НА ВОЙНЕ НЕ БЫВАЕТ МЕЛОЧЕЙ
Стоит ли говорить, что условия войны сами по себе экстремальны. Поэтому главнейшим аспектом выживания солдата в ходе ведения боевых действий является его боевой дух. От того, насколько он психологически готов к тяготам военной службы, к стрессам и лишениям в условиях боевых действий, да просто к отсутствию бытовых удобств, зависит, будет ли он жить или погибнет, останется в строю или у него «съедет крыша».
Любая экстремальная ситуация требует от человека огромного напряжения душевных и физических сил. Американцы считают, что для успешного преодоления критической ситуации необходимо уметь:
- концентрировать разум;
- импровизировать;
- жить в одиночестве;
- адаптироваться к ситуации;
- сохранять спокойствие;
- оставаясь оптимистом, в то же время быть готовым к худшему;
- понять собственные страхи, укротить их и преодолеть.
В любой экстремальной ситуации главное - помнить, что это временные обстоятельства. Пройдет время, пройдут и они. Надо научиться верить в себя. Есть вечная мудрость царя Соломона: «Все проходит. Пройдет и это». Однако вопрос, касающийся психологической готовности человека, закалки его воли к выживанию и победе, очень сложен и обширен. Он требует отдельного и более детального рассмотрения. Я лишь обращаю внимание читателя на то, что именно он лежит в основе основ. В данной статье я попытаюсь коснуться некоторых прикладных аспектов выживания человека в условиях войны. Но прежде, чем перейти к рассмотрению проблем выживания, хочу сказать, что мелочей в этих вопросах не бывает.
Чтобы автомат стрелял...
Независимо от того, где находится солдат - в казарме или в поле, вопрос ухода за оружием является первостепенным и стоит отдельно. Вряд ли кто-то станет оспаривать тот факт, что для выживания и победы на поле боя необходимо, в первую очередь, иметь оружие в рабочем состоянии. Поэтому напомню нестареющую истину: «Оружие любит ласку, чистоту и смазку». Запомните также, что вы нуждаетесь в оружии, а не оно в вас. Не изменяйте ему, и оно вас не подведет. И хота автомат Калашникова - самое надежное и неприхотливое оружие в мире, но и его необходимо чистить. В моей практике были случаи, когда затвор АКС-74 можно было передернуть лишь ногой, уперев приклад в землю. Стоит ли объяснять, что будет в бою, если автомат «прикипит»? Если из автомата не стреляли, его достаточно чистить раз в три-четыре дня. Но если из него вели огонь, то необходимо почистить оружие при первой возможности! На войне оружейное масло может отсутствовать в достаточном количестве, но это еще не повод просто потереть автомат тряпочкой и считать свою задачу выполненной. Пороховой нагар надо счищать полностью! В журнале «Спецназ» были даны рекомендации по уходу за оружием в полевых условиях. В статье предлагалось при отсутствии оружейного масла использовать растворенный в теплой воде «Посудомой», который есть в столовой. Предложенные рекомендации я опробовал практически. За неимением «Посудомоя» в ход пошел стиральный порошок. Опыт показал, что обычной зубной щеткой можно добела вычистить весь автомат в течение 20-ти минут. Исключением были лишь раковины на газовом поршне. После этого необходимо насухо вытереть орудие и смазать тонким слоем масла. При уходе за оружием не стоит забывать о чистке магазинов и подавателей. Также необходимо периодически слегка растягивать их пружины. Это позволит избежать неподачи патрона и других задержек, связанных с работой магазина.
Кстати, о смазке. Как рассказали ветераны Афгана, там оружие в условиях высокой запыленности сначала чистили, затем смазывали тонким слоем масла, а после этого сухой тряпкой стирали это масло. В результате этого оставался тончайший слой смазки, который позволял работать частям и механизмам при стрельбе и не собирал на себе пыль. Поскольку в Чечне, как и в Афгане, частенько приходится ездить на броне, этот опыт может быть полезен. Кроме этого, для того, чтобы в ствол не попадала пыль, наиболее старательные бойцы надевали на дульный тормоз небольшой целлофановый пакет, обматывали его вокруг и крепили тесемкой. При необходимости срочно открыть ответный огонь пуля легко пробивала целлофан, что не создавало помех при стрельбе. По прибытии на место пакет снимали. Может возникнуть необходимость почистить оружие и в ходе боевого выхода. Естественно, что в этих условиях организовывать чистку оружия в составе подразделения глупо. В боевых условиях оружие лучше чистить в парах. Один чистит, другой - прикрывает, и наоборот.
Теперь о частоте приведения оружия к нормальному бою. Поскольку орудие не лежит в футляре, а находится в руках человека, которые ходит, прыгает, ездит на бронетехнике и десантируется из вертолета, его следует приводить к нормальному бою или проверять, как оно бьет, не реже раза в две недели. Один мой товарищ рассказывал, что в Афганистане охранение группы «прошляпило» трех «духов». Афганцы, ничего не подозревая, вышли на вершину горы, на склонах которой прятались разведчики. Командиру, имевшему второй разряд по стрельбе, необходимо было сделать три метких выстрела. Дальность до противника была в пределах ста-ста пятидесяти метров, но он не смог завалить даже одного душмана, хотя стрелял трижды. Как потом оказалось, несмотря на то, что автомат пристреливался месяц назад, он бил с отклонением влево порядка 50 см на 10 метров. По-моему, комментарии излишни.
Рассматривая вопросы выживания, я бы разделил их на два основных раздела:
Обеспечение повседневной жизнедеятельности подразделений в полевых условиях;
Правила выживания, актуальные для каждого солдата, действующего автономно или в составе группы, выполняющей боевую задачу.
По К.Чуковскому
В сущности, содержание пункта первого относится к налаживанию максимально приемлемых бытовых условий для личного состава, живущего долгое время «в поле». По большому счету эта задача лежит на подразделениях тыла либо просто на старшине роты. Но нередки случаи, когда разведчикам приходится действовать не в составе подразделения, а лишь частью его. В этой ситуации командиру совсем не лишне подумать о гигиене личного состава, каким бы кратковременным не казалось пребывание в этих условиях. Ибо нет ничего более постоянного, чем временное.
Из личного опыта приведу пример, как соорудить походно-полевой умывальник. Изготавливать его лучше всего заранее и иметь в подразделении. Для этого нужна двухсотлитровая бочка, в которой срезается верхняя крышка. В днище проделывается отверстие, к которому крепится кран и длинная труба, заваренная с противоположного конца. В трубе сверлится несколько отверстий. Изнутри бочку лучше всего покрасить, а снаружи нанести камуфлированную окраску. Так место для умывания будет меньше демаскировать расположение вашего подразделения. Бочка устанавливается на каркасе на высоте около полутора метров. Вот и вся премудрость. Этой емкости с лихвой хватало для того, чтобы помылось шестьдесят человек. Но бывает, когда «в поле» выезжает всего одна группа. В этой ситуации возить с собой описанное ранее сооружение явно излишне. В таком случае выручает «солдатская смекалка». Для сооружения походного умывальника требуется одна или несколько (в зависимости от численного состава группы) пустых пластиковых бутылок, доска и несколько гвоздей. У бутылок срезается дно, и они прибиваются к доске горловиной к земле. Доска в свою очередь крепится к деревьям (столбам), и умывальник готов. Вода наливается сверху, а регулировать струю можно, закручивая или откручивая пробку бутылки. «Дешево и сердито!». Все по Чуковскому: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам!». При этом совсем не лишне и побриться. Не говоря о том, что лицо от этого будет приятнее выглядеть, это имеет еще и могучий дисциплинирующий фактор, очень сказывающийся на моральном духе солдат, о котором уже упоминалось выше.
Если на солдата, переставшего сначала бриться, затем умываться, не обращает внимания командир, то скоро он и сам перестает обращать на себя внимание, ощущая себя абсолютно никому не нужным. Особенно это характерно для солдат первых месяцев службы. Первая чеченская кампания это наглядно показала...
Чтобы не ходить в лохмотьях...
Помимо соблюдения правил личной гигиены, необходимо осуществлять уход за обмундированием и снаряжением. Это особенно важно, поскольку у наших солдат нет дополнительного комплекта обмундирования. При отработке даже учебных задач в поле форма рвется. И если ее вовремя не починить, то скоро она может превратиться в лохмотья. Понятно, что, устав после трудов ратных, нет сил и желания этим заниматься, но нужно приучить себя к этой процедуре.
Как пример приведу воспоминания одного из фронтовиков, который действовал в тылу у немцев, начиная со второго дня войны. Он рассказывал, что после Сталинграда, когда в наших лагерях появилось достаточно большое количество пленных, ему было поручено сформировать из них группу. Это было необходимо для выполнения особо важных заданий, когда разведчики действовали, переодевшись в немецкую форму. Наших, как ни переодевай, они все равно отличались от немцев. Сложность состояла в том, что сам он был евреем. Но как бы то ни было, группа численностью около сорока человек была создана и успешно действовала. Так вот, нашего командира поразило то, как немцы вели себя на привале. Независимо от того, насколько разведчики устали, перед отдыхом обязательно чистили оружие. Наши же, с которыми он действовал ранее, сразу же заваливались отдыхать. Но и среди немцев был один солдат, который вел себя особенно. Ранее он воевал в корпусе Роммеля, а когда на Восточном фронте стало жарко, часть личного состава из Африки перебросили под Сталинград. Так вот. Этот солдат никогда не ложился отдыхать до того, пока не отремонтирует свою обувь, обмундирование, не помоется и не побреется. Иными словами, не подготовит себя к дальнейшим действиям. Об оружии не говорю, поскольку его он чистил в первую очередь. По-моему, достойный пример для подражания.
Девиз «зеленых беретов» гласит: «Если ты живешь жизнью животного, совсем необязательно им становиться». В полевых условиях не всегда имеется возможность подшивать свежие подворотнички. Вместо этого можно использовать шейный платок. Такую же косынку многие носят на голове. Она же может при ранении служить кровоостанавливающим жгутом, а также поддерживающей повязкой. При снятии часовых косынка может служить удавкой, да мало ли еще какое применение ей можно найти.
Обувь
Вопрос не менее серьезный - во что вы обуты. Разбитые в кровь ноги - это результат не только тяжелых условий, а и неправильно подобранной обуви. Нужно ли испытывать это на себе для того, чтобы убедиться в том, что лучшая обувь в походно-полевых условиях - ботинки с высоким берцем? Ни кроссовки, ни что другое их не заменит. Временное обманчивое ощущение легкости сменяется, в лучшем случае, кровавыми мозолями и вывихом голеностопа. Ваша обувь, как и все остальное, нуждается в уходе. С собой всегда необходимо иметь сапожный крем и щетку. Сушить сырую обувь необходимо предварительно набив ее газетами и обильно смазав кремом - это не позволит коже ссохнуться. Для того чтобы обувь меньше намокала, полезно опустить ее в растопленный гусиный жир и подержать ее там минут двадцать-тридцать. После этого ботинки поставить на фанерку и дать остыть. Когда они покроются жировым слоем, сапожной щеткой втереть его в кожу. Эта операция особенно полезна для обычных армейских ботинок и сапог. По мере использования обуви процедуру следует повторять. Для того чтобы мокрые шнурки ботинок в зимнее время не смерзались, их нужно заблаговременно натереть воском или силиконом. Обувь надо подбирать такого размера, чтобы можно было надеть две-три пары обычных носок или одну шерстяных. Кстати, американские рейнджеры носят обувь и летом, и зимой только на шерстяной носок. Если носки намокли или вспотели, необходимо срочно их сменить. Для этого нужно всегда иметь запасные. Кроме того, следует знать, что если при движении вы почувствовали, что носок натирает ногу, то надо просто снять ботинки, вывернуть носки наизнанку и снова надеть. Проблема будет решена.
Как выбрать рюкзак и как его носить
Поскольку обозначенные в начале пункта неразрывно связаны, мы постепенно перешли ко второму вопросу, касающемуся выживания в ходе выполнения боевой задачи.
В этом деле отнюдь не последнюю роль играет снаряжение солдата, и в частности, рюкзак. Наверное, не сообщу ничего нового, если скажу, что РД-54 и тем более армейский вещмешок давно и безнадежно устарели. Поэтому тот, кто всерьез заинтересован в удобстве переноски боеприпасов и других предметов, необходимых для выполнения задачи, должен сам подобрать себе рюкзак. Выбирая его, следует обращать внимание на наличие:
- боковых карманов, где удобно размещать боеприпасы и вещи, к которым нужен быстрый доступ;
- нижнего отделения рюкзака, которое позволяет распределить груз по вертикали и также облегчает доступ к нему;
- разворачиваемой горловины с надежным регулируемым клапаном, что позволяет изменить емкость рюкзака;
- боковых регулировочных лент, которые не дают рюкзаку провиснуть при малом количестве груза.
Однако мало иметь хороший рюкзак, надо еще умело им пользоваться. Во время короткого привала рюкзак лучше не снимать, а использовать его в качестве опоры для спины в полулежачем или сидячем положении. При движении по пересеченной местности необходимо сочетать плечевые и поясные лямки. На равнине надо затягивать поясные и ослаблять плечевые лямки, тем самым нагружая ноги и разгружая плечи. В горах надо подтягивать плечевые и распускать поясные лямки, нагружая плечи и разгружая ноги.
В экстренной ситуации (побег из плена и т.д.), когда нет рюкзака, но есть необходимость нести каким-то образом заготовленные продукты и что-либо еще, можно сделать импровизированный рюкзак-скатку. Он, кстати, может быть полезным и при совершении непродолжительных маршей, и в более спокойных ситуациях. Изготавливается он просто. На земле расстилается обычная армейская плащ-палатка (одеяло и т.п.). С края в линию размещается груз. Затем плащ-палатка скатывается от груза к противоположному краю. Концы связываются веревкой, кроме того, скатку необходимо обвязать еще как минимум в двух местах. После чего она складывается пополам, а концы связываются между собой. Получается весьма удобный для переноски рюкзак, который в течение пути можно перебрасывать с плеча на плечо. Так вьетнамские партизаны переносили боеприпасы и продукты питания во время войны с американцами.
Как собрать рюкзак
Собирая рюкзак, помните: нужно вес, а вот необходимо немногое. Ваш рюкзак - не кузов грузовика, и нести его придется вам. Поэтому в дорогу берется минимум веса. Для того, чтобы вы не потеряли мобильность, минимальный вес снаряжения не должен превышать одну треть собственного веса человека.
Безусловно, методом проб и ошибок вы в конце концов придете к оптимальному варианту, но пока хотелось подлиться простыми правилами. Вот они: при переноске груз необходимо поднимать как можно выше; рюкзак должен плотно прилегать к спине, но при этом лямки не должны препятствовать кровообращению в руках; внутри рюкзака нагрузка должна быть распределена равномерно, твердые предметы не должны упираться в спину; прежде чем уложить вещи в рюкзак, их необходимо упаковать в водонепроницаемую тару.
Если остался без рюкзака
К сожалению, ситуация не всегда складывается в нашу пользу. Увы! Иногда, чтобы выжить самому, приходится пожертвовать рюкзаком. И это мы тоже можем и должны предусмотреть. Чтобы ни случилось, при вас всегда должны находиться неприкосновенный аварийный запас (НАЗ) и комплект для выживания. По размерам и НАЗ, и комплект для выживания должны быть небольшими и носить их необходимо на поясе, не снимая.
Особенно хочу подчеркнуть - НАЗ и комплект для выживания необходимо носить отдельно друг от друга. ПО размеру НАЗ должен быть таким, чтобы поместился в сумку для магазинов или другую похожую, лучше всего, водонепроницаемую сумку с надежной застежкой. В сумку необходимо вложить котелок или другую алюминиевую емкость для приготовления пищи. В него же уложить весь комплект аварийного снаряжения.