О создании Единой региональной системы противовоздушной обороны
На ратификацию в Госдуму внесено Соглашение между Россией и Казахстаном о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны
http://www.kremlin.ru/acts/19582
Соглашение
О создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Казахстан
Автор Василий Ваньков, Сергей Ищенко
Любой ценой отодвинуть рубежи перехвата средств воздушного нападения вероятного противника от своих основных военных, административных и промышленных центров - значит, выиграть драгоценные минуты для принятия политических решений в роковой день.
Вопрос: кто конкретно будет принимать решение об уничтожении очередного «руста» или тучи «Томагавков», если те окажутся в нашем общем небе?
Чей палец нажмет на кнопку, чтобы поднять в воздух разноплеменные теперь истребители и ракеты? Долго совещаться в подобных случаях некогда.
То есть понятно, что систему ПВО единой может сделать только единое командование.
Вот о нем-то договориться пока никому и ни с кем на постсоветском пространстве не удавалось. Даже с Белоруссией, с которой вроде бы единая система противовоздушной обороны создана еще в 2009 году. И Минск, и Москва обещали не тянуть с назначением командующего объединенными силами и средствами. Однако его нет до сих пор.
Еще до подписания договора Москва принялась усиливать оборону белорусского неба. Однако и после этого по упомянутым причинам о подлинном объединении систем ПВО с белорусами можно говорить с долей условности.
Как будет с Казахстаном?
Военные двух стран получат возможность на взаимной основе получать (в автоматизированном режиме) информацию о воздушной обстановке над территорией Казахстана и сопредельных государств.
В состоянии войны и в ситуации нарастания военной угрозы оба государства сохраняют за собой противовоздушный суверенитет. То есть имеют право принимать решения о применении средств ПВО в порядке, предусмотренном их внутренним законодательством.
А дальше идет назначение общего командующего. Его кандидатуру президенты РФ и РК обещают представить в трехмесячный срок.
В договоре зафиксировано намерение разместить командование единой системы ПВО в Алматы.
А также обязательство до конца нынешнего года поставить соседям дополнительные современные комплексы С-300, также линейку российских средств ПВО дальнего и ближнего радиуса действия, ракетно-пушечный зенитный комплекс, обновление парка истребительной авиации (пятого поколения).
Об этом эксперты
В СНГ уже существует Объединенная система ПВО
Единая система предполагает более высокий уровень интеграции. Главный вопрос заключается в том, кто ее будет возглавлять. Кто будет заниматься планированием, принимать решения и кому будет подчиняться эта структура.
Какие угрозы будет отражать единая система ПВО?
Усиление системы противовоздушной обороны способствует укреплению безопасности России на южном направлении. Российский север, памятуя об Арктике, также нуждается в прикрытии.
Какую роль играет Россия в складывающемся «противовоздушном трио»?
Наша страна выступает в качестве главного поставщика военной техники.
Дальше нужно выстроить всю иерархию системы управления.
Главы России и Казахстана договорились до большего, чем обычное военно-техническое сотрудничество. Речь идет о выходе на уровень военного командования и координации действий на всем пространстве единой ПВО. Это важный шаг, поскольку мы прикрываем воздушное пространство России одновременно с южного и восточного направлений. Один только факт объединения усилий ПВО нескольких стран отбивает охоту посягать на территориальную целостность России, Белоруссии и Казахстана.
Векторы потенциальной угрозы, они могут быть персонифицированы конкретно?
В первую очередь настороженность вызывает активность и потенциал Китая. В числе возможных источников угрозы Иран. Ну и, конечно НАТО, которая может зайти с «подветренной стороны».
Кого еще нам имело бы смысл пустить под общий противовоздушный «зонтик»?
Практический смысл в сотрудничестве трех государств. Россия, Белоруссия и Казахстан образуют стержень постсоветской интеграции.
Главный вопрос в конфигурации командования группировкой средств ПВО.
Оно может осуществляться в форме единой системы оповещения, координации действий ВВС и ПВО на базе единого командования по отдельным направлениям.
Не исключено, что командование будет осуществляться по территориальному признаку.
Допустим, если воздушной атаке подвергается Казахстан, его руководство принимает решение об отражении нападения. При этом происходит наращивание сил за счет России.
Приведет ли создание единой системы ПВО к расширению непосредственного военного присутствия РФ в Казахстане? Например, посредством появления российских авиабаз на территории Казахстана.
В лучшем случае это будут совместные базы. Также стороны согласуют оперативные планы на случай экстренных ситуаций. То есть у каждого командования есть свои планы – пакеты, которые вскрываются при определенных обстоятельствах. В этих инструкциях предварительно расписываются роли каждого государства, полка и подразделения. А также алгоритм их взаимодействия с другими частями.
Как это согласуется с географией и категориями угроз?
Все угрозы просчитываются заранее. Это называется «потенциальный противник». На случай развития военно-политической ситуации по определенному сценарию и прорабатываются конкретные варианты.
В чем заключается выгода для России помимо расширения геополитического влияния и сферы безопасности?
Представьте себе, какие огромные площади мы сразу прикрываем от удара с воздуха. Казахстан тоже выигрывает при отражении угрозы извне. Российские силы предупреждения о ракетном нападении будут входить в систему ПВО Казахстана.
Проблема принятия решений в рамках единой ПВО
Решение об уничтожении самолета, вторгшегося в воздушное пространство страны, должен принимать лично президент.
В чем выгода подключения к единому пространству противовоздушной безопасности для Казахстана?
В случае, если кто-то попытается нанести массированный удар по нашему союзнику, российские перехватчики будут помогать республике отражать агрессию.
Что может внести Казахстан в «уставной капитал» единой системы ПВО?
В первую очередь свою территорию. Автоматически мы отодвигаем дальнюю границу обнаружения потенциального нарушителя. В противовоздушной обороне есть такое понятие - подлетное время. У нас появляется запас по времени. Если граница находится на расстоянии в тысячу километров от Москвы, а объект летит со скоростью тысячу километров в час, значит, через час он будет возле Москвы. Следовательно, время на его обнаружение и уничтожение составляет всего один час. Если же нарушитель находится на расстоянии в три тысячи километров от столицы, то у нас уже есть три часа. Согласитесь, это существенная разница.
Возвращаясь к вопросу об организации командования
Модель должна быть единой, иначе система будет работать несогласованно. Назначается человек, который принимает решения в кризисной ситуации. И это решение должны выполнять все участники единой системы ПВО. Это на случай войны или дерзкого нарушения воздушного пространства.
Аналогичная структура есть в СНГ, но она не работает. То же вступление Украины в ЕС это фактически шаг, предваряющий интеграцию с НАТО. Мы были вынуждены закрыть практически все свои станции раннего предупреждения о ракетном нападении, которые были на Украине. То же самое произошло в Азербайджане с Габалинской РЛС.
С другой стороны, мы сегодня строим более современные и мощные РЛС на своей территории, например в Армавире. Когда США и Израиль произвели тренировочный запуск ракеты-мишени в Средиземном море недалеко от Сирии, мы его сразу зафиксировали. Западные страны сначала опровергали эту информацию, но потом были вынуждены признать факт запуска.
Единая система ПВО России, Белоруссии и Казахстана предполагает обязательства более высокого уровня и исполнительской дисциплины.
Какие технические средства Россия планирует передать союзникам в рамках проекта единой системы ПВО?
Мы передаем Белоруссии системы ПВО С-300.
То же самое касается Казахстана.
Не исключено, что мы будем возводить станции слежения в Казахстане.
В Белоруссии уже функционирует РЛС. В Казахстане есть Байконур. Это не только космодром, а объект двойного назначения.
В Казахстане есть группировка самолетов-перехватчиков.
Как будет решен вопрос с единым командованием? В чьих руках будет находиться «кнопка» для принятия решений в экстренных случаях?
Скорее всего, кнопка будет у каждого своя. Понятно, что старшим партнером будет Россия.
Сокращено Mirus