ТАЙНА ИМЕНИ ЗВЕРЯ
И он (зверь) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое, число его – шестьсот шестьдесят шесть
Откр. 13: 16-18
Печать или начертание?
«Имя зверя» всегда представляло наибольшую загадку при толковании Апокалипсиса. Разгадать заранее эту тайну было невозможно, поэтому древние толкования апокалиптического «имени зверя» не стали учением Церкви. Святой Ириней Лионский, например, предупреждал об опасности заниматься разгадыванием имени антихриста и говорил, что «вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать или предрекать какие-либо имена» [286]. Святитель Андрей Кесарийский в своем Толковании на Апокалипсис, указав на попытки многих толкователей назвать имя антихриста, приходит к следующему заключению: «Тщательное познание (то есть ясное, достоверное узнавание. – Авт.) числа (печати), а также и всего остального, о нем написанного, откроет здравомыслящим и бодрствующим время искушения (по другому переводу «опыт и время». – Авт.)» [287].
На славянском языке эта фраза имеет такой вид: «Известное ведение числа, якоже и прочая о нем писанная, время открыет и искус целомудрствующим и бодрствующим» [288]. В книге «Старец Паисий» находим следующий перевод этих слов свт. Андрея: «О мерзком имени антихриста и точность числа, как и остальное, о чем написано, откроет время и опыт бдительным» [289].
Вот почему правильное понимание пророчества Откровения об «имени зверя» стало возможным только теперь, когда сама действительность («опыт»), сам ход событий («время») открывают нам, что апостол Иоанн Богослов описывает именно то, что происходит уже сегодня, на наших глазах.
Святой Ипполит Римский писал, что «из принявших печать будут многие читающие Священное Писание», а «избегнут печати те, кто будет внимать Писаниям, вдумываться в них» [290]. Именно вдумчивое прочтение 13-й главы Апокалипсиса и сопоставление ее с современной действительностью приводят к убеждению, что апостол Иоанн сказал о печати антихриста все необходимое и достаточное для того, чтобы в то время, когда она станет реальностью, «бодрствующие», имеющие духовную ясность и мудрость (ср. Откр. 13: 18), смогли без особого труда распознать ее.
Ведь цель пророчества не в том, чтобы что-то таинственно зашифровать и этим самым дать возможность поупражняться в разгадывании головоломок. Духовное предназначение и смысл практически любого пророчества есть богопромыслительное возвещение нам о каком-либо важном и чаще всего опасном событии или явлении из близкого или далекого, по земному времени, будущего. Цель пророчества – в том, чтобы ко времени его исполнения мы имели бы возможность приготовиться должным образом к этим событиям и явлениям и не были бы застигнуты их внезапностью и губительностью.
По слову старца Паисия Святогорца, «евангелист Иоанн Богослов предельно ясно пишет в Апокалипсисе о начертании» [291]. И действительно, внимательное прочтение всего лишь трех стихов 13-й главы Апокалипсиса (16-й, 17-й и 18-й стихи) позволяет сделать вывод о том, что в них уместилось ВСЁ нужное для узнавания печати. Точное понимание смысла этих стихов Откровения позволит нам дать верную оценку происходящим ныне поистине апокалиптическим событиям.
«Составилось большое количество разнообразнейших толкований (слов Апокалипсиса об «имени зверя». – Авт.), – писал выдающийся русский ученый-богослов Н. Н. Глубоковский (1863-1937), – из коих каждое в одинаковой степени и вероятно (для изобретателей), и сомнительно (для читателей). Между тем автор (ап. Иоанн Богослов. – Авт.) внушает с решительностью, что его слова всем доставляют потребное по их восприятию разъяснение. Следовательно, обязательное экзегетическое правило вынуждает всецело сосредоточиться на самом таинственном тексте и не выходить за его пределы в темную область туманных мечтаний. Необходимо взять и взвесить все текстуальные частности» [292].
Есть две неверные установки при толковании этого места Апокалипсиса. Первая заключается в стремлении толкователей во что бы то ни стало расшифровать «число антихриста» и получить его имя.
В Апокалипсисе сказано: «начертание (не печать, а начертание), или имя зверя, или число имени его» (13: 17). Еще с древних времен было употреблено немало усилий, чтобы разгадать смысл этих слов. Сколько было попыток угадать, назвать «имя зверя» (в ответ на призыв «сочти число зверя»)! Все эти попытки были основаны на разного рода вычислениях, когда буквы предполагаемого имени антихриста подводились под число 666 (так называемая гематрия). Было предложено множество вариантов: «Титан», «Латинянин», «Венедикт», «Неправедный агнец»… Находили звериное число в именах императоров Нерона, Юлиана Отступника (гонителей христиан), в титуле Римского папы – «Викариус Филии Деи» («Наместник Сына Божия»), в именах Мартина Лютера, Наполеона и т. д. [293].
В романе Л. Н. Толстого "Война и мир" Пьер Безухов, сидя в оставленной русской армией Москве, ожидая французов, исчисляет число 666 и выясняет, что это как раз имя Наполеона Бонапарта.
На интернет-сайте радио «Свобода» сообщается, что «например, в США какой-то весельчак, демонстрируя, впрочем, большую филологическую эрудицию, предпринял любопытный эксперимент: он взял полные имя и фамилию бывшего американского президента Билла Клинтона и переложил их на еврейские и греческие буквы, потом подсчитал цифровое значение этих букв, и, в обоих случаях, получил как раз число 666» (тема передачи – «Полемика вокруг ИНН и числа зверя»).
Но Апокалипсис говорит не о личном имени антихриста, не о том, как будет он именоваться! Апостол Иоанн, не изучавший математику и геометрию, не стал бы заниматься сложными вычислениями, стараясь зашифровать имя «сына погибели». Здесь иной смысл. «Имя зверя» (не антихриста, а зверя) – это имя от зверя, даваемое человеку зверем (а не антихристом), то есть самой антихристианской системой всемирного, тотального электронного контроля и управления обществом в условиях «нового мирового порядка». Системой зверя, обезличивающей человека.
Уместно здесь упомянуть и о том, что суперкомпьютеры (в Брюсселе, в Калифорнии /США/ и др.), предназначенные для аккумулирования всей информации, также носят название «Зверь» (англ. – beast). Характерно, что многие программисты и компьютерщики называют компьютер (всякий) не только «машиной», но и «зверем».
Иеромонах Серафим (Роуз) еще в 1982 году, перечисляя в своем докладе «Православное мировоззрение» знамения последних времен, говорил и о таком знамении: «4. Возрастающая централизация информации и власти над отдельными людьми, в частности, представляемая установленным в Люксембурге гигантским новым компьютером, который способен хранить досье на каждого из живущих на земле; его кодовый номер «666», а те, кто с ним работают, прозвали его «зверь». Чтобы облегчить работу таких компьютеров, американское правительство предполагает начать в 1984 году выдачу лицам чеков социального обеспечения с номером (ясно, включающим кодовое число 666), оттискиваемым на правой руке или на лбу – именно это требование будет главным, согласно Апокалипсису (гл. 13), во время царствования антихриста» [294].
Поэтому и «начертываться» будет не собственное имя антихриста, а индивидуальное, персональное имя человека. И будет это имя электронным. Но апостол Иоанн ничего не знал о грядущей электронике и компьютерной технике и не мог, конечно, сказать, что имя будет электронным, как не мог сказать и того, что всем людям будут присваиваться «идентификационные номера». Но он знал, что есть числа и есть имена, и потому он сказал просто: «или число имени его». А компьютеры тем и отличаются, что записывают и обрабатывают информацию в числовом виде, поэтому сегодня говорят даже о «числовой революции».
У апостола Иоанна речь идет не о том, что будет «начертываться» или имя, или число. Здесь не разделение, не выбор варианта, одного из двух. Выражение «или число имени его» следует понимать как уточнение, а именно: это имя будет числовым (электронным, компьютерным). Союз «или» в данном случае употреблен в пояснительном значении, в значении «иными словами», «иначе», то есть он не разделяет сами по себе существующие предметы, а соединяет, сводит воедино различные качества, обозначения одного и того же предмета.
Итак, понятия «имя» (ονομα) и «число имени» (αριφμος του ονοματος) являются синонимами, по своему содержанию они равнозначны. ИМЯ ЗВЕРЯ И ЧИСЛО ИМЕНИ ЕГО – ЭТО ОДНО И ТО ЖЕ! «Число имени» – это имя в виде числа, числовое имя.
Иначе говоря, именем индивидуальным, именем, идентифицирующим человека (для системы), будет номер, личный код. А считываться он будет как «начертание» (от слова «черта») – штрихи, ШТРИХ-КОД. То есть, начертание – это уже графическое изображение числового имени. Будущее электронное имя апостол Иоанн назвал начертанием для того, чтобы показать, что оно будет иметь не только цифровую, но и штриховую форму выражения.
Апокалипсис в оригинале писался на греческом языке, где слово «начертать» (χαράσσω) буквально значит – провести глубокие прямые линии, вырезать их, нацарапать. Привычный же для нас термин «печать» неточно передает значение слова χάραγμα («начертание»), которое является однокоренным с такими словами, как царапина, кол, столб, то есть palisad – забор, частокол.
Международное написание слова «штрих-код» – bar-code, а слово bar в переводе с английского – брус(ок), засов, стержень, полоса, черта, столб(ик), палка, стойка (отсюда русское слово «бар»), решетка, преграда, изгородь, забор и т. п.
Учитывая то, что штрих-код действительно выглядит как набор царапин (полос) или кольев (брусков), его тождественность апокалиптическому начертанию несомненна. Это и есть та самая «решетка», за которую хотят загнать все человечество.
Примечательно также, что в Библии на английском языке начертание обозначается словом mark (клеймо, (от)метка, черта и т. п.), что невольно вызывает ассоциации с маркировкой товаров и клеймением животных.
Здесь очень важно отметить, что слово «печать», дополненное словом «антихрист», со временем заменило собой выражение Священного Писания «начертание зверя». Образовалось новое словосочетание – «печать антихриста», которое привнесло в сознание христиан несколько иное представление об этом апокалиптическом знамении. Понятие «печать антихриста» встречается и в святоотеческих творениях, наряду с понятием «начертание зверя», как синоним последнего. Однако в прежние времена не ощущалось смысловой разницы между этими понятиями: хотя слово «печать» и употреблялось, оно давало лишь общие представления о грядущей антихристовой системе, без включения в которую нельзя будет ни покупать, ни продавать. Сегодня же такая подмена понятий является уже причиной неверного понимания сути происходящих ныне процессов построения царства зверя и может привести к большим заблуждениям. Поэтому лучше и безопаснее при толковании этого места Откровения исходить из формулировки самого слова Божия – «начертание, или имя зверя, или число имени его» [295].
В тексте Апокалипсиса, когда речь идет об антихристовой системе, употребляется только слово «начертание» (оно встречается в Откровении 8 раз!), а слово «печать» в отношении того, что «сделает» зверь не используется вовсе. Встречаем же мы слово «печать» только там, где говорится о печати, которую дает не зверь, а Господь, – дает Своим истинным рабам. «И видел я, – говорит тайнозритель, – иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7: 2-3). И в другом месте: «И сказано было ей (саранче), чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» (Откр. 9: 4).
И печать эта, по общепринятому толкованию, «не есть некий внешний символ, но есть благодать Святого Духа, освящающая человека в Таинстве Крещения» (из обращения Священного Синода Элладской Православной Церкви 1997 г.), «печать дара Духа Святаго» (слова из чинопоследования Крещения и Миропомазания). Это видно и из слов апостола Павла: «Не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 30). «Поистине, – говорит преподобный Симеон Новый Богослов, – просвещение от Духа Святого есть единая печать».
Иначе говоря, «печать Бога живого» есть Божественное просвещение, которое дается истинным рабам Божиим, стремящимся к живому общению с живым Богом. Имеет эту печать тот, кто знает Бога живого, кто имеет личное общение с Личным Богом. «Печать Бога живого», которая полагается на челах рабов Божиих, – это печать духа, печать священного богоподобия. Святитель Андрей Кесарийский, объясняя слова Апокалипсиса о запечатлении рабов Божиих «печатью Бога живого» (Откр. 7: 2-3), пишет: «Добродетельные нуждаются в ангельской помощи пред наступлением напастей, по силе нам данной печати духа, которая, однако, обнаруживает свою силу настолько, насколько мы сами показываем свою деятельность».
Характерно, что в Армянской церкви таинства Крещения и Миропомазания обозначаются (видимо, еще с древних времен) одним словом – «кнунк», происходящим от глагола «кнкел» – «ставить печать», то есть оба таинства называются словом «запечатление» [296].
В то же время слово «начертание» ни разу не используется в отношении того, что дает Господь Своим рабам. Очевидно, что этот факт объясняется следующим. Печать, как известно, подразумевает написание имени собственного, личного (имени какого-либо лица или наименования определенной организации). Начертание же (само это слово) предполагает написание не имени собственного, а написание («начертывание») неких безличных черточек, линий, царапин, не несущих в себе имени собственного, а представляющих собой форму выражения (записи) цифр, «числового имени». Вот почему начертание, в отличие от «печати дара Духа Святаго», есть именно внешний символ (знак, метка), полагаемый на тело человека. Еще раз мы убеждаемся в том, насколько точно описывает это явление апокалиптических времен Священное Писание, ибо оно есть слово всесовершенного Бога.
Итак, получается, что рабы Божии, сыны Царствия Небесного имеют печать – от Господа, данную Им; а рабы антихриста, сыны царства зверя имеют начертание – от зверя, данное им. Вот где проходит разделительная линия между Царством Божиим и противоположным ему царством зверя.
Из сказанного следует, что принятие звериного начертания лишает человека благодати Святого Духа. Вот почему о тех, кто примет начертание зверя, в Откровении сказано: «И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью, поклоняющиеся зверю и образу его, и принимающие начертание имени его» (Откр. 14: 11). Принятие начертания зверя также означает отречение от Христа и потерю веры, как это видно из последующего библейского текста: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14: 12).
---------- Сообщение добавлено в 17:37 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 17:36 ----------
Desmaster, просто мы общаемся на непонятном для вас языке, а для нас это общение может быть очень даже продуктивным.