Не так давно американский Конгресс утвердил самые суровые за всю историю санкции в отношении Ирана, который и так ежедневно теряет 133 миллиона долларов из-за наложенных на него ограничений. Вдобавок принимаемые Штатами меры затрагивают интересы других стран. Но Вашингтону все равно: он пугает мир ядерным оружием, которое создает Ахмадинежад.
Президент Соединенных Штатов Барак Обама в последних числах июля лично подтвердил факт применения новых мер по отношению к Ирану. Планируется, во-первых, издать указ об ограничении деятельности иранских компаний нефтехимического и энергетического направления, а, во-вторых, привлечь к ответственности финансовые институты, которые осуществляют переводы средств в банки, хоть как-то связанные с Ираном. Как можно понять, ограничения действительно беспрецедентно жесткие, как и подчеркивали представители американского Конгресса. Но если слухи о разработке Ираном ядерного оружия муссируются очень давно, почему США так ожесточились именно сейчас?
Соединенные Штаты настаивают на том, что иранский "мирный атом" - на самом деле ядерная бомба, заготавливаемая Махмудом Ахмадинежадом для удара по Америке. Леон Панетта, глава Пентагона, ранее заявил, что если иранские власти не откажутся от ограничения ядерной программы, США могут применить по отношению к Ирану самые жестокие меры, вплоть до военного конфликта.
Законопроект, утверждающий новые санкции, уже принят обеими палатами американского Конгресса. Как утверждают представители Госдепартамента, он призван контролировать те области, которые до сих пор оставались бесконтрольными. То есть санкции будут направлены против компаний и предприятий, которые сотрудничают с иранскими компаниями в энергетическом, химическом и нефтеперерабатывающем секторах. Кроме того, попадут под контроль организации, занимающиеся добычей урана для страны, предоставляющие танкеры для перевозки нефти, а также предприятия, которые выступающие посредниками в сделках по приобретению услуг и технологий для иранского правительства.
Санкции предусматривают и ограничение деятельности компаний, которые занимаются поставками обмундирования и экипировки, средств связи, слежения, радиолокационной разведки и глушения радиосигнала. Даже невооруженным глазом видно, что руки Пентагона протянулись гораздо дальше иранской ядерной программы. К тому же под действие наложенных Америкой ограничений подпадают и зарубежные компании, ведущие дела с иранскими фирмами или даже их представительствами. Фактически при соблюдении нового закона о санкциях Иран окажется в полной изоляции.
Между тем принятие нового закона не вызвало практически никаких разногласий - к примеру, в Сенате его поддержали единогласно, а в Конгрессе 421 голос был отдан "за" и только шесть - "против". В ходе обсуждения прозвучало предупреждение: отныне Иран должен согласовывать все свои действия в секторе ядерной энергетики с международным комитетом. И такое ощущение складывается, что республику вообще лишают права на собственные силовые структуры - зачем они вообще ей нужны, если не для войны с американцами?
По большому счету, главный удар нанес Ирану запрет на экспорт нефти. Третий в мире по величине экспортер черного золота вынужден был снизить поставки на 52 процента, теряя 133 миллиона долларов ежедневно и готовясь за год лишиться 48 миллиардов долларов. Естественно, недовольны и его клиенты с партнерами. Например, Китай, который является крупнейшим транспортером иранской нефти. Ему досталось за дружбу с Ираном и по другой линии: недавно США ограничили деятельность Kunlun, одного из главных китайских банков, который проводил с иранскими контрагентами многомиллионные операции. Пекин не преминул высказать Вашингтону свои претензии, заявив, что такие действия могут повлечь за собой серьезные осложнения в международных отношениях.
Но Штаты, которые на дружбу с Китаем и не претендовали, оставили все как есть. Тем более что у них есть поддержка со стороны Израиля - настолько мощная, что даже ухарство вояк из Пентагона по сравнению с ней кажется детской игрой в войнушку. Израильтяне не скрывают скепсиса в отношении "дипломатических" мер воздействия на Иран и считают единственным способом "обезопасить" режим Ахмадинежада военный конфликт. А начать его, по мысли Тель-Авива, лучше всего превентивным ударом, потому как доподлинно неизвестно, есть в Тегеране ядерное оружие или нет.
Между союзниками даже возникли небольшие противоречия: израильский премьер Биньямин Нетаньяху заверил Пентагон, что не станет покорно ждать нападения иранцев и разбомбит все ядерные объекты противника даже без помощи США. Те, в свою очередь, призвали воздержаться от радикальных мер - в первую очередь из-за их бессмысленности, ведь Ахмадинежаду, по данным американских аналитиков, никогда и нипочем не создать атомную бомбу.
Разумеется, в Иране все это слышат - и реагируют. В конце июля верховный лидер Исламской республики аятолла Али Хаменеи собрал "последний предвоенный совет", в ходе которого заявил присутствующим, что начала боевых действий следует ожидать в самое ближайшее время - не на этой неделе, так на следующей. Главная задача, поставленная перед иранскими военными, - защита всех элементов ядерной программы как единственной силы, которой страна может козырнуть на мировой арене. Американцы это прекрасно понимают и готовят соответствующие средства поражения - 15-тонные бункерные бомбы, пробивающие до 20 метров стали и бетона.
Но и этим "гонка вооружений" не ограничивается. По всей видимости, самый обсуждаемый сейчас в силовых кругах всех заинтересованных стран вопрос - кто первым нанесет превентивный удар. Потому что таковой планирует Израиль по Ирану, а Иран, зная об этих планах, не собирается покорно ждать нападения и сам готовится к превентивному удару по Израилю и США. Последние же до предела закручивают экономические гайки, прекрасно понимая, что тем самым накаляют обстановку. И не без патетики говорят о своей миссии по защите мира от иранской ядерной угрозы. Если так будет продолжаться дальше, то Али Хаменеи окажется прав - и война грянет уже этой осенью.