США начинают переброску исламистских боевиков из Ирака в Восточную Европу
В геополитической игре на территории западной части постсоветского пространства и новых членов Евросоюза в ближайшее время может возникнуть еще один фактор американского влияния. Как сообщает болгарская пресса, в ходе переговоров в Брюсселе в начале декабря 2013 года между госсекретарем США Джоном Керри и министром иностранных дел Румынии Титусом Корлэцяном была достигнута договоренность о переброске 3000 боевиков Организации моджахедов иранского народа «Моджахедин-э Халк» (МЕК) из Ирака в приграничный с Болгарией румынский город Крайову.
«Моджахедин-э Халк» появилась в Иране в середине 1960-х годов и на протяжении своей истории организовала множество терактов. После исламской революции многие члены организации переселились в Ирак, в 1986 году активно участвовали на стороне Саддама Хусейна в ирано-иракской войне. В 1997 году Госдеп США внес МЕК в список террористических организаций. Тогда в докладе говорилось, что «неслучайно единственным правительством в мире, поддерживающим «Моджахедин-э Халк» политически и финансово, является тоталитарный режим Саддама Хусейна».
После свержения Хусейна Вашингтон взял МЕК под свой контроль. С тех пор тысячи боевиков обитают на территории американской базы около иракской столицы. Там для них выстроен целый город с магазинами и больницами, там же они постоянно проводят свои парады, щеголяя в новенькой амуниции. Когда боевики покидают базу, их охраняет военная полиция США.
21 сентября 2012 года госсекретарь Хиллари Клинтон объявила об исключении «Моджахедин-э Халк» из списка террористических организаций. По сообщениям в американских СМИ, на принятие такого решения работали крупнейшие лоббистские компании вроде Akin Gump Strauss Hauer & Feld и Patton Boggs. В создании положительного образа боевиков участвовали и такие влиятельные лица, как министр по внутренней безопасности США Том Ридж, три бывших директора ЦРУ Майкл Хайден, Джеймс Вулс и Портер Госс, бывший Верховный главнокомандующий НАТО генерал Уэсли Кларк.
На протяжении многих лет аналитики предполагали, что Вашингтон держит МЕК на случай серьезных обострений с Ираном. Как оказалось, боевики могут быть использованы и в Старом Свете. Под предлогом того, что новое иракское руководство требует выселения МЕК с территории страны, членов «Моджахедин-э Халк» готовят к переброске в Европу. Германия и Албания ранее уже отказались от того, чтобы принять у себя боевиков, требуя их расселения компактными группами. А вот Румыния, видимо, согласилась принять группировку в полной боевой готовности.
Не исключено, что Бухарест рассчитывает использовать привезенных из Ирака исламистов для воплощения своей давней мечты присоединить к своему государству Молдавию. В принципе, новые правители в Кишиневе и не против такого сценария. Ведь тогда они автоматически станут гражданами Евросоюза. Но жители непризнанного Приднестровья ассоциирует себя с «русским миром», а не с «великой Румынией». Напрямую начать военную операцию, как это было в 1992 году, власти в Кишиневе и Бухаресте не могут: этим планам мешают российские миротворцы. А вот дестабилизировать ситуацию с помощью партизанских вылазок исламистских боевиков можно.
Под возможный удар может попасть и Украина. В Крыму вольготно себя чувствуют члены радикальных исламистских группировок, а около 400 жителей полуострова сейчас сражаются в Сирии на стороне банд террористов. Чем они займутся, когда вернутся домой, никому не ведомо. Но если они будут получать помощь из-за рубежа и по линии расквартированной в Румынии МЕК, то о каком-либо мирном развитии Украине придется забыть.
Как считает профессор кафедры дипломатии МГИМО Николай Леонов, Россия должна быть готова к переброске боевиков в Европу:
– Если эта информация достоверна, то ситуация для США становится проблемной. Ведь достаточно будет поймать одного-двух таких боевиков, чтобы представить их мировой общественности как доказательство попыток Соединенных Штатов дестабилизировать обстановку в Европе. И это может стать поводом для принятия соответствующей резолюции Советом Безопасности ООН. По крайней мере, мы можем подготовить такую резолюцию.
Надо понимать, что все эти шаги есть часть информационных войн. И если при вооруженных столкновениях есть свои нормы (к примеру, не применять ядерное и химическое оружие), то в медиа-войнах никаких правил нет. Здесь возможны любые слухи. Государства же заявляют, что не могут покуситься на свободу прессы.
Если эти слухи подтвердятся, то нам необходимо будет использовать свои дипломатические механизмы и разоблачать США как мирового пособника терроризма.
«СП»: – Присутствие боевиков в Румынии может повлиять на обстановку в регионе?
– Присутствие воинствующих элементов, носителей радикальных взглядов всегда осложняет ситуацию. У нас в центре Москвы в новогоднюю ночь танцевали лезгинку, и уже кипит весь интернет, возмущается общество. Хотя ничего противозаконного даже не было. Но сама демонстрация вызывающих отторжение у людей действий будоражит общество и вызывает недоверие к власти, которая не может пресечь подобные вещи.
Боевики в Румынии будут взрывоопасным фактором на всех Балканах. В первую очередь должны обеспокоиться в Болгарии, где в Добрудже проживает немало мусульман. Появление боевиков сразу вызовет обострение.
«СП»: – Какова может быть реакция стран Восточной Европы?
– В этом регионе не могут не понимать, к чему может привести присутствие боевиков. Поляки, венгры долго воевали с мусульманами, гордятся тем, что остановили наступление Оттоманской империи на Европу. Не говоря уже про болгар, которые около пятисот лет были под турецким игом.
Но пока я не могу делать прогнозов, так как не обладаю полноценной информацией о ситуации. Слухи в медиа могут быть разными. Но нужны конкретные данные для начала противостояния на дипломатическом и политическом уровне. Ведь боевикам из Ирака никто не будет рад. Ни в Болгарии, ни на Украине, ни в Молдове, ни в Приднестровье.
Эксперт по международным делам Михаил Демурин указывает, что сценарий использования американцами радикальных исламистов из Ирака в Европе вполне реален:
– На мой взгляд, ясно прослеживается аналогия между заигрыванием США с террористическими организациями сейчас и тем, как они действовали в начале XX века. В начале 1920-х годов американцы стали поддерживать нацистский проект для борьбы с советским проектом. После прихода Гитлера к власти это сотрудничество с нацистами продолжилось еще более активно и, по некоторым данным, не было полностью прекращено и после начала II мировой войны.
США действуют по схеме финансирования «антипроекта», которым потом пытаются манипулировать. Когда они видят, что дело зашло слишком далеко, они пытаются этот «антипроект» усмирить. Можно вспомнить 1945 год. Когда наши войска громили фашистов, американцы вместе с англичанами держали в готовности несколько сдавшихся им нацистских дивизий. На случай, если придется осуществлять операцию «Немыслимое», то есть начинать войну с Советским Союзом. Тогда бы на стороне Запада воевали бы эти немецкие части. Целесообразность такой операции отстаивал Черчилль. В боевом состоянии фашистские дивизии сохранялись до второй половины 1945 года.
Сейчас я вижу прямую аналогию с тем временем. И угроза от политики Вашингтона исходит не только Молдове, Приднестровью или Румынии. Опасен сам подход американцев.
«СП»: – Что может Россия предпринять в случае переброски боевиков в Румынию?
– Москва должна занимать принципиальную позицию. Мы не можем допустить тех же шатаний, что были во время сдачи террористам Ливии. К сожалению, в эту операцию сдачи была втянута и Россия. Некоторые наши политики сыграли весьма активную роль в ее политико-пропагандистском обеспечении. Сейчас эти политики остаются на своих местах.
Сейчас мы держим последовательную позицию по Сирии. И мы должны понимать: те «игры», в которые американцы играют с террористическим интернационалом, – это не единственная, но одна из важнейших причин, исключающих возможность рассматривать их как истинных долгосрочных партнеров. Это, однако, не закрывает возможности совместных действий в тех случаях, когда наши интересы совпадают.
– Исламисты всегда были инструментом для достижения США своих геополитических целей, – говорит директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин. – Этот механизм был отлажен еще во время ввода советских войск в Афганистан, когда моджахеды получали от Штатов финансовую и военную поддержку. Американцы считают, что рукотворное воздействие на оппонентов с помощью исламистов полностью под контролем Вашингтона. Если где-то появляются исламисты, то значит, что США готовятся войти на ту или иную территорию. Возникновение очага так называемого «управляемого хаоса» дает возможность для прямой интервенции.
Другое дело, что любая система подвержена энтропии. И чем сложнее американская сеть, тем большую автономность приобретают ее фрагменты, тем больше частей откалывается от нее. Этот процесс может начать выходить из-под контроля. Тогда могут наступить непредсказуемые последствия. Как для инициаторов активности этой сети, как для тех, на чьей стороне действует эта разветвленная исламистская структура. Так что Румыния сильно рискует. Тем более что эта страна не обладает субъектностью, не способна в принципе обеспечить свою безопасность перед лицом внешних и внутренних угроз. Но отказ от значительной части суверенитета и есть условие присоединения к Евросоюзу.
«СП»: – Могут ли боевики стать угрозой для постсоветских государств?
– Их можно рассматривать как опасность для Приднестровья, Молдовы и даже Украины. Сейчас Киев сделал сиюминутный выбор в пользу России и взял курс на выход из-под американского контроля. И это можно считать серьезным провалом внешней политики Вашингтона.
Ни для кого не секрет, что в Крыму уже создана база для подготовки исламистских боевиков. Наличие рядом еще 3000 боевиков может поставить крест на возможном желании Украины без проблем вступить в Таможенный и Евразийский союзы. Дальше начнется или принудительная переориентация этой страны в сторону ЕС, или ее развал на несколько частей.
«СП»: – Могут ли боевики создать угрозу российским интересам в Приднестровье?
– Использовать боевиков для своих целей в Приднестровье было бы логичным для американцев. Они привыкли действовать рационально, последовательно. Такой сценарий выглядит убедительным. Главное, такое развитие событий будет выглядеть нормальным для простых румын. Возможное приращение Румынии за счет Молдавии будет выглядеть как исторический реванш. С помощью пиара ситуацию можно будет представить так, что Румыния становится геополитическим игроком, бросающим вызов крупной державе – России. Но, конечно, это будет только прикрытие чудовищных американских планов по перекройке региона.
«СП»: – Неужели в Румынии не боятся, что ситуация может выйти из-под контроля?
– Румынские элиты напрямую ангажированы вашингтонской администрацией, они принимают решение в отрыве от своего народа. Элиты не задумываются о последствиях, не ассоциируя себя ни с государством, ни с народом. В любой момент они сядут на самолеты, – и только их и видели.