В клещах клеща
Их считают биологическим оружием против России, много лет безуспешно придумывая вакцину против их укусов. Жителей Сибири в этом году ждет угрожающее нашествие клещей.
Популяция клещей этой весной только в Томске увеличится на 20%. Такой прогноз еще в начале года сделали специалисты-энтомологи. К сожалению, поймать опасного вредителя сегодня можно не только в лесу, но и в парке возле дома. Известны случаи, когда членистоногих на себе в квартиру приносили домашние животные или когда они попадали в дом вместе с букетом лесных цветов.
В последнее десятилетие опасность поймать клеща, заразиться клещевым энцефалитом или "Болезнью Лайма" для жителей Сибири и Дальнего Востока стала настолько пугающей, что про мелкого вредителя даже начали сочинять небылицы.
— Считается, что клещи могут летать. Это неправда. Данный вид членистоногих живет в лесной подстилке и может перемещаться только вверх по подрастающей траве, — рассказывает кандидат медицинских наук, врач-паразитолог Татьяна Полторацкая, — доказано, что клещей почти нет в хвойных борах, а вот в смешанных лесах или на полянах их, наоборот, больше. Этих вредителей нельзя отпугнуть резким запахом духов или громкими звуками. Единственное, что воздействует на них — специальные репелленты.
Откуда появился вирус и почему популяция зараженных членистоногих растет, точно сказать не могут даже ученые. Одна из версий — вирус энцефалита может оказаться искусственно созданным биологическим оружием, использованным японскими милитаристами на территории бывшего СССР. В поддержку этой теории говорит то, что с подобной болезнью не встречались ни первопроходцы Сибири, ни люди, населявшие эти места до середины прошлого века, хотя клещи были им хорошо знакомы. Клещевой энцефалит появился и начал распространяться на Запад уже при советской власти, а в 60-е годы "перебрался" через Енисей, и теперь встречается в европейской части страны.
Как несколько лет назад установили красноярские ученые, ближайшей родственной болезнью для "нашего" клещевого энцефалита является так называемый японский энцефалит, открытый микробиологами "Страны восходящего солнца" в 20-годы прошлого века. Тогда в Японии возникла эпидемическая вспышка, унесшая жизни нескольких тысяч человек. Заболевание распространялось на небольшой территории, а переносчиком его был комар.
Всерьез о причастности японских военных микробиологов к появлению смертельной болезни заговорили после Второй мировой войны, когда мир впервые узнал о существовании на территории оккупированной Маньчжурии "отряда 731" Квантунской армии. Надо напомнить, что начиная с 1935 года в 20 километрах от Харбина действовала секретная лаборатория военных микробиологов.
Здесь была сооружена целая фабрика по производству бактерий чумы, холеры, сибирской язвы, газовой гангрены, брюшного тифа, которые планировалось использовать как "супероружие". Деятельность "отряда 731" была спешно свернута после вступления СССР в войну с Японией, секретный военный городок уничтожен, а заключенные, работавшие там, перебиты.
И все же, как говорят ученые, прямых доказательств искусственного происхождения вируса, пока нет. Но эта версия продолжает изучаться и отрабатываться. Более того, в случае, если вина японских военных в распространении вируса будет доказана, тысячи людей пострадавших в России от энцефалита, смогут подать иски к правительству страны Восходящего солнца о материальной компенсации.
— Возможно ли, спустя столько лет доказать причастность Японии к созданию такого вида биологического оружия, а главное получить от них компенсацию, сказать сложно, — рассуждает адвокат Илья Глазников. — Я знаю, что в конце декабря 1949 года в СССР состоялся показательный процесс над двенадцатью японскими врачами и военными чиновниками, проводившими исследования в секретном "отряде 731" и обвинявшимся в создании бактериологического и химического оружия. Суд шел пять дней, завершился на неопределенной ноте: подсудимые получили не очень большие сроки, а позже и вовсе были вывезены в Японию и сделали там блестящие карьеры.
По словам Ильи Глазникова, возмущение поведением японцев и сегодня выплескивается у народов Кореи, Китая, Филиппин и других стран, оккупированных во время Второй мировой войны. Никому из них Япония так и не заплатила репараций и не принесла извинений. Попытка получить положенную компенсацию была предпринята потомками тех жертв в апреле 2001 года, когда они вновь подали в суд на японское правительство. В ответ министерство образования Японии выпустило книгу, в которой вся вина в военных преступлениях возлагалась на имперскую армию.
Пока юристы и историки спорят, кто виноват в распространении клещевого энцефалита, врачи советуют соблюдать элементарные правила безопасности: проводить осмотры после прихода из леса, носить соответствующую одежду.
— Чтобы не подцепить клеща, используйте простейшие меры предосторожности, - продолжает врач-паразитолог Татьяна Полторацкая, — если собрались на природу, выберите одежду, плотно прилегающую к телу и максимально закрывающую его, нанесите на вещи аэрозоли и мази, отпугивающие клещей (например, "Гардекс", "Рефтамид-антиклещ", карандаш "Претикс" и другие). По возвращении домой тщательно осмотрите себя (особенно волосистые участки), переоденетесь в чистую одежду, а вещи, в которых ходили в лес, отправьте в стирку (вытряхивать их бесполезно, так как клещи отлично держатся на ткани).
Если клещ вас все же укусил, срочно обращайтесь к врачу. Специалисты не только смогут правильно его снять, не оторвав хоботок, но и отправят в лабораторию, чтобы узнать, является ли насекомое переносчиком инфекции. А вот давить клеща голыми руками самостоятельно строжайше запрещается. Большинство заражений происходит как раз в этом случае.
— Распространенное мнение о том, что присосавшегося клеща перед удалением нужно смазать маслом или керосином, ошибочно, — подытоживает Татьяна Полторацкая, — вредителя, подвергнутого обработке различными средствами, не примут в лабораторию на исследование. Лучше всего приложить к месту укуса лед, и тогда клещ вылезет сам.