Последствия обвала цен на нефть могут быть очень масштабными.
Это похороны всей альтернативной и зеленой энергетики (при таких ценах ей просто не выгодно заниматься).
Это и кратное снижение инвестиций нефтегазовых компаний, а эти инвестиции занимают очень весомую долю в экономике всех стран мира. Например, в России они около 60% от всего добывающего и обрабатывающего производства. Причем нефтегазовые инвестиции имеют мультипликативный эффект, т.к. затрагивают нефтесервисные компании, машиностроение, электрооборудование, металлургическую отрасль и много других отраслей, а те в свою очередь другие отрасли и так по цепочке. Нефтегазовые инвестиции имеют самые высокий мультипликатор, даже выше, чем в строительной отрасли.
Это давление на рабочие места, которые почти всегда высокооплачиваемые, т.е. средний класс и обеспеченный класс населения, а это удар по покупкам товаров длительного пользования, туризму, по недвижимости и так далее.
Это неизбежные массовые и масштабные банкротства энергокомпаний.
Весьма серьзные отраслевые трансформации.
Согласно моим расчетам и источникам при цене на нефть в 45 долларов становится убыточными (при условии средней цены за квартал на уровне 45-50):
100% арктических проектов;
95% сланцевых нефтегазовых проектов (свыше 65% сланцевых проектов были на грани рентабельности при цене нефти в 110, а сейчас тем более);
более 87% глубоководной добычи и шельфовых проектов;
свыше 75% трудноизвлекаемой нефти;
около 15% традиционной добычи при условии обнулении налогов на нефтяные компании. Если же формат налогов останется в текущем формате, то при цене на нефть в 45 баксов свыше 65% традиционной добычи убыточно.
Например, у Роснефти при средних ценах на нефть свыше 105 более половины от выручки забирало государство (экспортные пошлины, НДПИ, акцизы, прочие виды налогов). Полная себестоимость добычи и продажи нефти у Роснефти – это около 35 долларов за баррель (т.е разведка, бурение, обслуживание, администрирование всей структуры Роснефти, оплата нефтесервисных компаний, амортизация основных фондов, транспортировка нефти и конечные продажи). Сама добыча стоит не более 7-10 баксов. Это при раздутых расходах. Если затянуть пояса, то можно и в 25-27 баксов уложиться. Но без налогов. А так при цене на нефть в 50 баксов (среднегодовые) весь наш нефтегаз убыточен, полностью. Это же касается более, чем 80% американских и европейских компаний.
Что касается предметных последствий падения цен на нефть (энергобаланс, рентабельность компаний, отраслевые трансформации) – это отдельная очень-очень емкая тема. Как нибудь в другой раз.
США вовлекли в противостояние с Россией пол мира. В прямое противостояние 33 страны (ЕС + Япония + Канада + Австралия + Швейцария + Норвегия). Выпадение доходов экспортеров от обвала цен с 105-110 до 45-50 составляет около 1 трлн в год. Т.е. можно считать, что США за головы Путина, Мадуро и Рухани назначили цену в 1 трлн долларов, поставив под угрозу банкротства почти всю свою сланцевую промышленность. Осознаете масштаб ставок? Тут как бы рефлекторно рука к ядерному оружию не потянулась…