Причиной эскалации конфликта стала коренным образом изменившаяся территориальная политика КНР, делающая ставку в том числе и на расширение территорий. В частности, в настоящее время речь идет о расширения прибрежной полосы в Южно-Китайском море, что уже привело к росту рисков военных конфликтов между Китаем и другими государствами.
На сей раз яблоком раздора стал архипелага островов Спратли. Около года назад Китай заявил, что острова, принадлежность которых оспаривается также Филиппинами, Вьетнамом, Малайзией и Брунеем, принадлежат ему и в непосредственной близости от них будет производиться добыча нефти.
Свои намерения китайцы подтвердили, введя в спорный регион несколько десятков боевых кораблей и другие виды вооружений. В апреле этого года китайская сторона приступила к намыванию сухопутной территории на расположенных там рифах.
Как уже отмечалось выше, причины подобного поведения кроются в изменении внешней политики КНР. Как сообщает портал
"Южный Китай", для сообщества государств Юго-Восточной Азии, которые на протяжении предыдущих десяти лет при бывшем генсеке Китая Ху Цзиньтао, привыкли к регулярному укреплению связей и росту оборота торговли, новая политика Пекина стала настоящим шоком. Неожиданный разворот начался практически сразу после прихода нового генерального секретаря к власти. Сразу же после занятия Си Цзиньпином высшего поста в китайском государстве в 2013 г. Китай начал печатать новые карты своей территории.
Несколько миллионов квадратных километров морской акватории, которые большинством стран региона признавались нейтральными, Китай обозначил как неотъемлемую часть своей территории.
Подобная постановка вопроса вызвала недоумение у всех стран региона и США. Дело в том, что реализация Пекином своих территориальных притязаний означает не только установление суверенитета Китая над нефтяным шельфом Южно-Китайского моря, но и контроль всех коммуникаций между всеми странами региона. По мнению экспертов, это не только "замкнет" все страны АСЕАН на Китае, но и парализует международную активность Японии, Индии и США в этом регионе.
Подобные геополитические упражнения Пекина сопровождаются и неприкрытой "демонстрацией мышц". Так, 26 мая КНР обнародовала новую военную стратегию, согласно которой, военно-морские силы Китая планируется постепенно переводить от "защиты исключительно прибрежных территорий" к смешанному обеспечению безопасности в прибрежных районах и открытом море. При том, что ранее стало известно о намерении Китая создать мощную военную базу в 300 км от спорных с Японией островов Сенкаку.
Очевидно, что все эти телодвижения не могут оставаться без внимания соседних с Китаем государств, чьи интересы могут быть нарушены и уже нарушаются. Вместе с тем из всех из них в военном плане противостоять Китаю может только Вьетнам. Остальным приходится надеяться только на помощь извне, чем по-видимому и объясняется визит американского крейсера на Филиппины.
У Вашингтона давно имеется масса разного рода претензий к Пекину, но последние его телодвижения, затрагивающие не только третьи страны, но и американские интересы в этом регионе, явно кажутся ему перебором. Так что одним лишь Shiloh в сложившейся ситуации дело вряд ли ограничится.
Саид ХАЛМУРЗОЕВ
01:38, 03.06.2015