Киевская власть, обнаружив провал мобилизационного плана, увидев неготовность армии к выполнению боевых задач и оценив возможности майданного ополчения, убедилась, что этого хватит лишь для повторения подвига «героев Крут». Так возникла идея создания Национальной гвардии, довольно быстро утвердившаяся не только в законодательной, но и в практической плоскости.
Отвергнутое старое
Обращение к подобной форме подразделений на Украине уже было. В 1991 году на базе Днепропетровской бригады внутренних войск началось создание Национальной гвардии, которую возглавил полковник В. Кухарец.
Структура имела 5 дивизий, прикрепленную к Нацгвардии 48-ю мотострелковую дивизию. На основе 51-го отдельного гвардейского вертолётного полка в Александрии и 31-й отдельной вертолётной эскадрильи специального назначения в Белой Церкви была создана вертолетная бригада НГ.
В 1993 г. на базе остатков 93-й гвардейской мотострелковой дивизии, выведенной из Южной группы войск бывшего СССР (Венгрии), удалось сформировать 1-й танковый батальон НГ, на вооружении которого были танки Т-64Б.
Потом тяжелой техники стало больше. Появился 17-й отдельный батальон специального назначения «Белая пантера», 23-й отдельный батальон специального назначения «Гром», горнострелковый батальон. НГ пополнилось 41-м ОДШБ (отдельный десантно-штурмовой батальон) морской пехоты. Это была реальная сила, находившаяся в прямом подчинении президенту.
Именно этот факт в период второго срока президентства Кучмы (на фоне готовящихся антиправительственных акций) и стал поводом расформирования 11 января 2000 года наиболее боеспособной структуры украинских силовиков. Теперь взялись возрождать эту систему, в том числе и те, кто увидел когда-то в Национальной гвардии «инструмент возможной президентской диктатуры».
«Планов громадьё»
Ныне Национальную гвардию решили создавать на базе внутренних войск МВД, и численность ее бойцов обещают довести до 60 тысяч. За дело взялись с задором и лозунгами. Один из авторов проекта Арсен Аваков отмечал: «Создание Национальной гвардии Украины - очень важный шаг для страны сегодня как ответ на попытки извне дестабилизировать ситуацию. Это не только новая структура, новые задачи и мобилизация людей. Это еще и мобилизация духа!»
Такую мобилизацию решено было подогреть материально, для чего, по сообщениям СМИ, правительством из бюджета было выделено 6,88 млрд. гривен. Средства должны быть направлены на закупку вооружения, техники, средств связи и организацию дополнительной мобилизации. Изменения в бюджет были внесены за счет капитальных расходных обязательств, уточнил министр финансов Украины Александр Шлапак.
Часть средств по старой майданной привычке решили попросить у граждан, для чего к делу подключили маркетинг. Нередкими стали «благотворительные» акции операторов мобильной связи (позвони и отправь 5 гривен для армии), телемарафоны и концерты под лозунгами «Все для фронта - все для победы!».
В областных центрах населению напоминали, что было бы вполне патриотично жертвовать для гвардии и армии деньги, амуницию и даже технику, вплоть до сельскохозяйственной, которую особым мандатом собирались даже реквизировать. Но основной надеждой оставался финансовый покровитель нынешнего бунта – олигарх Коломойский.
Опыт первой недели набора (и это подчеркивают именно радикальные группировки и организации) свидетельствует, что главная цель Национальной гвардии – защита киевского режима и нейтрализация протестного потенциала Юго-Востока. Известно, что с первых дней установления диктатуры майдана внутри «революционных» масс начались серьезные брожения вплоть до открытых угроз, а то и вооруженных столкновений. Вчерашние подопечные Яценюка, Турчинова, Авакова уже не раз обещали их «распять», «отоварить», «вызвать на майдан».
Уголовный и политический беспредел сегодня может остановить лишь военная сила. Но об этом не говорят.
А вот о подавлении «русской весны» лишь вооруженным путем не только говорят, но и открыто к этому призывают.
Процесс пошел
Первоначальные пункты вербовки располагались как в военкоматах и государственных учреждениях, так и прямо на улицах в местах скоплений граждан. На сегодняшний день мобилизационные центры созданы уже в 18 областях.
Предварительную подготовку (огневую, тактическую) с новобранцами ведут на Яворивском (Львовская область), Калиновском (Винницкая область), Гончаривском (Черниговская область) полигонах. Готовится к работе и Чугуевский полигон.
Наибольшая активность проявляется в учебном центре под Новой Петровкой (близ Киева). Как правило, все учебные центры – это базы полков и спецчастей ВВ МВД Украины. Занятия ведут офицеры, в том числе и те, которые участвовали в антимайданных силовых операциях. Это обстоятельство довольно уникально.
Командовать Национальной гвардией будет Степан Полторак, бывший начальник харьковской Академии внутренних войск, назначенный и.о. президента Турчиновым главкомом ВВ.
Как уверяют организаторы, набор в Национальную гвардию проводится чрезвычайно тщательно. Основные требования: возраст 18-40 лет, хорошее состояние здоровья, зачет по профессионально-психологическому тестированию и проверяемая в ходе собеседования «национальная свидомисть» (самосознательность). Предпочтение оказывают ветеранам боевых действий и спецподразделений, офицерам и сержантам, отслужившим срочную службу, имеющим редкие воинские специальности и квалификации, а также высшее образование.
Служба в Национальной гвардии является контрактной, а денежное довольствие бойца (зарплата) определена в 1800 гривен.
Курс подготовки можно считать ускоренным - 2 недели обучения, 2 недели стажировка. Специалисты, имеющие опыт подготовки призывников и запасников, уверены, что добиться качественного результата при таких сроках невозможно.
Чего скрывать, создатели Национальной гвардии рассчитывали на необыкновенный патриотический подъем и поток новобранцев. Но дела пошли вразрез ожиданиям.
Все ль идет по плану?
Показушная напыщенность первых дней формирования НГ сопровождалась митинговщиной. Нередко новые губернаторы и прочие представители власти в провинциях публично записывались в «резерв НГ», «мобилизуя собственным примером». Но пример работает лишь до окончания митинга…
Ко времени принятия решения о Нацгвардии во внутренних войсках Украины проходили службу 33 тысячи человек. После заявления о том, что нацгвардейцев должно быть 60 тысяч, стали задаваться вопросом – а где набрать еще почти 30 тысяч «преторианцев»?
И вот здесь коса нашла на камень. Из радикальных вооруженных группировок поддержать призыв вызываются пока лишь некоторые группы «Самообороны майдана».
После заявления 6 марта первого вице-премьера Виталия Яремы об окончании миссии отрядов «Самообороны» и их ликвидации, некоторые все же дрогнули и пошли на вербовочные пункты.
По данным МВД, на 21 марта в Нацгвардию набрано 7464 человека, половина из них - самооборонцы.
Согласно заявлению нардепа Геннадия Москаля (бывшего чина в МВД), «желающих идти в Нацгвардию из «Самообороны майдана» и «Правого сектора», к сожалению, нет».
«Спильна справа» отказалась вступать в Нацгвардию и готовит свои автономные силы.
18 марта лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош публично сообщил, что «ни один из его бойцов в ряды Национальной гвардии не записался, аргументируя, что учения больше похожи на экскурсии в воинские части, а не реальную боевую подготовку».
Более того, Ярош отказался выполнять распоряжение властей о разоружении и сдаче оружия. По мнению командира формируемого блока «Правый сектор - Восток» и бывшего лидера организации «Патриот Украины» Андрея Билецкого, с помощью Национальной гвардии власть хочет контролировать настоящих революционеров. «Они ставят ребят сейчас под контроль милиционеров, – добавил он. – Поэтому сейчас «Правый сектор» критически относится к вопросу». В организации подчеркивают, что изначально лоббировали идею создания Национальной гвардии по образцу американской и голландской. А идти же под руководство тех, с кем они воевали на Грушевского, активисты не хотят.
Часть представителей «Самообороны» также отказываются покидать Киев и разоружаться. Свои отказы радикалы объясняют по-разному. Молодежная группировка С14, ассоциированная с ВО «Свобода», считает, что власти игнорировали более верный проект создания гвардии (народного депутата фракции «Свобода» Юрия Сиротюка) как подразделения армейского и стали реанимировать «ментовский проект», который имеет цели «крышевания правящей верхушки». «Мы не хотим, чтобы нами командовали менты, которые нас мочили на майдане, а так мы сами превращаемся в ментов», - заявляют боевики.
Нередко в Сетях можно встретить и их комментарии. Радикалы с «калашниковыми», ощущая свою силу, не хотят выполнять указания политиков, приведенных ими к власти, ориентируясь или на удовлетворение политических амбиций (в случае с «Правым сектором»), или на весомые материальные доводы, о чем говорят на майдане, – от предоставления квартир в Киеве до ощутимой прибавки к жалованию.
Но есть проблемы прозаичнее, о чем свидетельствуют ответственные офицеры одесского вербовочного пункта, что на Люстдорфской дороге, 7, и полтавской базы ВВ в\ч 3052.
Так, командир полтавской части В. Денисюк сообщил, что пока неизвестно, как точно будут реформировать внутренние войска в Национальную гвардию. Добровольцев сегодня, согласно приказу министра, набирают в резерв и живут они дома. Контрактников пока тоже не набирают, так как «процесс приема контрактника занимает большое количество времени». Непонятен и формат подготовки солдат, так как «полтавская» специфика - поддержка общественного порядка и конвоирование спецконтингента (заключенных). Отмечается, что дополнительных средств на организацию приема новобранцев Нацгвардии не поступало, ничего неизвестно о форме и знаках различия НГ. Потому хвастать большим количеством желающих, как, например, в западных регионах Украины и в Киеве, пока не приходится.
На фоне создания правительством войск «собственной безопасности» на местах тоже задумываются о своей защите и создают некие муниципальные части. Во Львове создают «Народную гвардию», и Марьян Нищук (замруководителя штаба по пропаганде, контрпропаганде и информационной безопасности) уже говорит о нескольких набранных батальонах «вохровцев». Как считают во Львове, в задачи «Народной гвардии» входит защита города и области, прежде всего объектов жизнеобеспечения, которые не могут защищать войска.
В Днепропетровске формируют некий «Полк защиты». Его начштаба Юрий Береза говорит, что к нему «приходят люди, которым отказали в военкоматах. Он не будет получать оружия. Но эти люди при необходимости пополнят ВС Украины или другие формирования. В случае боевых действий полк будет защищать важные объекты на территории Днепропетровской области». Планируется, что в полку будет 1700 человек.
На каком основании идет создание таких подразделений и соответствует ли это законодательству Украины, никто не задумывается. Эксперты уже называют Нацгвардию – «дружиной князя», а местные отряды - «удельными дружинами».
* * *
Так или иначе, но пока при формировании Нацгвардии не смогли решить ни одной из поставленных задач, прежде всего – разоружить радикалов. На планах о возложении на гвардию функций по охране государственной границы и борьбе с терроризмом, безусловно, можно поставить крест. Зато можно говорить о формировании киевской властью условий для полномасштабной гражданской войны на Украине.
Кому это надо?