Торговля с самим собой
Владелец "Роснефти" займется скупкой энергоактивов
Власти придумали новые правила приватизации государственных топливно-энергетических активов - в их продаже сможет принять участие "Роснефтегаз". Пока эта компания известна только как владелец "Роснефти", но на ее базе может быть создан холдинг, по масштабам сравнимый с "Газпромом". Фактически, государство будет торговать акциями предприятий ТЭК само с собой, что противоречит логике объявленной ранее приватизации.
Указ о приватизации активов топливно-энергетического комплекса президент России Владимир Путин подписал во вторник, 22 мая. Документ предусматривает, что до 2015 года государственный "Роснефтегаз" сможет быть соинвестором компаний топливно-энергетического комплекса и входить в их капиталы. Правительству предписано учитывать это, составляя план приватизации активов ТЭК.
По словам самого Путина, ТЭК представляет собой "особую ценность для государства", а "Роснефтегаз" является небюджетной компанией, которая, тем не менее, располагает свободными средствами. Поэтому, считает Путин, "Роснефтегазу" необходимо участвовать в докапитализации энергетических компаний.
Средства на "докапитализацию" у "Роснефтегаза" действительно есть. В настоящее время на его счетах скопилось более 40 миллиардов рублей, кроме того, планировалось, что компания заплатит в бюджет в 2013-2014 годах около 89 миллиардов. Основные источники доходов "Роснефтегаза" - дивиденды "Роснефти" и "Газпрома". Структура контролирует 75,16 процента акций крупнейшей нефтяной компании России и около 10 процентов акций газовой монополии.
Что там, на горизонте?
100 процентов акций "Роснефтегаза" принадлежат государству. Компания создавалась как временный держатель акций "Роснефти" и "Газпрома", пока их не объединят. Но в итоге от слияния решено было отказаться. В 2005 году сообщалось, что "Роснефтегаз" ликвидируют, когда он отдаст банковский кредит, полученный на покупку ценных бумаг "Газпрома". В 2006 году денежные средства были возвращены, но компанию продолжила существовать. Численность сотрудников "Роснефтегаза" никогда не превышала нескольких десятков человек.
Какие компании сможет купить "Роснефтегаз", Владимир Путин не уточнил. Информации об этом нет и в подписанном им указе. Если исходить из действующего плана приватизации, то государственная структура сможет скупить акции около десятка крупных компаний.
Так, "Роснефтегаз" сможет претендовать на активы нефтетранспортной монополии "Транснефть" и работающей преимущественно за границей "Зарубежнефти". Государство планирует до конца 2013 года избавиться от 3,1 процента акций первой и 100 процентов второй. Пакет акций "Транснефти", который планируется продать, стоит около восьми миллиардов рублей, вся же "Зарубежнефть" оценивается аналитиками в 150 миллиардов.
Таким образом, "Роснефтегаз" может претендовать даже на контрольный пакет в "Зарубежнефти". В итоге, если госкомпания сосредоточится на этих активах, получится конгломерат, объединяющий большую часть российских госактивов по добыче нефти внутри страны и за рубежом, а также "рычаг" влияния на транспортную монополию. Но "докапитализация" этим структурам вряд ли нужна. Они и так зарабатывают большие прибыли, а если чего-то и не получают, то это скорее из-за больших налогов, а не из-за нехватки инвестиций.
Кроме того, "Роснефтегаз" может принять участие в скупке непрофильных для него активов. Среди них есть "Русгидро", приватизация 7,97 процента акций которой запланирована на ближайшие два года. В настоящее время на ММВБ-РТС эти бумаги стоят около 17 миллиардов рублей. При этом государство может продать и большую долю владельца гидроэлектростанций - до 50 процентов минус одна акция. "Роснефтегаз" не претендует на контроль, но приобрести достаточно большой пакет в 10-20 процентов госструктура может себе позволить.
Еще один подобный вариант - акции "Федеральной сетевой компании" (ФСК) или "Интер РАО", работающих в области электроэнергетики. Правительство планирует продать 4,11 процента акций ФСК, стоимость пакета составит около 14 миллиардов рублей. Что касается "Интер РАО", то в ближайшие годы на приватизацию будет выставлено 14,8 процента ценных бумаг этой компании. Правда, есть сомнения, что нынешнее руководство "Роснефти" и "Роснефтегаза" интересуется этими компаниями.
Враг приватизации
СМИ склонны связывать указ президента со сменой руководителя "Роснефти". На этой неделе новым президентом компании стал бывший вице-премьер Игорь Сечин, который в правительстве отвечал за весь топливно-энергетический сектор. До этого он занял пост в совете директоров "Роснефтегаза", и деловая пресса утверждает, что Сечин станет его председателем.
Во время работы в правительстве Сечин неоднократно высказывался за сохранение роли государства в экономике. Так, в конце 2011 года вице-премьер призывал отложить приватизацию государственных компаний, так как в условиях нестабильных рынков их не получится продать за достойную цену. Он также выступал против продажи акций Новороссийского порта частным компаниям, предлагая передать подконтрольный государству пакет "Роснефти".
Кроме того, Игорь Сечин настаивал на создании некой государственной компании для предоставления различных услуг структурам, занимающимся добычей и переработкой нефти и газа. Свое предложение вице-премьер объяснял тем, что пока в России лидируют исключительно иностранные газонефтесервисные компании. Он же предлагал слить "Транснефть" и "Зарубежнефть" в одну структуру перед приватизацией.
По данным источников газеты "Ведомости", в должности президента "Роснефти" Игорь Сечин собирается создавать из компании подобие нефтяного "Газпрома". Кроме того, несколько лет назад он поддерживал идею консолидации на основе "Роснефти" других государственных энергетических активов, в том числе "Зарубежнефти" и "Транснефти".
Получается, что сейчас Сечин уже сам заинтересован в приватизации, так как близким ему структурам в ней отводится особая роль. Правда, это будет некая "квазиприватизация" - госактивы, которые должны продаваться частным компаниям, отойдут к государственной структуре.
Нереальная распродажа
Некоторые считают, что вмешательство "Роснефтегаза" связано также и со сменой президента страны - Владимир Путин, являющийся не таким сторонником рыночной экономики, как его предшественник Дмитрий Медведев, таким образом оставляет государству "лазейку" для сохранения сильных позиций в энергетическом секторе. Напомним, что Дмитрий Медведев ратовал за приватизацию и неоднократно заявлял, что правительству нужно "набраться мужества" и выполнить план по продаже акций государственных компаний.
По словам Путина, подписанный им 22 мая указ никак не нарушает планов государства по приватизации. Однако он же напомнил и о том, что государственные компании сейчас продавать будет сложно - рыночная конъюнктура нестабильна. "Нам бы очень не хотелось, чтобы они были приватизированы за копеечки, а потом были перепроданы за серьезные деньги", - отметил президент.
Непонятно, как будут строиться отношения "Роснефтегаза" и "Роснефти" в случае приватизации последней. До 2013 года правительство планирует продать от 25 до 50 процентов крупнейшей нефтяной компании России. При этом напрямую оно владеет всего одной акцией. Получается, что от ценных бумаг "Роснефти" придется избавляться "Роснефтегазу".
Действительно, вмешательство "Роснефтегаза" в процесс торгов на бирже может поднять акции приватизируемых компаний. Фактически это не отличается от скупки собственных ценных бумаг, которые проводят крупные корпорации для повышения цены на свои акции. В таком случае вмешательство "Роснефтегаза" может даже предотвратить резкий обвал курсов ценных бумаг в случае недостаточного спроса. Но чем такое решение отличается от отмены приватизации - не понятно.
Из госкомпаний, которые в течение ближайших двух лет предполагается отдать в частные руки, в дополнительной капитализации нуждается только "Русгидро". Об этом заявляли и в компании, и в правительстве. "Русгидро" необходимы деньги на собственные инвестиционные проекты. Если же "Роснефтегаз", купив акции этой компании, поможет ей с финансированием, то это будет напоминать не более чем обходную схему: ведь правительство может просто забрать у владельца "Роснефти" эти средства в виде дивидендов, а уже потом самостоятельно вложить их в "Русгидро".
"Роснефтегаз" вряд ли сможет управлять компаниями, которые купит в ходе приватизации. Если объединение активов "Роснефти", "Транснефти" и "Зарубежнефти" еще может дать некий эффект за счет увеличения масштабов производства, благо эти компании работают в одной сфере, то про ту же "Русгидро" или ФСК такого сказать нельзя. Скорее всего, купив пакеты акций, "Роснефтегаз" останется их держателем, тогда как все оперативное и стратегическое управление так и останется внутри компаний.
Кроме того, создание государственного гиганта в нефтяной сфере, скорее всего, ухудшит деловой климат в стране. Частные компании жалуются на преференции, которыми пользуются "Газпром" и "Роснефть", и появление нефтехолдинга, да еще и с бывшим членом правительства во главе, вряд ли улучшит ситуацию. А ведь именно улучшение бизнес-климата - одна из целей предстоящей приватизации.
Поэтому пока планы по участию "Роснефтегаза" в приватизации скорее похожи на перекладывание государственных активов из одного кармана в другой, нежели на их реальную распродажу, к которой призывал Дмитрий Медведев. С другой стороны, судьбу каждого актива будет решать правительство, которое в настоящее время контролируют как раз сторонники приватизации. Да и закон, запрещающий госкомпаниям покупать активы без ведома премьер-министра, скоро будет принят.
Приватизация крупных государственных компаний неоднократно откладывалась. Прежде всего, это касается самой "Роснефти". Поэтому есть все основания полагать, что скупка "Роснефтегазом" активов может быть еще одной отсрочкой для тех, кто хочет оставить компании ТЭК в собственности государства. Стоит напомнить, что даже "Роснефтегаз" создавался как временная структура и должен был самоликвидироваться еще в 2006 году.