Папье-маше и самодельные пластмассы
Папье-маше — материал неограниченных возможностей. Из него делают всевозможные карнавальные маски, куклы, различные скульптурные фигурки, корпуса радиоаппаратуры, елочные украшения, экспонаты для школьных занятии по географии и естествознанию, муляжи и много других вещей.
Из самодельных пластмасс изготовляют в основном оформительные прочные детали разных устройств: от красивых ручек к инструменту до корпусов мотороллеров или мотонарт. Возможности у этих материалов неограниченны.
Самый простой способ при работах с папье-маше — оклейка формы кусочками мягкой бумаги. Этот способ позволяет получать несложные по конфигурации вещи.
На примере изготовления карнавальной маски рассмотрим подробнее этот способ применения папье-маше.
Из хорошо промятой глины пополам с песком на ровной поверхности лепят форму (рис. 1, А). После высыхания формы все трещины затирают и сушат еще двое суток. Поверхность формы тщательно зачищают и с помощью кисти покрывают парафином или стеарином. Подготовленную форму покрывают первым слоем из кусочков бумаги. Бумага должна быть разрезана на полоски шириной 2—3 см и длиной до 10 см.
Первый слой выкладывают из намоченных в воде полосок бумаги, причем каждая последующая полоска должна немного (на 2—3 мм) прикрывать предыдущую (рис. 1, Б).
Второй слой полосок накладывают на первый. Полоски второго слоя должны быть вымочены в клейстере или клее. Можно просто смазывать каждую полоску клеем, но на это уйдет больше времени. Кроме того, вымоченные в клейстере (клее) полоски лучше ложатся на форму и лучше передают все ее детали.
Наложив таким образом 4—5 слоев бумаги, дают заготовке высохнуть. Затем кладут еще 4—5 слоев бумаги, пропитанной клеем.
Рис. 1. Работы с папье-маше: А — форма; Б — накладывание бумажных полосок; В — обработка маски; Г — обработка объемной поделки; Д — общий вид маски; Е — болван; Ж — шпатели; 3 — изготовление надбровных дуг; И — изготовление носа и губ
Для того чтобы не было пропусков при наложении слоев бумаги, бумага каждого слоя должна отличаться от предыдущего слоя по цвету. При использовании газетной бумаги накладывают слои так, чтобы текст, напечатанный на бумаге, шел в одном на- t правлении, а второй слой был перевернут.
Полностью высушенную заготовку маски снимают с формы, обрезают неровности у краев (рис. 1, В), поверхность грунтуют, сушат, раскрашивают.
Объемную поделку по первому способу делают по той же технологии, что и барельефную (одностороннюю).
Модель оклеивают со всех сторон (рис. 1, Г) 8—10 слоями бумаги. Сушат. Затем острым ножом разрезают пополам. Извлекают форму. Полученные две половинки поделки склеивают. Для прочности шов проклеивают дополнительно полосками бумаги.
Другой способ — применение настоящего папье-маше — позволяет получить сложные по конфигурации поделки с проработанными мелкими деталями. Это позволяет делать из папье-маше красивые изделия.
Этот способ не требует специальной формы, но здесь нужны определенные навыки в лепке. Если вы дружите с пластилином и не раз лепили из него игрушки или скульптуры — смело можете браться за работу с папье-маше.
Обычное папье-маше готовят по следующему рецепту (все в весовых частях):
бумажная масса (сухая)........10;
мел тонкопросеянный....... 3;
столярный клей (сухой)....... 2;
мука пшеничная..............3.
Бумажную массу для этого рецепта приготовляют так: газетную бумагу режут на мелкие кусочки, складывают в ведро (кастрюлю) и заливают крутым кипятком. Массу выдерживают в горячей воде 2—3 суток. Затем воду сливают, а оставшуюся мокрую массу пропускают через мясорубку, скатывают из нее небольшие валики и сушат.
Высушенные валики перетирают руками в порошок, этот порошок служит основой папье-маше.
Пшеничную муку замешивают холодной водой до образования жидкого теста. Затем заливают горячим раствором столярного клея. Полученный клейстер должен иметь консистенцию обычного клея.
Бумажную массу тщательно перемешивают с мелом и заливают клейстером до консистенции крутого теста.
Готовое папье-маше хранят в закрытой посуде или в завязанном полиэтиленовом мешке. При длительном хранении в массу папье-маше добавляют (при составлении клея) 0,2 в. ч. алюмокалиевых квасцов, которые делают массу более водоупорной и препятствуют появлению плесени.
Рассмотрим процесс изготовления из папье-маше настенной африканской маски.
На ровной поверхности (фанера, металлический лист и т. п.) делают болван из хорошо промятой глины, смешанной пополам с песком (рис. 1, Е), определяющий размеры будущей маски. Болван сушат, шпаклюют и покрывают парафином или стеарином.
На болван накладывают основной слой папье-маше толщиной 2—3 мм. Некоторые операции делают шпателями (рис. 1, Ж), изготовленными из пластмассы или листового металла. Широким шпателем 1 кладут, например, основной слой.
Скатывают два валика из папье-маше и лепят надбровные дуги (рис. 1,3). Шпателями прорабатывают глаза. Из крупного валика лепят нос, из такого же валика делают губы (рис. 1, И),
Из двух тонких валиков с помощью шпателя формуют уши. И наконец, из крупного куска папье-маше делают подбородок.
Готовую массу сушат несколько суток и только потом приступают (после снятия с болвана) к ее отделке; отделка заключается в грунтовке, зашкуривании и, если необходимо, в раскрашивании.
Рис. 2. Армирование изделий из папье-маше
При создании различных скульптурных фигурок некоторые умельцы с большим успехом используют папье-маше. Этот относительно непрочный материал, если его армировать проволокой, тоже пригоден для таких работ. А соответствующая отделка укрепляет его, делая плотным и водонепроницаемым.
Армирование изделий из папье-маше осуществляют отожженной стальной проволокой диаметром 1—2 мм. Для лучшего сцепления проволоки с папье-маше ее свивают (рис. 2). Каркас из проволоки укрепляют на подставке и на нем начинают лепить фигурку.
Отделка изделий из папье-маше — ответственный этап работы. Оттого, как она выполнена, зависит внешний вид изделия. С помощью тщательной отделки изделию можно придать такой вид, будто оно сделано из ценной породы древесины или из камня.
Отделку начинают с огрунтовывания поверхности. Состав грунта, которым покрывают изделие, зависит от вида краски. Если предполагают красить изделие масляными красками, то грунтом обычно является олифа.
Под нитрокраски и нитролаки кладут специальную нитрогрунтовку.
Для грунтовки нагревают натуральную олифу в какой-либо банке до кипения и опускают в нее изделие на несколько минут. Затем изделие извлекают, дают стечь олифе и сушат 2—3 суток.
Неровность и потеки на загрунтованной поверхности зачищают мелкой шкуркой. При необходимости грунтования олифой большой поверхности последнюю покрывают горячей олифой 3—4 раза с помощью кисти.
Для повышения крепости грунтовки в нее добавляют до 10% сухого железного сурика. Красновато-коричневый цвет грунтовки впоследствии скрывается основной краской. При раскрашивании поверхности изделия светлыми красками и мастиками в олифу добавляют 8—10% сухих цинковых или титановых белил.
Африканские настенные маски, а их, как правило, тамошние умельцы делают из темных пород древесины, грунтуют олифой с добавлением до 30% сухого черного пигмента или до 50% густотертой краски черного цвета.
Окрашивают изделия масляной краской с помощью мягкой кисти, покрывая всю поверхность. Раскрашивают (рисуют губы, глаза и т. п.) масляными художественными красками, применяя при этом мелкие мягкие кисточки.
Автор в таких случаях применяет так называемые композиционные краски. Они представляют собой механическую смесь масляной художественной краски нужного цвета и прозрачного нитролака. От пропорции взятых компонентов зависит свойство краски. Если берут 90% нитролака и 10% масляной художественной краски, то получают полупрозрачную краску нужного цвета. Если же увеличивают количество масляной художественной краски до 25—30%, то получают укрывистую (непрозрачную) краску.
Композиционные краски имеют некоторые преимущества перед масляными красками. Они быстро сохнут (0,5—1 ч) и дают высококачественное блестящее покрытие.
Для составления композиционных красок применяют прозрачные мебельные нитролаки (НЦ-221, НЦ-222, НЦ-228), цапонлак и другие бесцветные нитролаки.
При отделке изделий нитроэмалями и нитрокрасками их грунтуют, покрывая 5—8 слоями нитролака (НЦ-221, НЦ-222, НЦ-228 и др.). При покрытии первыми тремя слоями лак разбавляют 10—15% растворителя № 646 (№ 647 или ацетона). Каждый слой сушат 20—30 мин. После наложения последнего слоя лака поверхность изделия должна быть глянцевой, это говорит о том, что лак достаточно глубоко пропитал поверхность и больше уже не впитывается.
Окрашивают изделия нитроэмалями и нитрокрасками кистью, покрывая всю поверхность. Раскрашивают мелкими кистями. При работе с нитроэмалями и нитрокрасками помнят, что они очень быстро сохнут. Поэтому процесс окраски или раскраски должен проходить быстро.
Самодельные пластмассы представляют собой всевозможные композиции на основе клеев или лаков и наполнителей в виде опилок, сухой бумажной массы и других материалов. Особый вид представляют собой так называемые самодельные пластмассы с тканевой основой.
Самодельные пластмассы применяют для изготовления всевозможных елочных игрушек, фигурных подставок, под экспонаты из сучков и корней, барельефов, скульптурных фигурок и т. п. Эти пластмассы льют в формы и просто лепят из них различные поделки, как из пластилина. Они полностью заменяют папье-маше, но более прочны и долговечны.
Из пластмасс на тканевой основе делают всевозможные футляры для малогабаритных радиоустройств, корпуса крупных самодельных УСТРОЙСТВ (Мотороллеров, Мотонарт и т. п.) и многие другие вещи.
Все эти пластмассы не требуют каких-либо дефицитных материалов и просты в изготовлении. Некоторые рецепты их приводятся ниже (все дано в весовых частях).
1-й рецепт:
бумажная масса (сухая)..............5;
клей столярный (сухой).............25;
мел тонкопросеянный..............60;
глицерин........................ 2,5;
спирт этиловый...................3,5;
охра (сухая)........................1.
Бумажную массу заливают свежеприготовленным столярным клеем. Помешивая, вводят в полученную массу мел, глицерин, спирт и охру. Массу тщательно перемешивают в течение 30—40 мин. Готовая масса не должна прилипать к рукам.
Пластмасса, полученная по первому рецепту, хорошо льется в формы и после высыхания не дает большой усадки и трещин. Она пригодна и для свободной лепки.
2-й рецепт:
древесные опилки мелкопросеянные 10;
клей столярный (сухой).......___6;
мел тонкопросеянный (тальк).......4.
Сухие компоненты перемешивают и заливают свежеприготовленным столярным клеем. Для придания пластмассе водоупорности и пластичности в нее добавляют 0,5— 1,0 в. ч. натуральной олифы.
Столярный клей при приготовлении пластмассы по второму рецепту иногда заменяют свежеприготовленным казеиновым клеем. Казеиновый клей готовят так. Сухой казеиновый клей (25 в. ч.) разводят в холодной воде (100 в. ч.)- Воду подливают в клей небольшими порциями при непрерывном помешивании. Клей мешают до получения однородной, без крупинок, массы.
Большой недостаток столярного и казеинового клеев — возможность загнивания. Борются с этим добавлением различных антисептиков: формалина—3 в. ч. на 1000 в. ч. клея; салициловой кислоты—40 в. ч. на 1000 в. ч. клея; буры— 10 в. ч. на 1000 в. ч. клея; борной кислоты 20 в. ч. на 1000 в. ч. клея.
Для приготовления пластмассы по второму рецепту применяют не загнивающий и довольно хороший по качеству клей, который делают из столярного.
В 200 г воды растворяют 60 г сахара. Нагревают почти до кипения и добавляют в раствор 15 г гашеной извести. Тщательно перемешивают и оставляют отстояться. Затем жидкость осторожно сливают, чтобы не взмутить осадок. В полученной жидкости замачивают 120 г плиточного столярного клея. Затем жидкость сливают, а клей распускают в водяной бане.
3-й рецепт:
древесные опилки мелкопросеянные ...6;
магнезит каустический..............4;
хлористый магний
(раствор уд. вес 1,2)...............4,7.
Древесные опилки смешивают с магнезитом и заливают раствором хлористого магния (для получения раствора хлористого магния с удельным весом 1,2 растворяют 400—440 г технического хлористого магния в 1 л воды). Пластмасса очень быстро твердеет, выделяя некоторое количество тепла. Поэтому ее необходимо сразу поместить в форму.
После застывания пластмасса приобретает крепость камня, но при этом она хорошо обрабатывается: пилится, сверлится и обтачивается.
Изделия из самодельных пластмасс грунтуют олифой так же, как и изделия из папье-маше. При необходимости их окрашивают масляной или композиционной краской.
Самодельные пластмассы на основе ткани (их еще называют «самодельные текстолита») применяют для создания всевозможных футляров, корпусов конструкций и т. п.
Они представляют собой тканевую основу, пропитанную каким-либо клеем с небольшим количеством наполнителей.
Рассмотрим, как делают деталь корпуса снегохода (рис. 3, А).
Готовят деревянную раму согласно чертежу данной детали. Устанавливают ее на деревянное основание и на основе рамы делают болван из глины с песком (см. выше). Болван имеет обводы будущей детали (рис. 3, Б). Тканевой основой в данном случае служит мешковина. На смазанный парафином (стеарином) болван натягивают первый слой мешковины, выравнивая ее по поверхности и прибивая по краям мелкими гвоздиками. Гвоздики забивают наполовину. Это необходимо для того, чтобы их можно было легко выташить.
Рис. 3. Изготовление детали корпуса снегохода; А — общий вид; Б— болван; В —скрепление деталей
Покрывают первый слой мешковины клеем и кладут второй слой мешковины. Второй слой натягивают, выравнивают, прибивая гвоздиками. Гвоздики первого слоя вытаскивают.
Второй слой мешковины покрывают густым слоем клея, вдавливая его внутрь мешковины. Для этого иногда пользуются резиновым шпателем. Клею дают высохнуть.
Затем, смазав поверхность тонким слоем клея, накладывают третий слой мешковины. Таким образом накладывают столько слоев мешковины, чтобы обшая толщина слоя получилась 3—4 мм. Общая толщина зависит от назначения детали.
У снегохода лобовые и днищевые детали делают толщиной 4 мм и более, бортовые — 3 мм.
Готовую деталь шпаклюют тем же клеем, каким склеены слои мешковины, только в него добавляют 25— 40% наполнителя. Поверхность после шпаклевки должна быть ровной, и сквозь нее не должны выступать пряди мешковины.
После полного высыхания вынимают гвоздики и деталь снимают с болвана. Края обрезают так, чтобы остался бортик шириной 2,0—2,5 см.
После изготовления всех деталей их склепывают стальными полосками (рис. 3, В) толщиной 1,5—2,0 мм, которые через специальные проушины крепят к каркасу снегохода.
Эти стальные полоски образуют элементы жесткости пластмассового корпуса.
После сборки всего корпуса швы заделывают так, как это показано на рис. 3, В.
Распущенные пряди мешковины или рыхлый шпагат пропитывают клеем, прокладывают его в швы, дают высохнуть и шпаклюют.
Здесь надо учитывать условия, в которых находится то или иное изделие.
Для изделий, эксплуатируемых на открытом воздухе, при наличии влаги (мотонарты и т. п.), клеи должны быть водоупорными.
А для поделок, которые несут небольшие нагрузки и находятся в помещении,— обычные клеи, такие, как столярный, казеиновый и т. д.
Из водоупорных клеев, которые имеются в широкой продаже, в первую очередь можно посоветовать клей «Бустилат». Этот клей на основе бутадиен-стирольного латекса как нельзя лучше подходит для производства самодельных пластмасс на тканевой основе.
Кроме «Бустилата», имеются клеи К-17 (в продаже он называется «Синтетический столярный клей»), ПВА и др.
Клеи «Бустилат» и К-17 применяют без наполнителей, в клей ПВА необходимо ввести 10—15% мелкопросеянного мела или талька.
Небольшие поделки (футляры к малогабаритной радиоаппаратуре, различные объемные изделия и т. п.) делают на основе пришедшего в негодность трикотажа, склеивая слои столярным клеем с добавлением олифы или клеем на основе сахарно-известкового раствора.
Для небольших изделий болваны делают из древесины мягких пород.
и естествознанию, муляжи и много других вещей.