Бывший адмирал Игорь Касатонов рассказал подробности об удачной операции по блокированию украинских воинских частей в Крыму в прошлом году. По его словам, разведка НАТО не успела предупредить Киев.
Скрытную доставку в Крым российских спецподразделений, блокировавших там украинские войска в феврале 2014 года, обеспечил Черноморский флот. Об этом в интервью РИА Новости рассказал бывший командующий ЧФ адмирал Игорь Касатонов.
«То, что ЧФ был и остался, послужило основой для последующих после 23 февраля прошлого года действий. Офицеры знали, что творится вокруг, где расположены украинские части, сценарии развития событий прорабатывались на картах, — отметил Катасонов. — То есть Черноморский флот со своими задачами справился — были доставлены „вежливые люди“, с 27 на 28 февраля был взят Верховный совет Крыма».
Касатонов пояснил, что «вежливыми людьми» были бойцы армейского спецназа РФ, доставленные в Крым не только кораблями, но и по воздуху.
«Это были диверсионные подразделения, наводчики, проводники, которые действовали вместе с группировкой флота. Естественно, и морская пехота тоже получила боевые приказы», — сказал Касатонов.
По словам адмирала, в Крыму разведка Североатлантического Альянса «прозевала все, что можно и нельзя». Он также добавил, что одной из причин оплошности НАТО стал режим строгого молчания в радиоэфире во время сосредоточения группировки.
Говоря о ходе операции по блокированию украинских частей в Крыму, Касатонов процитировал слова генерал-полковника Александра Волкова:
«Было проведено блестящее сосредоточение средств и сил специального назначения в Крыму с применением маскировочных мероприятий, неожиданных для украинцев, а также широкий набор мер по заблаговременной дезинформации противника».
Кроме того, адмирал отметил грамотное использование севастопольской базы и боевого транспорта, доставлявшего в Крым вооруженные войска.
Также адмирал отметил, что сейчас на территории Крыма остались украинские ракетные комплексы С-300 старой модели.
«Украинская рухлядь осталась на Бельбеке, мы готовы были им передать, так же, как и корабли, но когда начались боевые действия на юго-востоке Украины, мы полностью приостановили процесс передачи военной техники, — подчеркнул Касатонов. — Отдавать мы её будем, но не завтра, не послезавтра и не через неделю. Пока характер поведения Киева не изменится».
15 марта в 22:00 мск на телеканале «Россия 1» покажут документальный фильм «Крым. Путь на Родину», в котором Владимир Путин рассказал о воссоединении полуострова и остальной России.
— Игорь Владимирович, как получилось, что мощный Черноморский флот Советского Союза фактически был развален?
— В 1991 году главным для наших недругов было развалить армию. Пояс стратегической обороны был действительно развален, семь военных округов, три группы войск и три стратегических командования канули в лету. Например, Туркестанский военный округ насчитывал 400 тысяч человек, группировка на Украине — более 700 тысяч человек, группировка в Прибалтике — более 350 тысяч человек.
Советская Армия на период 1991 года насчитывала 3,5 миллиона. Группировка в 2 миллиона исчезла. Юго-западное направление оказалось открытым. Все группировки сил, которые находились на территории новых государств, перешли в ведение этих республик. Таким образом, и Черноморский флот оказался в незалежной Украине. Российское государство тогда проявило непонятную щедрость и политическую близорукость, и все могло закончиться для флота очень трагически, если бы не сознание черноморцев, несогласие и воля командующего и то, что моряки не приняли новую присягу. Это была форма протеста, даже мятеж, если хотите. И не столько против Украины, сколько против России.
— Вы же именно тогда были назначены командующим ЧФ?
— Да, за восемь месяцев удалось переломить обстановку, лидеры сели за стол, начались переговоры. Правда удивляло то обстоятельство, что Россия, будучи фактически кредитором Украины, выступала в качестве просителя. Хотя тогда можно и нужно было выступать жестче.
Ведь после 3 августа 1992 года переговорный процесс привел к катастрофическим последствиям — ЧФ ушел отовсюду кроме Крыма — Николаева, Херсона, Одессы. Остались только Севастополь, Феодосия и аэродром Гвардейское близ Симферополя. Это были крупнейшие ошибки. Во всех этих пунктах базирования проживало до 25 процентов населения Украины, 10 миллионов. То есть находились в сфере информационного воздействия России.
— Когда вы были командующим, какова были численность группировки?
— Началось беспрецедентное сокращение крымской группировки. Я, будучи командующим, имел группировку в 70 тысяч военнослужащих и 80 тысяч вольнонаемных (гражданских). До 16 марта 2014 флот насчитывал 12 тысяч человек вместо 25 тысяч по договору с Украиной о разделе флота. Естественно, и операционная зона, и зона ответственности — все было минимизировано.
— Тем не менее флот в Крыму остался, именно это обстоятельство значительно помогло в 2014 году увеличить армейскую группировку?
— То, что ЧФ был и остался, послужило основой для последующих после 23 февраля прошлого года действий. Можно сказать, что ЧФ подготовил плацдарм, офицеры знали, что творится вокруг, где расположены украинские части, сценарии развития событий прорабатывались на картах. То есть Черноморский флот со своими задачами справился — были доставлены "вежливые люди", с 27 на 28 февраля был взят Верховный совет Крыма.
— И все-таки "вежливые люди", кто они?
— "Вежливые люди" — это армейский спецназ.
— Можно все-таки приоткрыть завесу таинственности и рассказать про ход операции по блокированию украинских частей?
— Я могу процитировать генерал-полковника Волкова — "было проведено блестящее сосредоточение средств и сил специального назначения в Крыму с применением маскировочных мероприятий, неожиданных для украинцев, а также широкий набор мер по заблаговременной дезинформации противника".
В Крыму разведка НАТО прозевала все, что можно и нельзя. Причины кроются в режиме строгого радиомолчания в период сосредоточения группировки, а также в умелом использовании севастопольской базы, транспортных боевых средств, которые доставляли вооруженные силы в Крым.
— Откуда шли корабли?
— Шли из Новороссийска, и войска доставлялись по воздуху. Можно было ожидать все что угодно, Крым был наводнен войсками Украины.
Они же никуда не ушли, просто сдались. У некоторых из них оставалось оружие, но без боеприпасов, так как это было первым, что забирали "вежливые люди".
— Неужели украинцы ничего не знали?
— Кое-что, конечно, знали. Мне рассказывали, что украинцы получали информацию о том, что в феврале на Каче была заявлена посадка трех вертолетов, а сели шесть, на Гвардейском заказана посадка одного Ил-76, а сели три, 500 человек. Это были диверсионные подразделения, наводчики, проводники, которые действовали вместе с группировкой флота. Естественно, и морская пехота тоже получили боевые приказы.
— Сейчас опасности уже нет никакой в Крыму?
— Нас несколько беспокоит северо-запад Крыма, там нет никого, полоса необитаемая. Мы туда сейчас, правда, поставили станцию наблюдения. Это опасная зона. Происходит усиление украинской группировки на противоположном берегу в районе Очакова. На быстроходных катерах за 45 минут можно преодолеть это расстояние между двумя берегами.
— А С-300 есть в Крыму?
— Украинские С-300 — это устаревшие комплексы, они все были выведены из строя. Сейчас стоят новейшие российские зенитные системы типа С-300. С нашим расчетами. Украинская рухлядь осталась на Бельбеке, мы готовы были им передать, так же как и корабли, но когда начались боевые действия на юго-востоке Украины, мы полностью приостановили процесс передачи военной техники.
— Но мы будем им ее отдавать?
— Отдавать мы ее будем, но не завтра, не послезавтра и не через неделю. Пока характер поведения Киева не изменится. Дело не только в кораблях, а в огромной массе устаревшего вооружения, еще советского.
— В Новороссийске сохранится базирование кораблей ЧФ?
— Там будут базироваться подводные лодки, будет система охраны и обороны, бригада охраны водного района, отдельные сухопутные части, тыловая система.
— А в Балаклаве?
— В Балаклаве не будет ничего.
— "Мистраль" планируется к базированию в Севастополе?
— Конечно, вопрос базирования корабля типа "Мистраль" в Севастополе прорабатывался. Мы готовились к этому. Первый должен был идти во Владивосток, второй — в Севастополь. Готовились и там и там. У него большая осадка. Занимались, например, укреплением пирса и углублением дна в бухте Куриная.
— Мы сами сможем построить такой вертолетоносец типа "Мистраль"?
— Такие корабли в такие сроки мы строить сейчас не можем. Все это ушло. Скупой платит дважды, а неумелый трижды. Кому нужен корабль, который строится 6-7 лет. Ведь фрегат "Адмирал Горшков" не можем до сих пор сдать, а заложен он был в 2006 году, то есть девять лет назад. Фрегат "Адмирал Касатонов" спустили через 60 месяцев, то есть через пять лет. В советские времена корабли такого водоизмещения, например 61 проекта в Николаеве, спускали через 12-14 месяцев.
http://ria.ru/interview/20150313/1052368767.html#ixzz3UGNWw300 - цинк