начит и ТЫ виновен в том, как пример, что молодежь в транспорте не уступают место пожилым людям, упрутся в свой смартфон и даже по сторонам сознательно не смотрят. Вспомни себя, как ТЫ был воспитан в школе и как сейчас воспитывают.
Если что, в школе воспитывать запрещено, там только учить можно.
Воспитание - это синоним социализации. Школа продолжает воспитывать потому что школа это первый реальный чужой и открытый социум в который окунается ребенок, выбравшись из теплого кокона семьи и квартирки. Парадигмы и модели поведения которые закладываются в школе ведут и дальше по жизни человека. А парадигма направлена только на одно - выжить и не быть отщепенцем.
Итак давайте сравним. Поколение уступающее места в транспорте. Чем это было вызвано? Какой парадигмой? Коллективной вот какой. Забудьте про культуру и вежливость не в этом главное. Главное в другом - уступи место чужой бабушке и кто-то уступит твоей, пропусти беременную потому что она несет в себе ребенка, потомство, она слабая самка нуждающаяся во всеобщей защите и охране. Помоги ребенку, потому что чужих детей не бывает. Уважай старость, потому что человек заслужил, но в свою очередь старость не будет ущемлять детство, потому что это будущее нации, народа, популяции. Как проходили дела в школе? Оберегай первоклашек! Будь им примером, тяни за собой, помогай учится и развиваться, протяни руку, подставь плечо, вместе сила и опора, гуртом легче и т.д. Да были и зазнайки и хулиганы, как же без этого, и темные устраивали, и балбесы который могли нагонять страху на всю округу были, но все равно это купировалось и нивелировалось, зазнаек высмеивали так же как и лоботрясов, их превращали в символы "плохого гражданина, не товарища" но при этом всегда давали шанс на исправление, и в помощи не отказывали. Это все находилось в одной цепи, с яслей, через школу, через институт и дальше во взрослую жизнь. Это давалось "сверху".
А потом пришла перестройка...
И вчерашние пионеры и комсомольцы видя как вокруг начинают рвать друг у друга все что плохо лежит, понимали что нужно менятся. Они видели своими глазами, что первыми пали именно те с горящими глазами и чистыми сердцами, их оттирали от кормушек, их выкидывали, их грабили, потому что они продолжали уступать места, пропускать вперед, подавать пальто девочкам и возвращать забытую сдачу старушкам. думая что делают общее дело. Но нет.
И эти "прозревшие комсомольцы" начали закладывать другие модели поведения в свое потомство, а дети как губка впитывают все. И у каждого родителя встал выбор, когда основы выживания его чада, начинают бороться с основами того что правильно, какие директивы закладывать в потомство? Директивы не на годы вперед, а согласно реалиям здесь и сейчас. кто обращал внимание на транспорт, тот замечал как начинало все менятся. Нет, это не дети первые перестали уступать места, это взрослые перестали защищать детей! Это начиналось тогда, когда первые фразы "молодой- постоит" заставляли первоклашку и второклашку с тяжеленным портфелям стоять зажатым жопами со всех сторон, ему наступали на ноги, ему обрывали пуговицы, на него шикали со всех сторон, что он мешает своим портфелем и вообще мог бы идти пешком. Потом он становился старше и сильнее, и он помня что ни одна мразь не заступилась за него, с циничным видом начинал оттирать старушек от свободного места. Да, это происходило именно так.
Постепенно происходило понимание того, что никто не придержит дверь, никто не подождет пока ты добежишь до автобуса, никто не пропустит и ни подаст руку. Если ты не успел, ты стал кормовой базой, ты стал изгоем. Пропустил пару уроков по болезни и скатился в троешники, с которым западло здороваться отличникам. Решил пойти учится в техникум и стал вторым сортом для тех, кто решил дойти до 11 класса и поступить в вуз. Решил поддержать товарища на работе и вас уволили обоих, а еще хуже когда уволили тебя. Потому что товарищ вовремя подлизал кому надо, свалив все на тебя.
Конкуренция стала двигателем в обществе. Вместо товарищества и взаимопомощи, стало насаждаться лидерство и амбиции. И жуткая боязнь стать аутсайдером. Да и конечно учителя….Они то же дети того времени. Они те самые которые прошли горнило «слышь курица ты чего там щебечешь? Я деловой человек, а ты тут на моего сына батон крошишь?!» И они то же научились притворятся и тянуть денежки на профессиональном уровне. Они научились подхалимски вежливо крутить на «у вас очень талантливый ребенок, но боюсь для красного диплома нужно чуточку позаниматься».
Так что воспитание никуда не делось, оно динамично развивается вокруг нас. «не будь лошарой сынок, а то будешь как соседский петя гайки крутить от зари до зари». А лошарик Петя сидит и чистит гаечный ключ, ожидая, когда же он сможет с превеликим удовольствием опустить его на голову успешного и эффективного «не лошка». А все почему? Потому что родители Пети краснели перед петиным учителем, а учитель сынка краснел уже перед его родителями..