительный поражающий эффект, напоминающий действие современных объемно-детонирующих зарядов.
На основе вновь выявленных фактов Андрей Шепелев сделал вывод, что жертвами этих фотобомб могла стать группа туристов Игоря Дятлова.
Андрей Шепелев, автор книги «Вторжение готтентотов. Восход холодной войны и загадка перевала Дятлова» многие годы занимается историей авиации. Ранее в своей книге он опроверг укоренившееся мнение, что созданный в фашистской Германии экспериментальный истребитель — летающее крыло братьев Хортен был самолетом-невидимкой. Английская и немецкая версии книги вышли в соавторстве с нидерландским автором Хьюбом Оттенсом.
Когда были рассекречены документы разведслужб США, Андрея Шепелева заинтересовали начальный период холодной войны и документы, касающиеся вторжения американских разведывательных самолетов в воздушное пространство СССР в 1950-х годах.
— У нас широко известен провал летчика Гэри Пауэрса, который был сбит на самолете-разведчике U-2 1 мая 1960 года под Свердловском, — говорит Андрей Шепелев. — На самом деле до этого самолетами-шпионами U-2 под эгидой Центрального разведывательного управления было совершено более двух десятков успешных миссий над СССР. Они оставались на временно недосягаемой для советской ПВО высоте. Однако над нашей территорией летали не только безоружные крылатые шпионы U-2, но и разведывательные бомбардировщики Стратегического командования ВВС США, которые проникали к нам со стороны Приполярья. Это направление у нас было практически не прикрытым. ПВО там существовала лишь в нескольких точках.
— С какой авиабазы они поднимались в воздух?
— Самолеты-разведчики типа RB-47 действовали с авиабазы Туле в Гренландии. Данный тип самолета был разведывательным вариантом бомбардировщика B-47 «Стратоджет», который можно сравнить с советским бомбардировщиком Ту-16 средней дальности действия. Но благодаря системе дозаправки в воздухе и наличию у ВВС США большого количества самолетов-заправщиков RB-47 обладали практически стратегической досягаемостью.
Американские разведывательные бомбардировщики достигали таких точек в глубине нашей территории, как, например, порт Игарка на Енисее. Андрею Шепелеву удалось найти соответствующие снимки и подробности этой операции.
В другом случае разведчик Стратегического командования ВВС США смог проникнуть в советское воздушное пространство еще дальше. Второй пилот RB-47E Эрл О'Логлин спустя годы вспоминал, как 27 апреля 1956-го они под прикрытием двух «хорьков», самолетов радиотехнической разведки RB-47H, пересекли советскую береговую линию близ Тикси и взяли курс вглубь материка. Пройдя вдоль реки Лены, экипаж обнаружил крупный аэродромный комплекс, не отмеченный в полетном задании.
А потом из-за преследования советских МиГов им пришлось покидать территорию СССР в районе Чукотского полуострова и приземляться на авиабазе ВВС Эйлсон в Фэрбэнксе на Аляске. Согласно записи, сделанной в летной книжке Эрл О'Логлина, их полет продолжался примерно 10 часов 35 минут.
— В 2018-м в электронном архиве Национального управления военно-космической разведки США (NRO) были выложены фотоматериалы этой миссии с позывным TailWind 30, — говорит Андрей Шепелев. — Американскому самолету удалось углубиться на 1160 километров к югу от точки вторжения у Тикси (1400 километров по реке). Протяженность маршрута от авиабазы Туле составила около 4900 километров, плюс далее еще 4000 до авиабазы Эйлсон.
Двумя годами ранее, 8 мая 1954-го, в небе над Кольским полуостровом между американским самолетом-разведчиком RB-47E и нашими истребителями МиГ-17 произошел воздушный бой. Американцам с пробитыми баками, поврежденным крылом и фюзеляжем чудом удалось вернуться на базу Фэрфорд в Англии. Наши истребители продолжали преследовать фоторазведчика над территорией Финляндии.
— Это чрезвычайно интересный и показательный случай, в частности — в плане применявшейся американцами тактики прорыва границы. Как вспоминал непосредственный участник той операции, самолет-нарушитель RB-47E летел над Баренцевым морем, в составе группы из трех самолетов, вдоль побережья, делая вид, что не собирается ничего нарушать. Затем примерно в 180 километрах от Мурманска он резко повернул в сторону берега и быстро пересек морскую границу СССР, используя момент внезапности.
Из-за несовершенства тогдашних систем опознавания ПВО надежно распознавала иностранную принадлежность самолетов только за пределами национальных границ. Поэтому в большинстве случаев перехваты американских самолетов происходили над морем.
Много позже генерал Кертис Лемэй, который в 1956-м возглавлял Стратегическое командование ВВС США, признался, что рассчитывал на то, что это вторжение ни много ни мало спровоцирует ядерный конфликт с СССР. И был разочарован, когда этого не произошло. Мы сейчас немного недооцениваем степень оголтелости высшего генералитета США, особенно генералитета ВВС. Лемэй, его выдвиженец Томас Пауэр, председатель объединенного комитета начальников штабов Натан Твайнинг — именно они стояли за нелегальными вторжениями в СССР, которые совершались иногда даже без ведома президента Эйзенхауэра. Это с них рисовали свои карикатуры Кукрыниксы и, как теперь выясняется, не сильно перегибали с сатирой в образах «натовских милитаристов».
— Воздушные вторжения американцев отслеживались?
— Вопреки надеждам американцев, что их самолеты не будут обнаружены, большинство воздушных вторжений отслеживалось, даже если перехвата по тем или иным причинам не было. В основном — техническими средствами, с помощью радиолокационных станций, а в одном описанном случае — с помощью телескопа! Эти вторжения вызывали яростные протесты советского МИДа. Но в газетах об этих случаях не сообщалось. У каждой стороны была своя причина не распространяться о них.
«Искали место базирования советских ракет»
- При ночной аэрофотосъемке с разведывательного бомбардировщика RB-47E сбрасывались фотоосветительные бомбы («бомбы-вспышки» по англоязычной терминологии). Они широко применялись во Второй мировой войне как союзниками, так и немцами, а особенно американцами во время Корейской войны, в тех случаях, когда более качественная дневная аэрофотосъемка была невозможна.
Как минимум дважды, в 1951 и 1953 годах, такие бомбы сбрасывались американцами над Владивостоком. Я нашел этому подтверждение в зарубежных источниках. Высота подрыва бомб в этих случаях была штатной, безопасной для находящихся на земле. Однако в случае несрабатывания или неправильной предварительной установки дистанционного часового взрывателя бомбы такого типа гарантированно взрывались от удара о землю, с нешуточным разрушительным эффектом. Такие случаи иногда происходили и описаны. По этой причине применение таких «светильников» над дружественной территорией запрещалось.
Важные детали для понимания произошедшего у горы Холатчахль дает неожиданный источник — статья в боевом листке авиабазы Топека, Канзас, от 25 октября 1963 года. В ней говорится об учениях по ночной аэрофотосъемке экипажей 55-го авиакрыла стратегической разведки, проведенных на территории авиабазы Вендовер в штате Юта. В частности, сообщается, что фотоосветительные бомбы, которые сбрасывались с самолетов RB-47E, подрывались на высоте 1500–2000 футов (450–610 метров) над поверхностью земли.
Жители города Солт-Лейк-Сити, который располагался в ста милях от полигона, отправляли властям многочисленные сообщения о наблюдаемых ими «ядерных взрывах»... Настолько мощными были вспышки фотобомб.
В интервью бывшего пилота того же 55-го авиакрыла стратегической разведки Брюса Бейли датскому историку раскрываются новые детали о действиях RB-47 в интересующий нас период. Он сообщает, в частности, что в феврале 1959-го RB-47H действовали в районе советской авиабазы Амдерма. Это, если взглянуть на карту, преддверие Урала. Самолеты типа RB-47H обычно осуществляли слежение за советскими РЛС и обеспечивали прорыв границы самолетами фоторазведки типа RB-47E.
Последние, как теперь выяснилось, проникали даже дальше Ивделя. Андрею Шепелеву удалось найти в архиве секретный доклад о результатах аэрофотосъемки, произведенной в первой половине 1959 года в районе Нижняя Салда — Верхняя Салда. Прежде в исторической литературе не было сведений о воздушных вторжениях над Уралом в этот период времени.
— Как вам удалось получить эти данные?
— Благодаря отрывочным сведениям из скучных архивных бумажек, чудом избежавших в свое время утилизации. Избежавших, наверное, потому, что взятые по отдельности такие бумажки мало что говорят смотрящему на них. Например, в случае с отчетом об аэрофотосъемке городов Верхняя и Нижняя Салда дата собственно съемки заретуширована, но дата документа говорит о том, что полет был осуществлен в период, когда такие операции были запрещены Эйзенхауэром. То есть эта невзрачная бумажка прямо свидетельствует о факте неподчинения высшего командования ВВС США, должностном преступлении на грани государственной измены.
— Почему американцев мог заинтересовать этот район? Что они надеялись найти в тайге?
—– Интерес американцев к Уралу был многообразен. Архивные документы прямо указывают, что в тот период времени поиск первых районов оперативного базирования советских межконтинентальных баллистических ракет занимал американцев даже больше, чем советская ядерная промышленность. И именно Урал был ими определен в конце 1958-го как наиболее вероятный регион для такого развертывания.
После обнаружения первого ракетного старта в Тюратаме (Байконуре) в конце ведущей в никуда железнодорожной ветки они начали буквально охотиться на тупиковые ветки в подобных «медвежьих углах». Такие, как Ивдель-Полуночное. И если под Ивделем ракетная база на самом деле никогда и не планировалась, то отснятая американцами в 1959-м лесосека севернее Нижней Салды чуть позже действительно стала одной из первых боевых стартовых станций. Сейчас она модернизирована под мобильные комплексы «Ярс».
Из упомянутой выше статьи из боевого листка авиабазы Топека, а также известного опыта ночной фоторазведки во время Корейской войны известно, что при отсутствии прямой видимости для радиолокационной привязки точек съемки использовались крупные элементы рельефа, такие как горные вершины. Очевидно, что ввиду отсутствия у американцев точных карт советских территорий к востоку от Урала именно Уральский хребет служил американским штурманам путеводной нитью на маршруте вторжения и ориентиром в начале и конце боевого курса над целью..
«Восприняли вспышку, как ядерный взрыв»
Андрей Шепелев полагает, что американский самолет-разведчик, производя ночную аэрофотосъемку, сбросил мощную 150-фунтовую фотобомбу M120, взорвавшуюся близко к горному склону на высоте 600–900 метров над уровнем моря. Взрыватель бомбы был установлен перед вылетом в расчете на штатную высоту срабатывания в 450–600 метров над поверхностью земли, но над лежащими значительно ниже предгорными районами (уровень реки Лозьва близ Полуночного — 105 метров). То есть бомба взорвалась на правильной высоте для съемки объектов в бассейне Лозьвы. Просто сбросили ее чуть раньше, чем было нужно.
— И на этом горном склоне, к своему несчастью, в ночь на 1 февраля встала на ночевку группа Игоря Дятлова?
— Дятловцам просто не повезло. Особенности их личных биографий, деталей одежды и расшифровка татуировок ничего не скажут нам о причинах произошедшего. Главной загадкой этой трагедии считается причина, заставившая дятловцев в панике покинуть палатку.
Близкая ослепительная пронизывающая вспышка в три миллиарда кандел снимает это вопрос. «Вспышка слева — падай вправо», — все мы это знали наизусть. А дятловцы, жившие в атмосфере постоянной угрозы ядерной войны и недавно пережившие кыштымскую аварию (взрыв в сентябре 1957-го на химкомбинате «Маяк» в закрытом городе Челябинск-40, в результате которого было выброшено в атмосферу около 20 миллионов кюри радиоактивных веществ. — Авт.), — тем более. Ребята могли воспринять эту вспышку как ядерный взрыв и побежали вниз, в овраг, чтобы там переждать пик радиации, а после вернуться за вещами.
— Каким образом туристы из группы Дятлова могли получить травмы, которые у них потом обнаружили?
— Я полагаю, что группу, растянувшуюся в своем движении вниз по склону, вблизи конечной точки у кедра настиг удар второй фотоосветительной бомбы. Отсюда разная степень поражения тел. Как отмечал судмедэксперт Борис Возрожденный, травмы у троих ребят из последней найденной четверки из группы Дятлова напоминали те, что бывают от воздействия взрывной волны.
— От этих фотобомб могли остаться какие-то следы?
— Как и травмы, следы на земле отражают особенность данного типа боеприпасов. Они существенно отличаются от обычных фугасов и по своему действию ближе к нынешним объемно-детонирующим зарядам.
Начинка фотоосветительной бомбы представляла собой смесь порошкообразного алюминия и магния с кислородсодержащими солями в качестве окислителя. Разбрасываемая воспламенительно-разрывным зарядом, она сгорала практически одновременно по всему объему без выраженного эпицентра. Поэтому не было воронок, вывороченных стволов, лопнувших барабанных перепонок. Только обожженные лапы пихт, наломанные взрывом ветки и небольшие стволы.
На склоне вспышкой был оплавлен снег, остались нехарактерные для этих гор зоны обледенения. В другом описании говорится о правильной круглой зоне сметенного снега, как от винта вертолета. На что это похоже? Удивительным образом прокурор-криминалист Иванов интуитивно очень точно сравнил неизвестный ему феномен одновременно и с лопнувшим шариком, и с «тепловым лучом».
— Есть свидетельства, что, так же как жители Солт-Лейк-Сити, сотрудники Ивдельлага, вышедшие поздним вечером 1 февраля 1959 года из ивдельского Дома культуры имени Дзержинского, наблюдали в небе некие вспышки.
— Показания сотрудников Ивдельлага, видевших вспышки поздним вечером в стороне Отортена, записал следователь Ивдельской прокуратуры Владимир Каратаев. Ему же об огненных шарах говорили и охотники-манси. Эти собранные Каратаевым показания позже были изъяты из дела республиканской прокуратурой. О вспышках и звуке взрыва в то же время сообщал следствию отец Георгия Кривонищенко, которому об этом рассказали туристы, находившиеся в том районе.
Есть и другие показания свидетелей. В частности, тюменский писатель Олег Архипов приводит рассказ сотрудника Тальинской партии Северной геологоразведочной экспедиции, видевшего вспышку ночью в районе происшествия. Они тогда находились на реке Талья, которая является притоком Северной Сосьвы к северо-востоку от горы Холатчахль и перевала Дятлова.
— Наше военное командование предполагало, что группу Дятлова могли убить фотоосветительные бомбы, сброшенные с американского самолета-разведчика?
— Прямых улик против американцев в этом деле, в отличие от многих других случаев воздушных вторжений, по всей видимости, не было. Да и невыгодно было это афишировать: американцы нарушили границу, а наша сторона не смогла это вторжение пресечь. Многочисленные факты, особенно дотошно собираемые сейчас сторонниками так называемой техногенной версии, вызывают обоснованные подозрения именно в том, что дело намеренно замяли.
— Можете назвать источники, из которых вы черпали информацию? К рассекреченным документам американских архивов может получить доступ любой желающий?
— Кое-что было рассекречено за последние 20 лет в США благодаря их закону о свободе информации. Что-то рассекречивается по запросам исследователей, что-то — автоматически по истечении 25-летнего срока давности.
Доступ к оцифрованным архивам свободен на официальных порталах таких ведомств, как ЦРУ, Национальное управление военно-космической разведки США (NRO) и других. Но многие из этих документов рассекречиваются, пройдя цензуру. Иногда от «рассекреченного» документа остается один заголовок!
По свидетельству бывшего штатного историка NRO, большинство документов ВВС по этой тематике было просто уничтожено после международных скандалов, вызванных уничтожением U-2 и RB-47H над СССР в мае и июле 1960 года. То, что сохранилось, носит фрагментарный характер и требует для своего осмысления весьма вдумчивого исследования. Это на заметку тем, кто ждет готовых ответов из каких-то заветных архивов.
К слову сказать, по воспоминаниям главы президентской администрации Эйзенхауэра генерала Эндрю Гудпастера, многие решения по нелегальным вторжениям согласовывались устно. И это в США, с их развитой бюрократией. Думается, в СССР большая часть такой информации тем более проходила «по звонку», и искать теперь что-то относящееся к делу группы Дятлова в архивах также малоперспективно.
— К кому-то из высокопоставленных военных обращались за консультацией?
— Из Центрального архива Вооруженных сил на мой запрос по поводу нарушений воздушной границы в районе Амдермы в 1959 году мне ответили через депутата Госдумы Александра Хинштейна. Я получил ответ, что подобных вторжений не зафиксировано.
А вот ветеран 55-го авиакрыла стратегической разведки Брюс Бэйли вспоминал, что наблюдал там советские РЛС, в том числе и чисто визуально, нарезая круги на своем RB-47H вокруг Новой Земли. Боевые порядки советской ПВО в Приполярье американцы изучили досконально. Советское радиолокационное поле там состояло в основном из дыр. Фоторазведчик RB-47E, скорее всего, шел в группе с самолетами радиотехнической разведки RB-47H и в удобный момент резко отвернул в сторону берега — как это было и в других упомянутых выше операциях. Вот почему, по всей видимости, не было зафиксировано пересечения границы. RB-47H помогали фоторазведчикам RB-47E обходить 200-километровые радиусы действия редких позиций РЛС.
— Вы продолжаете общаться с зарубежными коллегами-исследователями?
— Еще лет 15 назад наше общение было легким и непринужденным. Доводилось переписываться с действующими сотрудниками ключевых ведомств. В нынешней токсичной международной ситуации такое уже, конечно, невозможно.
— Почему у вашей книги столь странное название?
— Я цитирую в книге притчу о готтентотской морали (готтентоты — этническая общность на юге Африки. — Авт.) — о двоемыслии и двойных стандартах. Это отсылка к сквозному мотиву книги — об обычной для американцев ссылке на мнимую советскую/российскую угрозу как оправдание своих собственных агрессивных действий. Президент США Эйзенхауэр, в частности, говорил, что немедленно начал бы войну в ответ на вторжение советского самолета. Вот так!