«Что бы люди не затевали, их начинания будут поняты другими людьми не так, только не так, всегда не так!» (с)
Сейчас в который раз перечитываю Гумилева («Древняя Русь и Великая Степь»), что объясняет исторические процессы неравной пассионарностью или же ее отсутствием. Но всякий раз вижу вождей, их идеи, которые исчезают с их смертью или же становятся наследными, что подхватывает другой вождь своим желанием (или, что надежнее – вождь наследный, вынужденный тому). В основе вопрос личности, и если угодно – культа личности, наследных (не обязательно по крови – форма может оказаться иной) обязательств этому культу соответствовать.
Единственная идея, которой в БП удастся этого избежать, и тем не менее выжить – это Общинная форма, но она не имеет ничего общего с либеральной демократией – это жесткая «диктатура общины», а в ряде вариантов это религиозная группа или группа связанная какой-то идеологической установкой (кстати, «братчина» – это тоже установка, а есть и временные формы, вроде «артели», связанные задачей, после выполнения которой каждый артельщик может быть свободен)
Культ Вождя в Общине возможен, но вождь фигура временная, ее значение возрастает с невзгодами, а в благополучное время он должен держаться того же, что и все, и даже строже, показывая своим примером соблюдение простых правил.
Как здесь уже резонно указывали, у тех же казаков существовал диктат выборщика, временный (!) различный в военном и мирном (в мирное время все вопросы сущностью решались коллегией старых казаков – и это правильно), для вопросов значимых уже для всей Казачьей Общины собирался Казачий Круг (но закулисная борьба решений различающихся по своему характеру, равно слоившихся на этом мнений групп, происходила и до этого времени. Сам Круг не мог выработать лучшее решение, потому как оно невозможно на основе «демократического либерализма», а принимал то, в котором ПЕРЕКРИЧАТ. То же самое происходит и сейчас – какая «информация» (форма ее подачи) перекричит остальное. И Атаман – фигура исполнительная, несмотря на диктаторские полномочия.
Понятие «христианства», следование ему не было столь строгим – ему следовали двумя причинами: связями с «Альма-матер» и «Басурман – существо другой веры»
По мне же, всякое племя (в отрыве от идеологических установок других племен и «Большой земли»), что живет Природным и вдобавок без опор на «технологические костыли», какой бы формы религии не исповедовало или же каких бы то ни было идейных установок не держалось, придет к язычеству уже во втором-третьем поколении.