там почти нечему ржаветь - практически весь металл срезали.
где есть доступ - это просто тоннели, которые простоят еще ооочень долго и даже в нынешнем состоянии выдержат много чего. а проходы в самые интересные места наглухо закрыты.
но даже то, куда можно попасть впечатляет.
Проект начали воплощать в жизнь в 1977 году, и его строительство в режиме строжайшей секретности продолжалось около 15 лет. Для строительства “объекта 221” была выбрана скала с монолитным строением, без разломов и полостей. Первоначально на неосвоенной площадке при полном отсутствии подъездных путей и инженерных коммуникаций пробурили две 180-метровые воздухозаборные шахты по 4,5м в диаметре. Затем эти стволы использовали для прокладки горизонтальных каналов, что в значительной степени ускорило темпы буровзрывных работ. Параллельно с горнопроходническими работами шло проектирование КП. К 1987 году проходку завершили и приступили к прокладке системы вентиляции, облицовке и отделке блоков. Общая площадь “объекта 221” составила 14 000 квадратных метров. Внутри него на четырех этажах в трех блоках должны были разместиться информационно-вычислительный центр, узел связи, обеспечивающий связь через спутники с кораблями в любой точке Мирового океана, автономная система жизнеобеспечения (электростанция), емкости для воды и топлива, система вентиляции и регенерации воздуха, кухня, столовая, медпункт. На рабочих местах под землей могли находиться сотни специалистов.
Ядерного оружия внутри не имелось, и держать его не планировали. Для обслуживания достаточно небольшого гарнизона, а укрыться здесь должны были офицеры штаба Черноморского флота и их семьи. Сюда бы свезли партэлиту с Фороса и других курортов вблизи Севастополя. Думаю, если потесниться, то тысяч десять человек поместились бы. А пять тысяч существовали бы вообще комфортно.
В таком убежище можно было не только жить, но и «культурно развиваться»: в нем предусмотрели постройку вместительного общего зала, где планировали показывать фильмы, проводить партийные собрания. Наверняка подумали и о библиотеке, отдельных кабинетах для «самых-самых».