Приветствую всех. Заканчивая рассказ о постройке компактного горизонтального ветряка, я упомянул о втором купленном мотор-колесе и мыслях, куда можно его приспособить. Я тогда решил, что погружение в предмет окажется не полным, если не сооружу ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ветряк. На той же мачте, используя не снимаемый штырь поворотного механизма. Два взаимозаменяемых ветряка это лучше, чем один. Верно?
Скажу честно, трудности были. Самая первая - вписаться в требуемую массу. Если помните, у меня мачта поднимаемая, причём вместе с генераторной частью. Турбинка в сборе не должна быть намного тяжелее ранее изготовленной горизонтальной вертушки (примерно 6 кг), иначе я один мачту не подниму. Потому на начальном этапе строительства пришлось залезть в шкуру авиаконструктора. Но вписаться в нужный вес мало. Ещё требуется, чтобы конструкция крутилась (т. е. вырабатывала электричество) и не разрушалась при первом же по-настоящему сильном ветре. Поскольку вы читаете эти строки, значит, задача выполнена. Но есть нюанс. О нём расскажу позже, когда дойду до видосиков.
Схем вертикальных генераторов существует великое множество, по разным причинам большинство не подошли. Выбрал вот эту схему, см. рисунок.
Это турбина с шестью изогнутыми лопатками, причём в центре ничего нет. У меня две таких турбины, поставленные одна на другую. Генератор расположен в середине, примерно в центре тяжести конструкции. Через нижнюю турбинку проходит мачта.
Теперь об изменениях. На рисунке турбины сверху и снизу расположены кругляшки диаметром 60 сантиметров. Теоретически можно было найти, но вес... Потому решил использовать тонкие алюминиевые диски от старых советских дисководов. Из них раньше делали телевизионные антенны, многие наверное вспомнят.
По этой причине они продаются почти всегда разрезанными, но проблема не в этом. Проблема в том, что эти достаточно лёгкие диски (около 250 г. каждый) всего 35 см. диаметром. А значит, лопатки турбины будут висеть в воздухе. А значит, необходимы вертикальные стойки для жёсткости. Но есть хорошая новость. В центральное отверстие диска мотор-колесо проходит, даже с запасом! Кстати, вес мотор-колеса 1764 г. В результате он уменьшился, но об этом скажу позже.
В качестве материала для лопаток турбины использовал имевшиеся в наличии листы из тонкого дюралюминия (около 0,4 мм) размером 70,5х73 см и массой 425 г каждый. Чертёж в масштабе 1:1 показал, что ширина лопаток будет 22 сантиметра. 73 делим на три, лишнее загибаем для жёсткости. С внутреннего края жёсткость каждой второй лопатки обеспечат три стойки (уголки 20х10х1,2). Всего потребовалось 4 листа общей массой 1,7 кг.
Проблему крепления лопаток к дискам решил с помощью алюминиевых уголков 20х20х1,5 мм, купленных на Авито. Поскольку лопатки должны быть изогнутые, пришлось поработать ножовкой и руками. Результат виден на снимке:
На центральном диске все уголки свинчены меж собой попарно, образуя жёсткую конструкцию. На верхнем и нижнем крепление более простое, усиливать там нечего. Общая масса 24-х деталек около 600 г. Везде использованы винтики 4 мм разной длины. Ими же крепил дюралевые листы к уголкам.
Там в центре можно видеть генератор, но о нём расскажу в следующий раз.