http://русская-сила.рф/guide/army/tr/baz6944.shtml
БАЗ-6944 «Основа-1» ПЛАВАЮЩЕЕ КОЛЕСНОЕ ШАССИ
В 1971 году по заданию Центрального автотракторного управления Минобороны на Брянском автозаводе под руководством главного конструктора И.Л. Юрина были развернуты работы по созданию нового унифицированного семейства специальных колесных шасси под общим кодовым названием «Основа-1». В него входили плавающие машины с несущим корпусом («корпусные») БАЗ-6944 (8х8) и БАЗ-5947 (6х6), а также неплавающее рамное шасси БАЗ-6950 (8х8). Планировалось, что это даст возможность от разнородных шасси перейти на единую базу, что снимало бы множество проблем как обучения личного состава, так и ремонта и эксплуатации техники в войсках.
Самоходное шасси БАЗ-6944 предназначалось для использования в составе ОТРК 9К714 «Ока». К конструкции БАЗ-6944 предъявлялись очень жесткие требования. Это и определяло компоновку машины в целом, а также исполнение ее узлов, агрегатов и систем. Экипаж из четырех человек находился в кабине в передней части корпуса. В средней части, сразу за кабиной, располагалось моторное отделение, все остальное пространство отводилось грузовому отсеку. Масса транспортируемого оборудования, выросшая до 12 т, заставила обратить самое серьезное внимание на прочность водонепроницаемого корпуса большей длины. Для его усиления установили лонжеронную раму.
В моторном отсеке был установлен V-образный 8-цилиндровый дизельный двигатель УТД-25 мощностью 400 л.с. Крутящий момент от двигателя к колесам передавался посредством трансмиссии, реализующей бортовую схему раздачи потока мощности. Трансмиссия состояла из пятиступенчатой ГМП, двухступенчатой раздаточной коробки с межбортовым дифференциалом, карданных передач, бортовых передач и колесных редукторов. В схему трансмиссии также был включен дифференциальный механизм, исключающий жесткую кинематическую связь между колесами передней и задней тележек каждого борта. Машина имела восемь ведущих колес. Колеса первой и второй, третьей и четвертой осей сближены. Подвеска всех колес — независимая, торсионная, на поперечных рычагах. Колеса первой и второй пар — управляемые. БАЗ-6944 имел гидроусилитель руля и систему централизованного регулирования давления воздуха в широкопрофильных шинах (1300х530-533), позволяющую изменять его значение в границах от 1 до 4 кгс/см2 (0,1...0,4 МПа). Движение машины на плаву осуществлялось за счет работы двух водометных движителей.
Несколько иные задачи возлагались на трехосную плавающую машину БАЗ-5947 (грузоподъёмность — 7 т), по компоновке в общем сходную с компоновкой автомобиля БАЗ-5921 и унаследовавшую от БАЗ-6944 большинство механизмов и систем, а также их взаимное расположение. Укороченный грузовой отсек обусловил размещение двух сближенных управляемых осей спереди и одной неуправляемой — сзади.
В испытаниях, включавших в себя 30 тысяч километров пробега, принимала участие автономная группа в составе 5-6 испытательных образцов и около 10 машин сопровождения. Опытные образцы были оснащены датчиками и
Серийный выпуск плавающего шасси БАЗ-6944, после утверждения соответствующей документации, начался в 1979 году. Ракетный комплекс 9К714 «Ока» поступил на вооружение в 1980 году. По мнению офицеров ракетной бригады, ПУ 9П71 и ТЗМ 9Т230 были гораздо удобней в эксплуатации, экономичней, легче в управлении, чем ПУ 9П117 комплекса 9К72 «Эльбрус», на смену которому и пришёл комплекс «Ока».
В 1987 году завод начал выпуск модернизированной амфибии — БАЗ-69441 с 2-мя дизельными двигателями КамАЗ-740 общей мощностью 420 л.с. и с увеличенной до 13 т грузоподъёмностью, а также сухопутной машины с несущим корпусом — БАЗ-69481 (8х8), предназначенной для усовершенствованного комплекса «Ока-У».
В 1988 году, несмотря на свои уникальные возможности, комплекс «Ока» был снят с вооружения в соответствии с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности. Ракеты, а также 102 ПУ, были отправлены на утилизацию.
Постановлением Правительства РФ №1091 от 11 сентября 1998 года семейство унифицированных армейских автомобилей «Основа-1» (БАЗ-6944, БАЗ-5947, БАЗ-6950) было снято с вооружения (снабжения) Вооруженных Сил Российской Федерации.
Характеристики ПУ 9П71 ТЗМ 9Т230
Колесная формула 8×8
Длина, мм 11760 11800
Ширина, мм 3130 3000
Высота, мм 3000
База, мм н/д
Дорожный просвет, мм 480
Грузоподъемность шасси, кг 12000
Снаряженная масса шасси, кг 17000
Полная масса, кг 29100 29985
Масса буксируемого прицепа, кг -
Двигатель V-образный дизельный УТД-25
Мощность двигателя, л.с. (кВт) 400 (293)
Максимальная скорость, км/ч
- на суше
- на плаву
65…70
8…10
Расход топлива, л/100 км 60
Запас хода по топливу, км 1000
н/д — нет данных
фотографии и схемы