Скржитек
Команда форума
Про кибердружины
Через пару часов в Общественной палате РФ состоятся "нулевые чтения" законопроекта о создании кибердружин, анонсированного осенью прошлого года. Хедлайнером этого движа выступает глава Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич, организатор НКО "Фонд защиты национальных ценностей". Цели и задачи этого НКО его создатели разъясняют так:
Важным элементом деятельности организации будет исследование вмешательства США в политические дела разных стран мира. Общественники намереваются "раскрыть глаза" обществу и заняться систематизацией фактов, а также развеять иллюзии о "демократизации", которой занимаются Штаты.
Через пару часов в Общественной палате РФ состоятся "нулевые чтения" законопроекта о создании кибердружин, анонсированного осенью прошлого года. Хедлайнером этого движа выступает глава Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич, организатор НКО "Фонд защиты национальных ценностей". Цели и задачи этого НКО его создатели разъясняют так:
Важным элементом деятельности организации будет исследование вмешательства США в политические дела разных стран мира. Общественники намереваются "раскрыть глаза" обществу и заняться систематизацией фактов, а также развеять иллюзии о "демократизации", которой занимаются Штаты.
Меня пригласили побывать на "нулевых чтениях" законопроекта о кибердружинах в ОП. Я отказался, потому что нахожусь сейчас не в Москве. Попросил текст этого документа. Здесь он выложен полностью, ниже приведу отдельные выдержки:
*****
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) участие граждан в деятельности кибердружин - оказание гражданами безвозмездной помощи органам прокуратуры, следственным органам, правоохранительным органам, органам государственной власти и органам местного самоуправления в поиске и противодействии распространению противоправной информации в сети «Интернет», содействия уполномоченным органам власти в осуществлении ими государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, распространяемых с использованием сети «Интернет», поддержки в развитии безопасной информационной среды в сети «Интернет».
2) кибердружина - основанное на членстве общественное объединение, которое осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, во взаимодействии с органами прокуратуры, следственными органами, правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, привлекает на постоянной или временной основе кибердружинников к осуществлению своей деятельности и осуществляет руководство их деятельностью;
3) кибердружинник (член кибердружины) - гражданин Российской Федерации, принимающий участие в деятельности кибердружины в целях, указанных в пункте 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;
4) реестр кибердружин в субъекте Российской Федерации (далее - региональный реестр) - информационный ресурс, содержащий сведения о кибердружинах, созданных на территории субъекта Российской Федерации;
5) противоправная информация - запрещенная к распространению законодательством Российской Федерации информация, в том числе, направленная на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
[...] 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в целях обеспечения законности, в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами, обязаны оказывать кибердружинам, созданным на их территории, поддержку в осуществлении их деятельности, основанной на добровольном участии граждан в противодействии распространению противоправной информации в сети «Интернет».
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления самостоятельно определяют структурное подразделение, ответственное за взаимодействие с кибердружинами и реализацию деятельности кибердружин, созданных на их территории.
3. Органы прокуратуры, следственные органы, правоохранительные органы, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны осуществлять в рамках своих компетенций взаимодействие с кибердружинами по осуществлению кибердружинами деятельности по противодействию распространению противоправной информации в сети «Интернет».
3. На территории субъекта Российской Федерации создается единая система организации деятельности кибердружин.
[...] 1. Основными направлениями деятельности кибердружин являются:
1) участие в реализации эффективных механизмов, форм и методов выявления противоправной информации в сети «Интернет» (далее также -противоправного интернет-контента);
2) информирование органов прокуратуры, следственных органов, правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления о выявлении размещения противоправной информации и об угрозах размещения такой информации в сети «Интернет»;
3) содействие уполномоченным органам в выявлении и противодействии распространению в сети «Интернет» противоправной информации;
4) участие в разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на выявление и ликвидацию противоправного интернет-контента;
5) осуществление информационно-разъяснительной работы по привлечению граждан Российской Федерации к участию в деятельности кибердружины;
6) участие в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам противодействия распространению противоправной информации в сети «Интернет»;
7) взаимодействие с уполномоченными органами прокуратуры, следственными органами, правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в вопросах противодействия распространению противоправной информации в сети «Интернет».
[...] 5. При выявлении кибердружиной размещенной в сети «Интернет» информации, имеющую признаки противоправной информации, кибердружина обязана незамедлительно направить ее в документированном виде в соответствующие уполномоченные органы для рассмотрения представленной информации, в том числе для принятия решения о включении уполномоченным органом соответствующих сведений в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Единый реестр). Полученную от кибердружины информацию уполномоченные органы обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке рассмотреть, проверить и в пределах своей компетенции принять по ней соответствующее решение с уведомлением о результатах такого решения кибердружины.
[...] 1. В кибердружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности члена кибердружины. Порядок и условия приема граждан в кибердружины и исключения из них определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
2. В кибердружины не могут быть приняты граждане:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
3) ранее осужденные за умышленные преступления;
4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествующего дню принятия в кибердружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;
9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
[...] 1. Материально-техническое обеспечение деятельности кибердружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности кибердружин, предоставлять кибердружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.
Статья 16. Надзор и контроль деятельности кибердружин
1. Надзор за исполнением кибердружинами законов осуществляет прокуратура Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».
2. Контроль за соответствием деятельности кибердружин уставным целям осуществляется органом, принимающим решение о государственной регистрации общественных объединений, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
3. Контроль за деятельностью кибердружин в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
[...] 1. Члены кибердружин при исполнении обязанностей находятся под защитой государства.
2. Никто не вправе принуждать членов кибердружин исполнять обязанности, которые не возложены на них настоящим Федеральным законом. При получении указаний, противоречащих законодательству Российской Федерации, члены кибердружин обязаны руководствоваться настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
3. Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности кибердружин влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
[...] Статья 18. Материальное стимулирование, льготы и компенсации членов кибердружин
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности кибердружин.
2. Членам кибердружин может выплачиваться вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.
3. Порядок предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления членам кибердружин льгот и компенсаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
*****
Я уже ранее писал о том, что сейчас легко можно словить штраф за демонстрацию символики нацистских, террористических и экстремистских организаций. Причем не будучи сторонником этих организаций, а вполне даже и противником. Вряд ли человек, опубликовавший видеоролик с названием "Пьяные боевики батальона Айдар устроили беспредел на дороге", хотел добрым словом отозваться о украинских националистах. Но в ролике, на его беду, мелькнул шеврон запрещенной в РФ организации и вот получите и распишитесь: административное дело и штраф.
По статье 20.3 часть 1 КоАП РФ ("Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами") ГАС "Правосудие" находит 3 830 дел. Обычно в них говорится, что запрещенные тексты, фотографии, песни, видео были обнаружены на страницах граждан в социальных сетях сотрудниками МВД или ФСБ.
А ведь есть еще такой объемный пласт для разработки, как мемасики, которые так популярны в соцсетях. Вы точно уверены, что никогда не шутили насчет часов патриарха? Быть может постили картинки, где в шутку обыгрывался цвет кожи? Шутки или высказывания на темы национальностей? А ведь при должном рвении во всем этом можно найти нарушения закона.
Теперь представьте, что к полицейским и спецслужбам добавятся еще и "кибердружинники", вся деятельность которых будет построена на том, чтобы что-нибудь из этого и найти.
*****
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) участие граждан в деятельности кибердружин - оказание гражданами безвозмездной помощи органам прокуратуры, следственным органам, правоохранительным органам, органам государственной власти и органам местного самоуправления в поиске и противодействии распространению противоправной информации в сети «Интернет», содействия уполномоченным органам власти в осуществлении ими государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, распространяемых с использованием сети «Интернет», поддержки в развитии безопасной информационной среды в сети «Интернет».
2) кибердружина - основанное на членстве общественное объединение, которое осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, во взаимодействии с органами прокуратуры, следственными органами, правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, привлекает на постоянной или временной основе кибердружинников к осуществлению своей деятельности и осуществляет руководство их деятельностью;
3) кибердружинник (член кибердружины) - гражданин Российской Федерации, принимающий участие в деятельности кибердружины в целях, указанных в пункте 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;
4) реестр кибердружин в субъекте Российской Федерации (далее - региональный реестр) - информационный ресурс, содержащий сведения о кибердружинах, созданных на территории субъекта Российской Федерации;
5) противоправная информация - запрещенная к распространению законодательством Российской Федерации информация, в том числе, направленная на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
[...] 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в целях обеспечения законности, в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами, обязаны оказывать кибердружинам, созданным на их территории, поддержку в осуществлении их деятельности, основанной на добровольном участии граждан в противодействии распространению противоправной информации в сети «Интернет».
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления самостоятельно определяют структурное подразделение, ответственное за взаимодействие с кибердружинами и реализацию деятельности кибердружин, созданных на их территории.
3. Органы прокуратуры, следственные органы, правоохранительные органы, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны осуществлять в рамках своих компетенций взаимодействие с кибердружинами по осуществлению кибердружинами деятельности по противодействию распространению противоправной информации в сети «Интернет».
3. На территории субъекта Российской Федерации создается единая система организации деятельности кибердружин.
[...] 1. Основными направлениями деятельности кибердружин являются:
1) участие в реализации эффективных механизмов, форм и методов выявления противоправной информации в сети «Интернет» (далее также -противоправного интернет-контента);
2) информирование органов прокуратуры, следственных органов, правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления о выявлении размещения противоправной информации и об угрозах размещения такой информации в сети «Интернет»;
3) содействие уполномоченным органам в выявлении и противодействии распространению в сети «Интернет» противоправной информации;
4) участие в разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на выявление и ликвидацию противоправного интернет-контента;
5) осуществление информационно-разъяснительной работы по привлечению граждан Российской Федерации к участию в деятельности кибердружины;
6) участие в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам противодействия распространению противоправной информации в сети «Интернет»;
7) взаимодействие с уполномоченными органами прокуратуры, следственными органами, правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в вопросах противодействия распространению противоправной информации в сети «Интернет».
[...] 5. При выявлении кибердружиной размещенной в сети «Интернет» информации, имеющую признаки противоправной информации, кибердружина обязана незамедлительно направить ее в документированном виде в соответствующие уполномоченные органы для рассмотрения представленной информации, в том числе для принятия решения о включении уполномоченным органом соответствующих сведений в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Единый реестр). Полученную от кибердружины информацию уполномоченные органы обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке рассмотреть, проверить и в пределах своей компетенции принять по ней соответствующее решение с уведомлением о результатах такого решения кибердружины.
[...] 1. В кибердружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности члена кибердружины. Порядок и условия приема граждан в кибердружины и исключения из них определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
2. В кибердружины не могут быть приняты граждане:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
3) ранее осужденные за умышленные преступления;
4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествующего дню принятия в кибердружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;
9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
[...] 1. Материально-техническое обеспечение деятельности кибердружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности кибердружин, предоставлять кибердружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.
Статья 16. Надзор и контроль деятельности кибердружин
1. Надзор за исполнением кибердружинами законов осуществляет прокуратура Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».
2. Контроль за соответствием деятельности кибердружин уставным целям осуществляется органом, принимающим решение о государственной регистрации общественных объединений, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
3. Контроль за деятельностью кибердружин в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
[...] 1. Члены кибердружин при исполнении обязанностей находятся под защитой государства.
2. Никто не вправе принуждать членов кибердружин исполнять обязанности, которые не возложены на них настоящим Федеральным законом. При получении указаний, противоречащих законодательству Российской Федерации, члены кибердружин обязаны руководствоваться настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
3. Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности кибердружин влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
[...] Статья 18. Материальное стимулирование, льготы и компенсации членов кибердружин
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности кибердружин.
2. Членам кибердружин может выплачиваться вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.
3. Порядок предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления членам кибердружин льгот и компенсаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
*****
Я уже ранее писал о том, что сейчас легко можно словить штраф за демонстрацию символики нацистских, террористических и экстремистских организаций. Причем не будучи сторонником этих организаций, а вполне даже и противником. Вряд ли человек, опубликовавший видеоролик с названием "Пьяные боевики батальона Айдар устроили беспредел на дороге", хотел добрым словом отозваться о украинских националистах. Но в ролике, на его беду, мелькнул шеврон запрещенной в РФ организации и вот получите и распишитесь: административное дело и штраф.
По статье 20.3 часть 1 КоАП РФ ("Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами") ГАС "Правосудие" находит 3 830 дел. Обычно в них говорится, что запрещенные тексты, фотографии, песни, видео были обнаружены на страницах граждан в социальных сетях сотрудниками МВД или ФСБ.
А ведь есть еще такой объемный пласт для разработки, как мемасики, которые так популярны в соцсетях. Вы точно уверены, что никогда не шутили насчет часов патриарха? Быть может постили картинки, где в шутку обыгрывался цвет кожи? Шутки или высказывания на темы национальностей? А ведь при должном рвении во всем этом можно найти нарушения закона.
Теперь представьте, что к полицейским и спецслужбам добавятся еще и "кибердружинники", вся деятельность которых будет построена на том, чтобы что-нибудь из этого и найти.