Ушкуйник
Выживальщик
Когда я ходил в школу, первый ледок на лужах первого сентября - был в порядке вещей.да и в Туле у меня как-то раз кабачки именно на 1 сентября замерзли
Зарегистрируйте бесплатную учетную запись сегодня, чтобы стать участником нашего сообщества! После входа в систему вы сможете участвовать на этом сайте, добавляя свои собственные темы и сообщения, а также общаться с другими участниками.
Когда я ходил в школу, первый ледок на лужах первого сентября - был в порядке вещей.да и в Туле у меня как-то раз кабачки именно на 1 сентября замерзли
Китай накрыла песчаная «буря десятилетия». Половина страны, включая и ее столицу Пекин, сейчас окрашена во все оттенки желтого цвета, очень напоминая кадры из постапокалиптического «Бегущего по лезвию 2049». Уже есть погибшие, экономике Поднебесной нанесен серьезный ущерб. Синоптики спорят, дойдет ли это стихийное бедствие до России. Но если и правда дойдет, не сегодня, так завтра, то что мы сможем этому противопоставить?
Песчаные или пыльные бури – это крайне опасное природное явление. Они характерны для регионов Северной Африки, Аравийского полуострова, Центральной Азии и Китая, а также в меньшей степени для Северной Америки и Австралии. Как правило, они провоцируются сильными грозами или циклонами, когда сильные ветра поднимают огромное количество пыли и песка в атмосферу и переносят их на большие расстояния, сотни и даже тысячи километров.
Подобные метеорологические явления представляют серьезную опасность для здоровья человека. Крупные частицы, переносимые пылевыми и песчаными бурями, вызывают раздражение кожи и глаз, приводят к образованию конъюнктивитов. Мелкие частицы даже опаснее, поскольку, попадая в нос, рот и верхние дыхательные пути, приводят к астме, трахеиту, аллергическому риниту, пневмонии, силикозу и сердечно-сосудистым нарушениям. Подсчитано, что только в 2014 году последствия воздействия пылевых частиц стали причиной преждевременной смерти более 400 тысяч человек на фоне сердечно-сосудистых заболеваний во всем мире. Кроме того, через пыль переносятся и некоторые опасные болезни, что отмечено в регионах Африки, северной Мексики и южных штатов США. Иначе говоря, песчаная или пылевая буря - проблема нешуточная. Добавим к этому негативное их влияние на экономику. Это и повреждение сельскохозяйственных посадок, и загрязнение водоемов и оросительных каналов, и вынужденная отмена пассажирских авиарейсов, а также повреждение двигателей самолетов и автомобилей частицами пыли, и ущерб, причиняемый популярным ныне солнечным электростанциям.
Все это Китай испытал на себе в полной мере. Песком накрыты 13 китайских провинций, включая Пекин. Концентрация мелких частиц в воздухе превышает в столице страны максимально допустимую в 160 раз. Все вокруг пожелтело из-за микрочастиц песка, который теперь везде, в том числе, внутри легких. Видимость резко снизилась, на дорогах образовались огромные заторы, отменено свыше 400 авиарейсов. Несколько спасает только то, что все китайцы теперь вооружены масками. Эксперт центра по контролю за экологией Ван Сяоюань пояснил:
Потоки ветра из Монголии смешались с нашим холодным воздухом и стали гнать песок внутрь страны. Пострадал фактически весь север Китая.
Самое интересное, что в данном песчаном апокалипсисе есть изрядная доля вины самого Китая. Дело в том, что все возрастающие по мощности пыльные бури являются прямым следствием стремительного экономического развития КНР. Каждый год площадь пустынь в этой стране увеличивается примерно на 1300 км². Растительный покров сокращается из-за активного землепользования и выпаса домашнего скота, почва теряет свою структуру и устойчивость к эрозии. При этом из-за роста населения и объемов промышленного производства в Китае увеличилось и потребление водных ресурсов: строятся плотины, бурятся новые артезианские скважины. Результатом служит снижение уровня грунтовых вод и водоносности рек. Так, знаменитая Хаунхэ в низовьях теперь по полгода стоит пересохшей. И это нельзя назвать локальной проблемой лишь одного Китая. Пылевые бури оттуда добивают не только до соседних Кореи и Японии, но и даже до США. Сейчас отечественные синоптики рассуждают, не пойдет ли китайская «буря десятилетия» в Россию.
При всем этом невозможно сказать, что Пекин ничего не делает для противодействия опустыниванию, напротив. Поднебесная уже несколько десятилетий ведет программу создания «Великой зеленой стены». К 2050 году китайцы намерены озеленить территорию своей страны на площади, примерно равной Германии. Прекращена вырубка лесов (зато она, к слову, увеличилась в России). Через 13 самых проблемных провинций высаживается настоящая стена из деревьев и кустарников длиной более 4500 км и шириной около 100 км. Посадка деревьев стимулируется на законодательном уровне: каждый китаец должен в год посадить от 3 до 5 саженцев или заплатить в казну налог. При этом он считается собственником посаженных лично им деревьев. Также в промышленных масштабах срываются и выравниваются песчаные дюны при помощи специальной строительной техники, а семена сбрасываются на подготовленную территорию с самолетов.
В общем и целом, Пекин проводит достаточно серьезную и амбициозную программу по озеленению своей страны. Лесопосадки должны укреплять почву для борьбы с ее эрозией, а также препятствовать образованию сильных ветров. И, несмотря на все эти предпринимаемые меры, пустыни продолжают наступать, а бури только усиливаются. Это крайне тревожная тенденция. Стоит задаться вопросом, а насколько готова к подобному развитию ситуации наша страна? Леса у нас сносятся под корень в промышленных масштабах, во многом в интересах того самого Китая. Каждый год выгорают миллионы гектаров тайги. Реки пересыхают. Прошлой осенью песчаная буря обрушилась на южные регионы России, Ростовскую область и Ставропольский край.
Быть может, пора и нам задуматься о возможных невеселых перспективах и начать что-то делать превентивно, не дожидаясь превращения проблемы в настоящую экологическую катастрофу? Ведь действовал когда-то в СССР свой план преобразования природы по созданию крупных лесных полос в степных и лесостепных районах для предотвращения засух, пыльных и песчаных бурь, и он дал прекрасные результаты. К сожалению, после смерти его автора, И.В. Сталина, данный план был свернут, а многие посадки – вырублены.
Автор: Сергей Маржецкий
По данным ученых-климатологов, с 2015 года в Европе наблюдается самый засушливый период за последние 2 тыс. лет. Они уверены, что речь можно вести о приходе сильнейшей со времен Римской империи засухе, пишет польское интернет-издание Niezalezna, ссылаясь на исследование Ульфа Бунтгена из Кембриджского университета и Мирослава Трнка из центра CzechGlobe академии наук Чехии.
По мнению профессора системного анализа окружающей среды Бунтгена, для сельского хозяйства последствия могут быть катастрофическими. Изучая кольца деревьев и древесину, извлеченную из зданий и археологических памятников, ученый и его коллега выяснили, что засушливость последних лет является беспрецедентной.
Эксперт уточнил, что это явление опасно не только для сельскохозяйственных культур, но и для целых экосистем и человеческого общества в целом.
В свою очередь ,Трнка добавил, что особое беспокойство вызывает будущее лесов. Результаты исследования были опубликованы в британском научном журнале Nature Geoscience.
С 2015 года Земля пережила пять самых жарких лет с момента начала измерений температуры. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН напомнила, что производство продуктов питания чрезвычайно чувствительно к изменению климата.
Риск более частых волн экстремальной жары также увеличивается с изменениями в потоке реактивных течений, несущих воздушные массы, что может вызвать неблагоприятные изменения в регионах, на которые приходится почти четверть мирового производства продуктов питания. Речь идет о западной части США, Европе, юго-западной части России, Украине и других важных сельскохозяйственных территориях планеты.
Заметим, недавно американские ученые и СМИ распространили информацию о начале сильнейшей засухи в США.
Разговор о судьбе миллиарда людей
Пять ключевых процессов в Антарктике, которые надо затормозить
Антропогенное изменение климата ведет Антарктику к точке невозврата. Это уже влияет на большинство земных систем и будет иметь серьезные последствия для человечества и биоразнообразия. К такому выводу пришла виртуальная экспертная рабочая группа Полярного института при Научном центре имени Вудро Вильсона и благотворительного фонда Pew Charitable Trusts, в состав которой вошли ведущие ученые—специалисты по Антарктике из различных научных сфер.
Свои выводы группа представила в отчете «Изменение климата и устойчивость Южного океана, или Полярные перспективы», выпущенном к ежегодному совещанию консультативных сторон Договора об Антарктике, которое проходит во Франции с 14 по 24 июня 2021 года.
Антарктика, пишут ученые, играет центральную роль в регулировании климатической системы всего мира. Быстрый рост уровня моря из-за таяния Антарктиды произойдет, если целевые показатели Парижского соглашения (потепление не более чем на 2 °C в XXI веке) будут превышены. Тогда к 2060 году мир придет к переломному моменту — потеплению на 3 °C, и никакие человеческие усилия уже не смогут предотвратить рост уровня моря на величину от 17 до 21 см только из-за таяния антарктических льдов к 2100 году.
Экспертная рабочая группа отмечает, что повысить устойчивость Антарктики можно с помощью ориентированных на климатические процессы действий, в том числе создание охраняемых морских районов вокруг Антарктики и интеграцию вопросов, связанных с изменением климата, для защиты человечества от катастрофических последствий таяния антарктических льдов.
Южный океан играет роль распределительного центра для Мирового океана: с участием его холодных вод регулируется тепловой режим, на соленость влияет схождение гигантских пресных айсбергов, а необыкновенное биоразнообразие обеспечивает значительную часть питательных веществ для всего живого. Но в последние годы его воды как на поверхности, так и на большой глубине теплели быстрее, чем в среднем по миру. Южный океан поглотил непропорционально большее количество антропогенного углекислого газа из всего улавливаемого Мировым океаном — около 40%. Следствием этого становятся фундаментальные сдвиги в жизни океана, что вызовет физические, биологические и социально-экономические последствия глобального масштаба.
Пять ключевых процессов в Южном океане приближаются к точке невозврата — и если их не остановить, тяжкие глобальные последствия неизбежны:
1. Рост температуры океана. Теплые воды вокруг Антарктиды заставляют ледники отступать и приводят к таянию шельфового льда. Эти изменения могут вызвать нестабильность ледяного покрова и схождению льдов в океан, что приведет к их таянию и необратимому многометровому повышению глобального уровня моря с разрушительными последствиями для прибрежных регионов во всем мире — под угрозой существование 1 млрд человек.
2. Деградация ледяного покрова. Изменения площади, сезонности и толщины морского льда приводят к утрате важнейших местообитаний, а также угрожают биоразнообразию. Это влияет на производительность и доступ рыболовных судов к ресурсам в условиях изменяющейся экосистемы.
3. Изменения в химическом составе океана. Когда океан поглощает повышенное количество углекислого газа из атмосферы, растет его кислотность. Это может иметь серьезные последствия для всей экосистемы, привести к разрыву пищевых цепочек и потенциально повлиять на промысловые виды.
4. Изменения способности региона поглощать углерод. Потепление снижает эффективность биосистемы Южного океана в обмене углеродом между атмосферой, популяциями растений и животных, а также поверхностными и глубокими слоями воды. Изменения в этом процессе — одном из самых важных экосистемных процессов Земли — несут необратимые последствия для здоровья Мирового океана.
5. Сдвиги в динамике экосистем и видов. Изменение климата ведет к утрате биоразнообразия, изменению биологических процессов, сдвигам в географическом распределении видов и переменам в динамике пищевых цепочек на региональном и затем на общемировом уровне. Например, это могло уже привести к миграции криля, играющего ключевую роль в пищевой цепочке Антарктики, на юг. Изменения в популяциях рыбы и криля воздействуют на другие виды, в том числе на морских летающих птиц, пингвинов, тюленей и разнообразных китов. Кумулятивные последствия всех этих процессов в значительной степени неизвестны.
Чтобы избежать наихудших сценариев климатического воздействия в Антарктике, необходимо незамедлительно и значительно сократить выбросы парниковых газов во всех секторах экономики и странах. Со стороны организаций, ответственных за управление и сохранение морской жизни в регионе, таких как Конвенция по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ), требуются большая ориентированность на вопросы, связанные с климатом. Хотя АНТКОМ признала изменение климата одной из самых серьезных проблем, стоящих перед Южным океаном с 2009 года, ее вовлеченность в совместные управленческие решения все еще ограниченна. В отчете отмечается, что предлагаемая рабочая программа реагирования на изменение климата может помочь справиться со многими из этих изменений. Кроме того, рабочая группа экспертов обсудила комплекс действий, которые могут повысить устойчивость Южного океана к изменениям. Вот эти действия:
1. Расширение защиты среды обитания. В 2010 году АНТКОМ обязалась создать циркумполярную сеть охраняемых морских районов вокруг Антарктиды. И хотя ей удалось создать крупнейший в мире охраняемый морской район (ОМР) за пределами территориальных вод в районе моря Росса, а также ОМР на южном шельфе Южных Оркнейских островов, но одних этих районов недостаточно для создания антарктической климатической устойчивости. Три дополнительных охраняемых морских района, предлагаемых конвенции,— Восточная Антарктика, море Уэдделла и Антарктический полуостров — уменьшат воздействие дополнительных неклиматических стрессовых факторов, в том числе рыболовства. Они помогут восстановить биоразнообразие и повысить устойчивость к климатическим воздействиям за счет улучшения способности экосистем справляться с последствиями изменения климата.
2. Учет вопросов, связанных с изменением климата, в существующей стратегии управления рыболовством. В настоящее время промысел в Антарктике ведется по правилам, основанным на оценках запасов, которые прямо не учитывают изменение климата. Кроме того, правила для промысла криля, например, применяются к районам, намного большим, чем район, в котором ведется промысел, а значит, потенциальные значительные промысловые нагрузки могут не учитываться.
3. Использование экосистемного подхода к управлению рыболовством. В настоящее время уровень вылова, который считается безопасным, например, для криля, может не быть безопасным для хищников, которые им питаются,— пингвинов, китов и тюленей. Эти риски, скорее всего, усугубятся в неблагоприятных климатических условиях.
4. Развитие исследований. Очевидно, что изменение климата коренным образом меняет Южный океан, но пока не определено, как именно оно влияет на большинство процессов. Это указывает на необходимость устойчивого финансирования и дальнейших совместных исследований.
Авторы отчета: Флорес Коллеони, Национальный институт океанографии и экспериментальной геофизики, Триест, Италия; Рейчел Доуни, Австралийский национальный университет; Евгений Пахомов, Университет Британской Колумбии, Канада; Рикардо Роура, Коалиция в защиту Антарктики и Южного океана; Энн Кристиансон, Pew Charitable Trusts
Похожие темы | Форум | ||
---|---|---|---|
Глобальная роботизация: угрозы и варианты действий | Конец света | 94 | |
WinLink глобальная почта на КВ-рациях | Радиосвязь | 14 |